Архиепископ Кирилл, Сан-Францисский и Западно-Американский. |
Высокопреосвященнейшие владыки, Преосвященнейшие архипастыри, досточтимые отцы и боголюбивые чада Единой Церкви Христовой!
Со умилением душевным и непоколебимым упованием на волю Творца, Царя, Спасителя и Утешителя нашего, во Пресвятей Троице нами исповедуемого и прославляемого, открываем в храме сем, освященном в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте», и пребывающем под Ея святым покровом, IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви во изгнании сущей.
Причины, смысл и Божественный Промысел о нашем изгнании является именно тем вопросом, который предстоит нам, а в нашем лице и всему нашему многострадальному русскому народу, обсудить и осмыслить, в благоговейном молитвенном подвиге, в ближайшие дни. Позвольте в таком случае, ради предельной краткости пропуская обычные церемониальные фразы и повествования о нашей епархии, остановиться на самой сути предстоящего великого нашего молитвенного подвига и вникнуть в тот самый вопрос, который нам предстоит с вами правильно осмыслить, дабы исполнилась воля Всевышнего, а не наша собственная.
«Блаженни изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное», – возвестил нам Господь. Блаженные те, кто правды ради потерпел изгнание, потому, что они, через испытания и стояние в вере очистив свои сердца, становятся способными приблизится к Царствию Небесному, то есть Царствию Божию, которое не от мира сего. Это общеизвестное учение Христово является духовной основой и смыслом существования нашей Русской Зарубежной Церкви, промыслительно свидетельствующей о правде Божией во всех концах мира и на всех языках.
Словами «правды ради» Христос Бог ознаменовал, что Царствие Божие, Царствие Небесное – удел тех, кто, исповедуя Божественную правду, высшую правду, терпит за это изгнание. Этой Божественной правдой является именно вера в Бога, исповедание Пресвятой Троицы, проповедь слова Божия, служение Христу, Пречистой Матери Его, Его святым угодникам – все то, чему нас учит святое Евангелие, все то, что святые отцы вложили в Символ веры.
Именно эта правда, а не что иное, привела к созданию Русской Зарубежной Церкви в те страшные годы, когда какой-то части ее по Промыслу и повелению Божию было дано вырваться за пределы обуреваемой небывалыми, неописуемыми гонениями России, захваченной в плен обезумевшими безбожниками.
Со смирением, преклоняясь перед волей Всевышнего, наши пастыри приняли на себя бремя сохранения православия среди русских беженцев, выброшенных за пределы безбожного террора катаклизмами истории. Если сейчас нам кажется – особенно тем, кто живет в более обеспеченных епархиях, – что наша Зарубежная Церковь процветает на солнышке демократического Запада (как он некоторым представляется), то следует вернуться мысленно к тем годам, когда приснопамятный Митрополит Антоний, его сподвижники и преемники, пеклись о наших родителях, дедушках, бабушках, невзирая ни на нищету, ни на сыплющиеся бомбы, ни на бушующие революционные или военные кризисы, будь то в Китае, или в Германии, или в Польше… Мне, как и многим из вас, Господь Бог даровал счастье знать и принять из первых уст совершенно отчетливые, до мельчайших подробностей, воспоминания о том, как мучились, как страдали, как маялись и бедствовали попавшие на чужбину правды ради изгнанные. Мне передали, как и многим из вас, строгое увещевание и завет: сохранить, уберечь и донести снова до России правду Христову, но вместе с ней донести и до родных и духовно близких людей всю горькую, страшную и непростую правду о том, что было пережито в лютые годы революции, братоубийственного противостояния Гражданской войны, а затем, нами, выжившими, в изгнании, вне России.
Потому что пережито было много. Пусть это одно простое слово «много», будет нам на сегодняшний день достаточно выразительным напоминанием о всем том тяжелом, горьком, трудном, что выпало на долю наших русских в рассеянии. Но если взять из всего этого пережитого самое главное, единственное однозначное, то что мы выберем? Лично для меня, и как архипастыря, и как русского православного человека, этой ключевой нотой являлась молитва о спасении России.
Можем ли мы усомниться в том, что после многих десятилетий неустанных теплых молитв таких усердных молитвенников, как наш святитель Иоанн и его преемники и собратья – архиепископ Антоний, епископ Нектарий, которых многие из нас помнят и чтят, или их предшественника святителя Тихона, исповедника, озарившего наши края своим благодатным пастырским подвигом за десять лет до восшествия на патриарший престол, да и множества других наших достойнейших православных братьев и сестер, отцов и матерей, верных чад Христовой Церкви и дивных пастырей и наставников их и во Отечестве и в рассеянии сущих, – разве мы можем усомниться в том, что главная их молитва и воздыхание о порабощенной богоборцами, мучителями и гонителями России, могла остаться не услышанной?
