30 июля 1904 года Николай
II записал в своем дневнике: «Незабвенный,
великий для нас день, в который так явно посетила нас
милость Божья. В час с четвертью дня у Аликс родился
сын, которого при молитве нарекли Алексеем». В
2009 году 105 лет со дня рождения
цесаревича-страстотерпца.
Ширма
Коллекция музея театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова известна всему миру своим богатством и разнообразием, но истинную ценность всей коллекции и отдельных ее экземпляров мы узнаем только сейчас.
30 июля 2007 года из постоянной экспозиции музея были извлечены ширма французского театра Гиньоль и несколько кукол: Арлекин, Капрал и Невеста. Для осмотра и подготовки к съемкам фильма о жизни Саввы Мамонтова (режиссер Е. Герасимов, художник Е. Татарская) ширму подняли в мастерские, и там при ярком свете в глаза бросились две бумажные бирки, наклеенные на ее боковой поверхности. Первая – розовая, с надписью «Инв. номер 5603» красным карандашом – не вызвала никаких эмоций. Зато вторая привлекла своей необычностью: на кусочке бумаги, размером с небольшую почтовую марку, с выцветшим орнаментом и перфорированным, как у марки, краем, четыре коротких строчки, сделанные чернилами: «Александр. дворец пол. насл-ка. Игральная № 333».
Бирка |
1 августа 2007 года ширма и куклы отправились на съемку, впервые покинув стены нашего театра. А 1 августа 1917 года последний российский император и его семья навсегда покинули Александровский дворец и отправились в ссылку в Тобольск, которая закончилась расстрелом в подвале Ипатьевского дома. «Бывают странные сближения», – записал когда-то А.С. Пушкин.
Сразу после отъезда царской семьи в Александровском дворце началась инвентаризация царского имущества, которую проводила художественно-историческая комиссия Временного правительства. В комиссию входили такие видные деятели культуры, как Г.К. Лукомский, Э.Ф. Голлербах, А.Н. Бенуа. Это они наклеили ту самую бумажную бирку, которая позволила через 90 лет определить, что ширмой некогда играл цесаревич Алексей. В 1918 году большевики провели еще одну инвентаризацию и открыли Александровский дворец для посещения; экспозиция детской половины просуществовала до 1931 года и была передана в 1932 году в Музей игрушки. Коллекция Музея игрушки была широко представлена в начале 2001 года на выставке в Государственном Историческом музее. На некоторых предметах этой выставки были такие же бумажные бирки, как и на ширме.
На товарной этикетке, сохранившейся на передней панели ширмы, указано, что она изготовлена эксклюзивно и продана магазином игрушек «Детский рай», располагавшимся в самом центре Парижа, на пересечении улиц Риволи и де Лувр. На куклах, в отличие от ширмы, нет никаких указаний об изготовителе, но они сделаны с большим вкусом и удивительны сами по себе.
Куклы эти преподнесли сюрприз ничуть не меньший, чем ширма, ибо сходство кукол с портретами императора Николая и его супруги императрицы Александры Федоровны заставили достать из экспозиции и другие куклы, поступившие в ГАЦТК из Государственного музея игрушки вместе с ширмой. Каково же было удивление, когда одна из кукол оказалась похожа на мать Николая II – вдовствующую императрицу Марию Федоровну, другая – Полишинель – на светлейшего князя К.А. Горчакова. Арлекин – «плут» и «обжора», смесь невежества, остроумия, глупости и грации – своим огромным, спрятанным под черной маской носом и бородой напомнил друга царственной семьи Григория Распутина. А самая невзрачная на первый взгляд кукла, одетая как служанка, хотя это Мадлон – жена Полишинеля, оказалась, бесспорно, похожей на няню цесаревича Алексея М.И. Вешнякову.
Некоторые детали костюма кукол также свидетельствуют о том, что куклы представляют членов семьи императора Николая II и его окружение. Так, на пуговицах мундира куклы, похожей на Николая II, изображен якорь, значащий в христианской символике спасение и надежду, а само сочетание имени Николая и якоря напоминает о другом Николае – святом Николае Мирликийском, покровителе мореплавателей.
