Иммануил Кант |
Факт действительно знаменательный, ибо, вспоминая развитие событий, оснований для оптимизма было немного. Как признает вполне либеральная "Газета", "…в то, что судья удовлетворила жалобу верующих, журналисты довольно долго не могли поверить - настолько часто суды просто штампуют свои решения, не желая вникать в суть дела и вступать в полемику со следственными органами". Не говоря уже об очевидных нарушениях, присутствовавших в этом деле с самого начала: как сообщил газете "Комерсант" адвокат Московской городской палаты адвокатов Михаил Кузнецов, защищавший в суде Люкшина и Зякина, уголовное дело велось с серьезными процедурными нарушениями: "Дело возбудил дознаватель следственной части УВД ЦАО, не имевший на это права. Вместо того чтобы опросить этих людей на месте, он сразу их задержал. Люкшина и Зякина признали обвиняемыми, но допрашивали как свидетелей, тем самым ограничивая их гражданские права. Дознаватель не осмотрел выставку, хотя он должен был это сделать".
Нельзя не вспомнить и ту массированную обработку общественного мнения по поводу "погрома", грядущего "средневековья" и "мракобесия", даже "православного талибана", которому-де нужно вот прямо сейчас положить конец, пока он всех не пожрал, как это произошло с "бедными художниками", которым нанесен и материальный, но еще более неизгладимый моральный ущерб. (Впрочем, сами "морально ущербные" почему-то с завидной для шокового состояния оперативностью попытались конвертировать свои нравственные страдания в "пи-ар", и "…требовали оставить ее [выставку - О.Б.] на месте: по их мнению, она теперь "результат диалога", а кроме того, войдет в историю отечественного искусства так же, как "бульдозерная выставка" 1974 года").
Думается, что и шестеро православных, положившие тогда, в январе конец длившемуся уже третий день вызывающему кощунству, сознавали все возможные перспективы для себя лично - а ведь это не безработные, или люди, которым нечего терять: у них семьи, работа, общественное положение, не отягченное судимостью. Как мудро заметил Кант, "поступок из чувства долга имеет свою моральную ценность не в той цели, которая может быть посредством него достигнута, а в той максиме, согласно которой решено было его совершить". И тем важнее то, что доказывали эти люди, и что получило должную оценку в суде: речь не идет о банальном хулиганстве, вандализме распоясавшихся фанатиков, как это пытались представить защитники выставки. Суд фактически признал, что в нашем обществе есть ценности, которые нельзя измерить в долларах или баррелях, и эти самые ценности имеют такое же право на защиту, как и личные 6 соток или кошелек в кармане. Констатация, на самом деле, весьма простая, и для стран с живой религиозной традицией даже очевидная. Подтверждено лишь то, что уже сказано в законах. Но вместе с тем, переоценить значение этого решения в нынешнем контексте невозможно. Впрочем, это же заставляет думать и о грядущих - более яростных и более организованных - атаках на Православие.
Ибо те, кто сейчас скромно пытается представить себя жертвами "клерикально-государственного террора", мужественно противостоящими "новому тоталитаризму", на самом деле являются выразителями, так сказать, авангардом иного весьма масштабного явления. Таковое проявляется в глобальных (и отнюдь не бесплодных) попытках нового либерального догматизма сломить сопротивление всех национальных, опирающихся на традицию, этническую и культурную идентичность преград, чтобы расчистить дорогу для идеологической, политической и экономической экспансии западной цивилизации, нуждающейся в постоянном притоке материальных ресурсов в обмен на виртуальные и спекулятивные "ценности". Потому совершенно справедливо радикальное (и более последовательное) крыло либерализма - либертарианское - видит крайне опасного соперника в Православии, поскольку сам либерализм в его новейшей модификации претендует на такой же тотальный идеологический охват всех сфер общественной, культурной и даже духовной жизни, как в свое время это делала коммунистическая идея.
