Прп. Сергий и Серафим. Борис Михайленко |
Анализ изображений этих святых уже предпринимали некоторые исследователи[1], но ограничивались они главным образом началом ХХ в., а между тем, XX век представляет в этом смысле большой материал для изучения.
Ростовская финифть, пройдя, как и весь русский народ, свой путь духовного отречения, в конце 1980-х и начале 1990-х гг. возвратилась на круги своя, к истокам – религиозной миниатюре. Появление финифти в Ростове в XVIII в. было наитеснейшим образом связано с потребностями архиерейского двора в украшении живописной миниатюрой на эмали богослужебных книг, утвари, одежды священнослужителей, а также икон, распятий и панагий. Весь этот перечень применения финифти в XVIII – XIX вв. возобновляется в полном объеме и в настоящее время. Поначалу художники пишут несмело, повинуясь смутному внутреннему чувству; а теперь многие из них, особенно молодые, пишут только религиозные миниатюры.
В поле нашего зрения вошли произведения художников различных поколений[2]. Главным образом пишут образ преподобного Сергия Радонежского, и большей частью эти изображения появились в год празднования 600-летия со дня кончины Преподобного в 1992 году.
Сергей Минько пишет образ преподобного Сергия[3] в полный рост, имея в качестве ориентира покров 1420-х гг. В 1992 г. молодой художник еще только начал вникать в каноны русского иконописания, он точно скопировал образец, лишь дополнил его подобием ангельских крыльев за спиной святого.
В 1998 г. ему вновь представился случай обратиться к образу святого.[4] Образцом служил этот же покров, но на этот раз художник дает погрудное изображение. В лике ощущается легкая характерная асимметрия. Волосы и борода прописаны пластичными тонкими почти симметричными линиями. Раскрытая правая рука преподобного прижата к груди. В левой – свернутый свиток. Композиционное и колористически-тональное решение миниатюры гармонично и классически закончено. По краю пластины художник дает зеленовато-оливковую кайму, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Авторской находкой можно считать обозначение складок на мантии и кукуле подобием заиндевелых веточек, проведенных темной краской и на концах белой (как бы припорошенных инеем), – очень выразительный и оригинальный художественный прием.
Владимир Грудинин знакомится с житийной литературой о святом, летописными источниками, смотрит иконографический материал, близкий по времени к жизни святого – покров, иконы. Образ преподобного Сергия[5], написанный им в 1992 г., не только канонически правилен, но также отмечен портретным сходством: характерно посаженные выразительные серые глаза, чуть вытянутые пропорции лица. В миниатюре проявляются индивидуальные качества, отличающие руку мастера: колорит, приемы письма, особенно доличного. Художник мягко прорабатывает складки монашеского одеяния преподобного, выделяя их тональными переходами.
Константин Лола[6] помещает поясное изображение святого на фоне Троице-Сергиевой обители, на верхней крышке коробочки, украшенной жемчугом, перламутром и нефритом. В данном случае в изображении преподобного преобладают декоративизм и внешняя красота.
Валентина Коробова исполнила копию[7] с финифтяной иконы неизвестного мастера второй половины XIX в. Подобные иконы, изображающие святых в черной мантии, голубом кукуле, с желтым нимбом на сплошном голубом фоне, широко тиражировались в ростовской финифти XIX в. Живописец выдерживает стиль копируемого образа, складки одеяния святого графичны и выделены контрастным цветом: по зеленому – черным, по черному – коричневым.
Интересное изображение преподобного находим мы у художницы Марины Рожковой (Масленниковой). Икона (1997)[8] исполнена по типу житийных, в центре - поясное изображение святого в изумрудно-зеленом кукуле и сиреневато-коричневой мантии на теплом фоне охры. Правой рукой он благословляет, в левой руке держит сложенный свиток. Клейма читаем слева направо:
1 – видение отроку Варфоломею,
2 – пластина с надписью «Пр. Сергий Радонежский Чу.»
3 – Сергий кормит дикого медведя,
4 – явление Богоматери Преподобному,
5 – образ Сергия Радонежского
6 – благословение кн. Дмитрия Донского,
7 – строительство келий,
8 – Прп. Сергий воскрешает отрока,
9 – видение птиц прп. Сергию
Иконографической основой художнице послужили гравюры, опубликованные в статье О.И. Зарицкой[9] в каталоге СПГИХМЗ. М.А. Рожкова, имея перед собой этот каталог, самостоятельно отбирает сюжеты для клейм и разрабатывает композиционную схему, в основе имеющую форму креста, построенного при помощи преобладания в общей колористической системе охры.