На голове куклы, изображающей Александру Федоровну, под прической видны несколько маленьких гвоздиков, вероятно, для крепления какого-то украшения, возможно диадемы – любимого украшения императрицы.
На костюме Арлекина пять пуговиц с изображением пятиконечной звезды. Этот древний символ, располагаясь вершиной вверх, обозначал учителя, наставника. «Учитель» – именно так обращалась к Распутину Александра Федоровна. Но если перевернуть звезду вершиной вниз, то она приобретает совсем другое значение и становится символом диавола. Интересно, что Распутина, с легкой руки журналистов тех лет, до сих пор называют «святым диаволом».
Меньше всего похожа на своего прототипа кукла Офицера в треуголке, но это, несомненно, сам наследник. Под треуголкой спрятаны белоснежные волосы – символ божественного величия. Вспомним, что рождение наследника было воспринято как дар Божий. Непохожесть же куклы объяснима тем, что сложнее всего делать портретную куклу на ребенка. В нашем театре обычно не берутся за такую работу.
У всех кукол, изображающих членов императорской семьи, головы сделаны из папье-маше, а у Арлекина и Мадлон головы деревянные. Это может быть объяснено тем, что по сюжету пьес театра Полишинеля-Гиньоля главный герой лупил окружающих дубинкой. Но бить по голове кукол, изображающих августейших особ, было непозволительно, поэтому все тумаки доставались Арлекину и Мадлон. Скол на бороде Арлекина, возможно, возник в результате драки с Полишинелем.
Внутри некоторых кукольных голов обнаружены кусочки бумаги, которыми оборачивали указательный палец руки для лучшего закрепления куклы. В основном это был крафт, но в одной головке был найден кусочек кальки с фрагментом плана какого-то здания. Расположение комнат, колонны и балконы, а также надписи на чертеже «санитарка» и «грязное белье» позволяют предположить, что это часть плана Екатерининского дворца, в котором располагался лазарет ее величества императрицы Александры Федоровны, где в годы войны работали как сама императрица, так и ее старшие дочери. Приезжал туда и цесаревич. Для раненых устраивались концерты артистов императорских театров. Возможно, что и наши куклы участвовали в таких представлениях.
О том, сколько вообще было кукол в «кукольном театре» цесаревича Алексея, кто их изготовил и кому пришла в голову идея сделать кукол, похожих на членов императорской семьи, нам не известно, но совершенно очевидно, что все кукольные персонажи изображают самых близких наследнику людей – мать, отца, бабушку, няню и… Распутина. Фигура Распутина далеко не случайная в этом списке; вспомним хотя бы его утверждение и твердое убеждение императрицы, что пока жив Распутин – жив и наследник. Полишинель, при всей своей схожести с Горчаковым, скорее всего сам Гиньоль, каким его изображали на плакатах начала ХХ века.
Место изготовления ширмы и кукол говорит об очень высоком положении человека, который заказал и преподнес этот подарок наследнику. Это могла быть, например, бабушка цесаревича Мария Федоровна, которая много времени проводила за границей, в том числе и во Франции. Но вполне вероятно, что этот необычный подарок преподнес премьер-министр Франции Раймон Пуанкаре во время официального визита в Санкт-Петербург 9 июля 1914 года. Вот что об этом визите написал император Николай II в своем дневнике: «В 11:30 Пуанкаре привез сам подарки для Аликс и детей». На следующий день делегация на броненосце «France» покинула Петербург, а через несколько часов после этого Австро-Венгрия объявила ультиматум Сербии – началась Первая мировая война. Что произошло дальше, всем хорошо известно. Может быть, поэтому мы ничего и не знали об этих куклах, ведь даже участники тех событий в своих мемуарах описывают только ход войны, политический кризис, революции – одну и другую – и очень мало пишут о жизни и быте императорской семьи.
Ширма и куклы попали в театр гораздо раньше даты, указанной в журнале учета поступлений. В 1945 году они были лишь зарегистрированы, поступили же они после создания в 1937 году музея театральных кукол, основателем и первым директором которого был А.Я. Федотов. В путеводителе по музею 1940 года он достаточно подробно описывает ширму и кукол, но… как типичных для французского театра. Тогда были другие времена.