Весьма характерным в одной из статей, защищавших устроителей выставки, было указание на "сакральное пространство галереи", которая в данном контексте как бы приравнивалась к храму. Если бы дискуссия велась именно в таких категориях - что Сахаровский центр является, по сути, местом отправления нового культа, - это позволило бы уйти от демагогического противопоставления "свобода творчества против религиозного фанатизма" к менее выигрышному для правозащитников, но более точному - "либерализм против национальной традиции". Иначе трудно объяснить это настойчивое, чуть ли не маниакальное стремление растоптать все ростки православного самосознания, стихийно и массово пробивающиеся в народной душе. И, кстати, никакой помощи государства в этом процессе вовсе не наблюдается - участковые людей в храмы не загоняют. Хотя - выскажу личное мнение "на полях" - даже с учетом постоянного окрика насчет светского государства, на самом деле, более корректным было бы со стороны этого самого государства все же посильно помогать, или хотя бы не препятствовать восстановлению Православия в России. Ведь что бы там ни говорили, но государство в большом долгу перед Церковью и верующими, ибо именно оно на протяжении нескольких десятилетий отнюдь не метафорическою силою пыталось вытравить христианскую веру из народной души, отнимало и разрушало храмы, расстреливало священников, устраивало всевозможные препоны на пути к храму целых поколений русских людей. И вот теперь эту искусственную, ненормальную в контексте всей российской истории ситуацию вдруг хотят спешно законсервировать, назвать нормой, "светским государством", в реальности же скопированным со сгинувшего атеистического коммунизма.
Откуда такая непоследовательность экс-борцов с тоталитарным социалистическим режимом? Почему вдруг либералы ратуют за восстановление многих атрибутов досоветской России (признаем даже царские долги), но в вопросе веры вдруг такой несгибаемый атеизм в духе почившего Общества воинствующих безбожников с пламенным атеистом товарищем Ярославским во главе? Ведь это даже чисто по-человечески нечестно: пытаться задушить веру, так сказать, на взлете, когда она только-только начинает оправляться после тяжелой болезни общества, после целой эпохи, по сути, прямого удушения. Но нет: как только речь заходит о Церкви, либерализм из-под всевозможной маскировочной шелухи о толерантности и свободе совести тут же обнажает свой металлический стержень нового "единственно правильного учения", с весьма типичной для всех "единственно правильных" манерой поведения: "Не потерррплю!"
Характерный эпизод описал Юрий Кублановский в "Литературке": когда он после августовских событий 91-го года включил телевизор, там "…Дибров пригласил в студию Елену Боннэр, и это был зримый признак, что путчисты окончательно провалились. Вслушиваюсь, что же говорит вдова великого гуманиста. И вдруг: "Почему с нами на балконе Белого дома стоял православный священник?" Мол, ему там не место, и мы не позволим клерикально-патриотическим силам присвоить себе плоды н а ш е й демократической победы. И в голосе злобное возмущение. И одобрительно кивает Дибров "Вот по тем же причинам их и сейчас (а сейчас даже больше) раздражает все: что монастырь оказался эффективным землепользователем, что Слово Божие исцеляет от страшнейшего недуга эффективнее любой коммерческой структуры, что государство начинает сотрудничать с Церковью во благо людей, что в ней находят приют и утешение и воины, и сироты, и все те, на кого не хватает времени у правозащитников, более озабоченных правами террористов-убийц.
И вот уже известный либерал-экономист, советник всех и вся по внедрению "правильных" технологий на "неправильной" российской земле, не стесняясь говорит: "никакие меры, которые усиливают духовенство, не должны приниматься. … Я в этом смысле большевик" (о том и речь!). Известнейший телекомментатор может позволить себе в высшей степени политкорректное высказывание о том, что "…беда России - это пагубная роль Русской Православной Церкви". Так что выставка "Осторожно, религия!" - отнюдь не случайная выходка в обычной манере постсоветской правозащиты, или игра расшалившихся эстетов с обостренной творческой импотенцией, а характерный эпизод в общей картине антиправославной кампании, в которую Сахаровский центр решил внести свой посильный вклад.
Сама контора с гордым названием "Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова" существует уже довольно давно, однако широкие неправозащитные массы российского населения могли узнать о ее существовании, пожалуй, только по скандальной истории с миллионами Березовского осенью 2000г. и вот теперь по новому конфузу, на сей раз на ниве борьбы с "опиумом для народа". Когда-то у директора музея Юрия Самодурова, по его словам, "…было романтичное представление, что музей может быть общим делом, стать национальным музеем". Создатели центра представляли его даже как "консультативный орган правительства и духовную (!) опору российской школьной (!) системы" (это скрывающийся от правосудия Тер-Оганьян должен был поставлять экспонаты в "национальный музей" для формирования "духовной опоры российской школьной системы"?!). Но, что характерно, сами россияне не захотели поучаствовать в этом самом "общем, национальном деле", и все попытки "самодуровцев" собрать средства на содержание музея в России окончились провалом. Потому и находился "национальный музей" на содержании американского Агентства международного развития и некоторых других зарубежных "друзей российской демократии", а с 2000г. - и "право-левого оппозиционера" Б.А.Березовского, что, впрочем, не сильно помогло.