Молодой художник Валерий Садиков в качестве стилистической ориентации выбрал византийской иконопись и мозаику. Это явно сказывается в миниатюре, исполненной в 1998 г.[10]: подчеркнутая графичность основных линий лика и складок одежд, ряды белильных оживок на волосах и бороде святого. Фоном служит изображение облаков, которые крупными своими массами монументализируют и выявляют фигуру святителя.
Св. Серафим. Т. Пантелеева |
Борис Михайленко также чтит память святых Сергия и Серафима. Под впечатлением двух событий: перенесения мощей Серафима Саровского в 1991 и юбилея преподобного Сергия Радонежского в 1992 г., он изображает святых вместе на одной миниатюре.[15]
Иконографическим ориентиром ему могли послужить финифтяные образа XIX в., в частности икона из собрания ГМЗРК «Святые Димитрий и Иаков Ростовские»,[16] где святые изображены на фоне неба, в верхней части – Троица, благословляющая святых и посылающая свои благодатные лучи на землю. Сильно понижен уровень горизонта, что подчеркивает особую значимость святых. Данную иконографию с незначительными изменениями применяет Б.М. Михайленко. Слева изображен Сергий Радонежский, справа – Серафим Саровский, между ними на втором плане деревянная часовенка – символ церковного строительства святых. Большую часть пространства иконы занимает серебристо-сероватое облачное небо. В облаках изображена Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Если колорит иконы XIX в. празднично-декоративный, с обилием позолоты, то наша икона – воплощение благородства серебра. Мягкий свет, исходящий от Святой Троицы, освещает фигуры святых, и от них струится то незримое сияние, которое передается смотрящему на икону духовным трепетом, озарением.
Лариса Самонова пишет парные иконы свв. Серафима Саровского и Николая Чудотворца. Она изображает святых на голубом свето-воздушном фоне неба. Образцом для копирования образа Серафима Саровского послужил календарь 1992 г. (выпуск ТСЛ), на котором репродуцируется одна из ранних икон. Художник по образцу пишет только фигуру и лицо святого, изображая его в том же повороте в три четверти с молитвенно сложенными руками, но нимб – ореолом струящегося холодновато-желтого света и фон не золотой, а воздушный. Миниатюра полуовальной формы заключена в оправу из скани и зерни с крупными фианитами (ювелир М.А. Фирулин[17]).
Святитель Димитрий Ростовский – духовный писатель, проповедник, автор житий святых и других сочинений, в том числе, драм на библейские сюжеты. «Имя сего Пастыря славилось не одними заслугами в Церковной нашей словесности, но притом еще и Христианскими высокими добродетелями. Кроме всеобщего попечения о пастве своей, кроме многих личных его добрых качеств, он особенно сострадателен был к больным, нищим, сирым и беззащитным и на них употреблял все избытки своего имения. По сему-то после его, кроме библиотеки, ничего из имения не осталось».[18]
Свт. Дмитрий Ростовский. Н. Куландин |
Свт. Димитрий. Владимир Грудинин |
По типу изображения с предыдущим портретом схожа миниатюра, исполненная Екатериной Михайленко. Здесь святой также в архиерейском облачении, только исполнен он по другому, более реалистическому образцу.
Ростовские живописцы по эмали в последние годы шаг за шагом постигают законы миниатюрной иконописи, восстанавливая утраченную в 1920-1930-е гг. способность свободно работать в этом жанре. Они изображают святых согласно установившимся правилам – иконописным канонам, используя в работе разнообразные источники: от репродукций древних икон и памятников лицевого шитья до поздних образцов иконописи. От древних икон в миниатюру переходят характерные приемы плоскостного письма, плавей, обратной перспективы, а от поздней иконописи – реалистические тенденции.
Если внешние иконографические атрибуты усваиваются художниками, как мы видим, довольно быстро, и профессиональными навыками они владеют достаточно хорошо, то накопление духовного опыта у каждого идет своим, порой очень нелегким путем. По большому счету, это также сказывается на эмоционально-художественном плане миниатюры.
Принятые сокращения
ГМЗРК – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
МХПУ – Московское художественно-промышленное училище
СПГИХМЗ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
ФШМЖ – Федоскинская школа миниатюрной живописи