Господь Бог, по Промыслу Своему, не только даровал России избавление от власти богоборцев, от гнета безбожного, Он, по несказанному Своему милосердию, сделал это так, что ни один зрячий и слышащий человек не может в этом сомневаться. Явственно, на наших глазах, предстают со всех сторон картины, свидетельства, образы и наглядные доказательства о том величайшем чуде, которое Всемилосердный Господь и Всесильный Владыка сотворил на нашей земле, в Отечестве предков наших русских, в Доме Богородицы. Каждый может сам, даже не покидая дома, услышать со всех концов земли дивный пасхальный благовест, разливающийся над всей Россией, во всех ее концах, стоит только поднять телефон или включить вещание. Каждый может сам убедиться, при помощи доступной технологии, в том огромном количестве исповедующих, проповедующих и с трепетом оберегающих каноническое, чистое православие, которые открыто и свободно действуют через электронное вещание, донося до любой точки Земли наши вероучения, песнопения, иконопись, святоотеческие творения, духовное и культурное наследие всех истинных христиан. Разве можно было себе представить всего лишь 20 лет назад, в дни Чернобыльской катастрофы, что настанет час, когда можно будет напечатать на любом алфавите, например, слова «святитель Игнатий (Брянчанинов)» – и на компьютерном экране мгновенно появятся, словно в сказке, не один, не два, но сотни и даже тысячи источников, материалов, статей… и не только самих творений святителя Игнатия, но и уже обильного потока последователей его учения об аскетизме, ревнителей его памяти, подражателей ему…
Поэтому, когда в ближайшие дни мы будем рассматривать вопрос о духовном общении с Церковью в России, давайте конструктивно обсуждать прошлое, а не осуждать его по грешному естеству нашему. Критикам, дерзающим, не вникая по существу в действительность, не прочитав официальные документы, не ознакомившимся, например, с актом покаяния, произнесенном нынешним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II сразу после того, как сменилась власть в России, ленящихся (скажем честно) потрудиться и просмотреть изобилие наглядных доказательств о том, что в России на наших глазах происходит чудо, а не что иное, я посоветую воспользоваться этой возможностью, посмотреть самим, прочесть, вдохнуть и осязать, что произошло и происходит с Церковью в России, которую Всемогущий Господь Бог соизволил воскресить, аки Лазаря Четверодневного. Видно, как и разлагающийся Лазарь был достоин подобного великого Божиего снисхождения, так и Церковь Русская, со всеми ужасами, которые пришлось ей претерпеть, удостоилась такой великой Милости Божией.
Как же можем мы, верующие в воскрешение Лазаря Господом, сомневаться в воскрешении во плоти Церкви Русской? Свидетельство об этом поразительном чуде фиксируется ежечасно и ежеминутно вокруг нас, о нем свидетельствуем мы – архипастыри, являющиеся преемниками святых апостолов по каноническому праву, а вместе с нами еще и тысячи профессиональных обозревателей, исследователей, богословов, педагогов, деятелей науки и искусства. Ведь не просто кому-то вдруг эта мысль пришла в голову, но в точности так же, как и во дни первого пришествия Господа нашего Иисуса Христа, весть о происшедшем чуде поразила одновременно множество свидетелей, обратив многих к Богу и тем самым распространяя сам факт чуда дальше, глубже, порождая множество новых чудес. Именно так бывает всегда, когда задействована благодатная сила Духа Святого.
Воскресший Христос, снизошедший до немощей святаго апостола Фомы, нуждающегося в дополнительных доказательствах, воскресший Христос, смерть победивший и ад пленивший, воскресший Христос, воскресивший Лазаря и даровавший слепому от рождения дар видеть и исповедовать Христа, воскресший Христос, исцелявший и прощавший расслабленных, мытарей, блудниц, праздных юношей, детей, даже язычников и даже разбойника, покаявшегося в час смертный на кресте, воскресший Христос, обличавший и наставлявший книжников и фарисеев, воскресший Христос, облагодетельствовавший из них дружбой своей Иосифа Аримафейскаго и Никодима Праведного, воскресший Христос да победит и в каждом из нас всякую немощь, грех, соблазн, вражду, непонимание и дух гордыни, и да ниспослет нам всем, избранным здесь на Соборе сем, но вместе с нами и всем тем, кто о нас молится и с нами соподвизается в эти ответственнейшие дни, и да поможет нам здесь и впредь, повсюду, последуя Ему, подчиняясь Ему Единому, Непобедимому нашему Господу, Искупителю, Творцу, Царю и Судие, совершить Его святую, всеблагую Божественную волю, Ему же всякая слава подобает.
Аминь и Богу нашему слава!
7 мая 2006 г.