Проблемы возникли, скорее всего, вовсе не потому, что России не нужна память о жертвах политических репрессий, как и об академике А.Д.Сахарове. Дело именно в личностях, которые способны в музее, носящем имя Сахарова, устроить ТАКУЮ выставку - давать денег на это в своем Отечестве охотников мало; равно как и финансировать под прикрытием "общего дела" банальный правозащитный "междусобойчик". В этом контексте довольно комично смотрятся высказывания директора музея: "На примере Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова формируется и действует механизм создания образа врага, который "на деньги Березовского" или еще на какие-либо "западные" или "сионистские" или "исламские" деньги ...сознательно и намеренно оскорбляет религиозные чувства народа". Помилуйте: какой механизм, если про этот самый Музей до пресловутой выставки никто ни сном ни духом? Не делайте людям гадостей, и никакого образа не будет (хотя, впрочем, и известности тоже). А насчет денег: ну сионисты с исламистами - это на совести г-на Самодурова, но средства Запада вкупе с "тираноборцем" Березовским - это что, тоже православные инсинуации? Или деньги в руках дирекции музея чудесным образом утрачивают свою достойную "национального музея" биографию?
Но дело даже не в деньгах, проблема в том, что - если отбросить подозрения в злом умысле устроителей выставки (этим пусть занимаются органы дознания) - "в сухом остатке" пребывает удивительный факт: они действительно не понимают, как глумление над какими-то образами и словами может кого-то оскорбить, вызвать столь эмоциональную реакцию человека XXI века, которую к тому же суд признает вполне адекватной нанесенному оскорблению. Они просто не видят самого факта оскорбления - поразительно, но это так: профессиональные защитники прав человека просто не в состоянии принять и осмыслить, что у людей могут быть уважаемые и охраняемые обществом и государством права на вероисповедание и, соответственно, святыни, которые для кого-то важнее кредитных карточек, работы и даже самой жизни. Потому не исключаю, что Ю.Самодуров даже где-то вполне искренне говорит об отсутствии намерения оскорбить чувства верующих. При этом директор убежден, что у него "…в этом смысле душа чиста".
Если помните, в советском сериале "Противостояние" по роману братьев Вайнеров был такой эпизод, когда следователь в исполнении О.Басилашвили обращается к доценту Козелу: "А я по Вашу душу…", на что последовал ответ: "Верите в существование души? Есть повод для дискуссии…". Уж коли предлагается оперировать такими категориями, как "душа", то обсуждение можно было бы перевести в эту плоскость, однако не уверен, что г-н Самодуров будет в этом непростом предмете большим специалистом, чем любой из священников Русской Православной Церкви. Равно как и в оценке, насколько может быть "чиста душа" у человека, проводящего кощунственные выставки.
Но сути это не меняет - непонимание тут вполне искреннее, и как всякое искреннее заблуждение просто не замечается его носителем. Как писал в свое время Гилберт К. Честертон, "для безумного его безумие вполне прозаично, потому что оно реально. Человек, считающий себя цыпленком, так же обычен для себя, как цыпленок". Как отметил г-н директор, "если бы мы считали, что выставка оскорбляет религиозные чувства, мы бы ее не открыли". Вместе с тем он допускает вероятность того, что некоторые люди, видевшие выставку, могли "почувствовать себя задетыми". Однако в этом вина не организаторов выставки, а неправильного понимания заложенного в экспонаты смысла, уверен он.
Так вот в чем проблема! Как говорил Винни-Пух, "это какие-то неправильные пчелы"! В смысле, это православные такие "неправильные", что реагируют не так, как должен реагировать православный в понимании Самодурова. "Многие работы современного искусства, в отличие от классического искусства, строятся не на прямом прочтении образа, а на понимании смысла образа от противного. К этому требуется привычка", - поясняет он. А вот ущербные православные к своему стыду просто не выработали такой привычки воспринимать предметы своей веры "от противного" (впрочем, верующие хорошо знают этого "противного" - правда, в их среде его чаще называют "лукавым").
Но, думается мы говорим о несколько разных категориях. Если человек не до конца понимает (что естественно для неверующего), какие моменты могут быть оскорбительны для верующих, а какие нет, логичнее было бы спросить самих верующих (хотя, интересно, как можно браться организовывать подобные выставки, не понимая таких вещей?). Вот характерный диалог директора Музея им. Андрея Сахарова Юрия Самодурова с корреспондентом "Известий":
"- Вам не кажется, что затевать такую выставку было, мягко говоря, неосторожно?
