Логичным продолжением притчи о сеятеле является притча о пшенице и плевелах (см. Мф. 13, 24—30). Подобно упоминаемым в ней рабам, мы вновь и вновь вопрошаем Господа: «Ты создал нас Своей доброй пшеницей для счастья, отчего же мы испытываем горечь, страдаем, мучаемся сами и мучаем других?».
В притче на вопрос, откуда взялись плевелы, Домовладыка недвусмысленно отвечает: «Враг человека сделал это» (Мф. 13, 28). Диавол сеет, действуя в подражание Богу, поскольку ангелы по своей природе лишены творческого дара и могут только копировать. Но отпавший от Творца диавол не способен воспроизводить добро, он лишь может его искажать. Одержимый завистью, он во всем соперничает с Творцом. Господь сеет в мире доброе семя — сынов Царства (см. Мф. 13, 38). И лукавый тоже сеет, но только плевелы — своих «сынов» по духу и образу действия.
Сатана и подчиненные ему духи злобы пытаются наставить человека на свои стези — высокомерия, розни, самовластия, ненависти, лжи, разрушения и саморазрушения. Каким образом они достигают своей цели, ведь они невидимы? Прежде всего они воздействуют через помыслы, которые непрерывно всевают в души людей, чтобы отвести их от Господа.
В книге «Письма Баламута» английский писатель и богослов Клайв Льюис сочинил переписку двух бесов, в которой опытный учит молодого искусству соблазнения человека. Заметив однажды, что его «подопечный» готов задуматься о Боге, Баламут тут же «сыграл на той струнке» его души, которую более всего контролировал, и внушил, что «это слишком важно, чтобы заниматься этим на голодный желудок». Уступив этой мысли, человек навсегда остался атеистом.
Лукавые духи — многоопытные психологи. Они используют огромный набор уловок и приемов, сбивающих человека с правильного, богоугодного пути, и уже в течение тысяч лет, со времен Адама и Евы, отшлифовывают эту свою «технику», постоянно применяя ее на людях.
Главное ухищрение бесов – вложить свои пожелания в сердце человека незаметно, так, чтобы тот был уверен, что все мысли, желания, побуждения к действию, которые приходят ему в голову, — его собственные. Человек может думать, что он все в своей жизни решает сам, без чьей-либо подсказки, в то время как лукавый скрывается в его сердце за тьмою страстей и наслаждается его страданиями, буквально питается ими.
Духовно опытные подвижники каждому приходящему в голову помыслу задают библейский вопрос: «Наш ли ты или из неприятелей наших?» (И. Нав. 5, 13). Такими словами обратился возглавивший еврейский народ после Моисея Иисус Навин к Архистратигу Михаилу в критический момент истории Израиля. Размышляя о взятии неприступных стен Иерихона, Иисус Навин вышел в поле и увидел там человека с обнаженным мечом — знаком Божия благоволения на будущее сражение. Но, несмотря на очевидность указания, военачальник проявил благоразумную осторожность, спросив воина: «Наш ли ты?» И только услышав в ответ: «Я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]» (И. Нав. 5, 14), Иисус Навин поклонился до земли, ожидая распоряжений. Христианский мыслитель Ориген пояснял, что пример Иисуса Навина иллюстрирует слова апостола Иоанна Богослова: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин 4, 1). Следуя этому правилу, Иисус Навин «познал не только то, что есть от Бога, но и то, что есть Бог», Которому поклонился.
Так и нам нельзя оставаться в рабстве греховных пожеланий, но следует контролировать их, сверяясь со Священным Писанием, прежде всего с Евангелием, и не спешить соглашаться со всякой пришедшей в голову мыслью или следовать любому желанию, но задуматься о последствиях его исполнения. Надо ежедневно поучаться в слове Божием, погружая в него свой ум и волю, и проявлять благоразумное недоверие душевным порывам и влечениям, чтобы стать доброй пшеницей, засеянной Христом для высшего счастья — богообщения.