20 июня / 3 июля Церковь чтит память священномученика Мефодия, епископа Патарского († 312), – смиренного пастыря и непримиримого борца за чистоту Православия. Верность Христову учению он доказал и словом, обличая в своих богословских трудах и духовных сочинениях ереси и еретиков, и жизнью: епископ пал от рук язычников, требовавших отречься от Христа.
Епископ Мефодий учит и нас твердо следовать за Христом.
Усекновение главы священномученика Мефодия Патарского
Истинное наше зло – неуподобление Богу и неведение о Нем; и, напротив, великое добро – уподобление Ему.
* * *
Быть в точности по подобию Божию возможно тогда, когда мы, отпечатлев черты Его человеческой жизни в самих себе, как бы на досках, подобно искусным живописцам, сохраним их, изучая тот путь, который Он Сам открыл. Для того Он, будучи Богом, и благоволил облечься в человеческую плоть, чтобы и мы, взирая, как бы на картине, на Божественный образ жизни Его, могли подражать начертавшему ее.
* * *
В книге Закона (Лев. 2: 13) запрещается приносить в жертву Господу Богу всякий дар, если он не осолится солью. А для нас едкою солью, очищающею на пользу, служит всякое духовное упражнение в Писаниях, без которого душа не может разумно принести себя в жертву Вседержителю.
* * *
Господь говорит людям не вдруг с самого начала; но когда душа приготовится многими способами и упражнениями и взойдет на высоту, сколько возможно человеческой природе, тогда Он говорит и открывает глаголы Свои возвысившимся до этого.
* * *
В древности, после того как человек за преслушание был изгнан из рая и переселен, поток тления разлился широко и, несясь с необычайною стремительностью, не только во вне беспорядочно увлекал все встречающееся, но и, вторгаясь внутрь, потоплял души.
* * *
Человек, склонившись к тлению, делается тленным и смертным, а склонившись к нетлению – нетленным и бессмертным. Так, находясь между древом жизни и древом познания добра и зла, он, от плодов которого вкусил, в образ того и изменился.
* * *
Не смешными ли можно назвать тех, которые в вещах маловажных употребляют все усилия, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого, а к предметам необходимым, чрез которые у них особенно усиливается любовь к целомудрию, не прилагают величайшего усердия?
* * *
Те, которые потеряли крылья и предались удовольствиям, не отстают от здешних скорбей и забот, пока они, подчинившись страстной похоти невоздержания, не будут отвергнуты и удалены от области истины как предавшиеся вместо стыдливого и целомудренного деторождения диким удовольствиям любви.
* * *
Напротив те, которые обладают хорошими крыльями и легко поднимались из сей жизни в места вышемирные и видели издали то, чего никто из людей не видал, то есть самые луга нетления, в изобилии произрастающие цветы несравненной красоты, постоянно стремятся к ним, вспоминая тамошние зрелища, и поэтому считают маловажными здешние воображаемые блага: богатство, славу, знаменитость рода, и ничего такого не считают важным. Но хотя бы кому-нибудь из них предстояло отдать тело свое зверям или огню на истязание, они с готовностью и без уныния переносят страдания, по любви и стремлению к тем благам; так что им кажется, что они, обращаясь в мире, не находятся в мире, но мыслию и желанием уже находятся в обществе жителей небесных.
* * *
Нет ничего столь действительного для возвращения в рай, для восстановления в нетление и примирения с Богом и столь спасительного для людей, руководствующего нас к жизни, как девство. Впрочем, его имеют и те, которые девственно живут с своими супругами; они приносят как бы отрасли от ствола его.
* * *
Христос, восхваляя твердо пребывающих в девстве, говорит: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн. 2: 2), сравнивая дар девства с лилией по чистоте, благоуханию, приятности и красоте. И невеста должна соответствовать Жениху, равно как должна быть чистою и непорочною, подобно запечатанному саду, в котором растут всякие ароматы небесного благоухания, чтобы один Христос, пришедши, срывал их, произросших от бестелесных семян.
* * *
Ум, очищенный прилежными трудами и подвигами от различных потемняющих его помыслов, становится проницательнее к истине.
* * *
Любовь есть плодовитое дерево и широколиственнейшее из всех, как изобилующая и исполненная благодатных даров.
* * *
Не безвинен тот, кто, будучи причастен благодати, не станет прославлять прекрасного благодарственными речами и не будет порицать дурного.
* * *
Порок никогда не познает ни добродетели, ни самого себя.
* * *
Начало всякого доброго дела имеет основание в нашей воле, а окончание – в Боге.
* * *
Надобно совершенно всего себя посвятить Богу, как по душе, так и по телу, чтобы быть вполне благоустроенным и не иметь недостатка.
* * *
Поистине благо тому, кто, с детства подклонив выю под учение божественное, до старости не сбрасывает этого всадника, сидящего над чистыми мыслями: потому что лукавый постоянно увлекает ум к худшему.
* * *
Пусть же не заглушает вашего слуха нечистота, пресмыкающаяся по земле; пусть печаль не нарушает радости, ослабляя надежды на лучшее. Но без уныния отгоняйте от себя случающиеся с вами несчастия, не смущая разума воплями. Пусть всегда побеждает вера, и свет ее пусть рассеивает призраки, наводимые лукавым на сердце.
* * *
Шествуйте, юные дщери новых веков! Шествуйте, наполняйте ваши сосуды правдою! Ибо уже время встать и идти навстречу Жениху. Шествуйте, смело проходя мимо забав и прелестей житейских, смущающих и очаровывающих душу, ибо вы получите обещанное. «Клянусь Тем, Кто указал нам путь жизни».
* * *
О Блаженный, живущий в пречистых обителях небесных, содержащий все вечною властью Своею! Приими и нас предстоящих, Отче, вместе с Сыном Твоим, внутрь за двери жизни.