- Я не хочу жить в стране, где разрешения на такие вещи надо спрашивать у РПЦ.
- Не разрешения - а консультации, и необязательно у РПЦ. У вас ведь есть знакомые либеральные священники.
- Я сам осматривал выставку за день до ее открытия…".
Значит, в вопросах отношения к православным святыням Церковь нам - не указ, суд - тоже не прав, кто же тогда должен выносить заключение о наличии факта оскорбления религиозных чувств, нарушения прав верующих? Оказывается… искусствоведы. Вот что говорит Самодуров: "…нас очень удивил состав экспертов. По моему мнению, это люди довольно далекие от галерейного и музейного дела. Мы просили, чтобы дополнительно были привлечены заведующий отделом современного искусства Третьяковской галереи, Русского музея, Директора государственного центра современного искусства". Это что - признанные специалисты по Православию? Эксперты по определению степени морального ущерба, нанесенного верующим? Психологи, юристы? Речь не идет о художественном достоинстве тех или иных "произведений искусства" (которое, кстати, и без экспертного заключения весьма сомнительно), а о судебной оценке того вреда, того оскорбления, которое испытывает каждый верующий при ознакомлении с подобными "экспонатами". При чем тут "галерейное и музейное дело"? Если на улицах будут расклеены ваши фотографии в обнаженном виде, что - нужно обязательно привлечь экспертов по художественному фото, чтобы установить факт морального ущерба для изображенного на картинках? И неужели непонятно, что в подобных случаях погром - это не то, что вы будете силою срывать эти фотографии. Погром - это тот факт, что они висят.
Недавно общественная организация "Еврейский мир" возмутилась по поводу рекламы торгового центра, на которой изображен религиозный еврей и надпись "Центр "Москва" работает и по субботам" (кстати, возмущение тут, по-моему, вполне оправдано). Всегда ехидный Виктор Шендерович по данному поводу шутить отказывается: "…плакат, о котором идет речь, безусловно, оскорбляет чувства верующих. Ортодоксальный еврей, изображенный в рекламе, радуется возможности нарушить Божьи заповеди. Это прямое оскорбление". Но в этой ситуации вдруг проявляется и понимание правозащитников: "в нашей стране долго и упорно отучали евреев соблюдать свои традиции, закрывали школы и синагоги. И только вроде все наладилось, как им снова дали по рукам" (Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека).
Честное слово, уже надоело задавать риторические вопросы: "а почему вы в одном случае…, а в другом…?" Они сами все это прекрасно знают. А если не знают, то пусть, в конце концов, консультируются у тех, кто может судить о Православии не понаслышке. Но важнее другое: никто не застрахован от ошибок. Опять же, по незнанию и непониманию - в данном случае: чувств, которые испытывают верующие. Но есть вполне общедоступный способ загладить последствия ошибки и предотвратить ее повтор, тут православные охотно готовы поделиться опытом, составляющим основу их вероучения - опытом покаяния. Человеку свойственно ошибаться, однако настаивать на своих ошибках свойственно, как известно, не всем. Первоначально казалось, что путь диалога не исключен даже в данном вопиющем случае. По крайней мере, довелось читать о том, что якобы "…дирекция Центра имени Андрея Сахарова принесла извинения верующим. У входа повесили объявление, в котором от имени руководства приносились извинения посетителям, "чьи добросовестные убеждения и глубокие чувства задеты темой выставки и представленными на ней работами". "Мы считаем эту тему важной и не хотели вас оскорбить", - говорится в объявлении".
Т.е., скажем деликатно, ошибку признали, и даже попытались загладить. Но вот что мы слышим теперь: "По реакции общества мы поняли, что такие выставки надо устраивать. Только в следующий раз надо будет накануне устроить более серьезное обсуждение в СМИ, снабдить работы подписями, на афише напечатать предупреждение и усилить охрану" (Ю.Самодуров в интервью "Известиям"). Читаешь, и глазам своим не веришь: из какой такой реакции общества директор музея делает столь неожиданный вывод? Из тысяч и тысяч возмущенных писем верующих в прокуратуру, в СМИ? Раз такая волна возмущения, значит - нужно усилить охрану, и творить кощунства назло? "Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми при этом встречается", настаивает г-н Самодуров. Не знаю, какого масштаба должны быть эти самые "определенные издержки", чтобы кому-то стала, наконец, заметна та грань, которая отделяет ошибку от преступления…