В предыдущей
беседе с православным психологом Ольгой
Лысовой-Бродиной была затронута такая важная тема,
как место научной психологии в Православии.
Логическим продолжением этой темы является вопрос о
разграничении «сфер» священника и
психолога в духовной жизни православного христианина.
Бывает, что человек годами приносит на исповедь
горечь печальных наблюдений за собой, но так же
годами не только не избавляется от мучений, но даже
не получает облегчения. О том, в каких случаях
достаточно совета священника и аскетического подвига,
а когда требуется серьезная коррекция медицинского
характера, о роли священника и психолога в духовной
жизни православного христианина очередная беседа с
православным психологом Ольгой
Лысовой-Бродиной.
– Какой характер, с вашей точки зрения, должны иметь отношения науки и религии по вопросам духовной жизни человека: взаимодополняющий или нужно просто поделить сферы ответственности и компетентности?
– Здесь возможна и уместна синергия, союз психологии и богословия, сотворчество психолога и священника. Более того, есть много серьезных проблем, к решению которых желательно привлекать других специалистов: психотерапевтов, психиатров, невропатологов, неврологов. Часто приходится сталкиваться с непониманием, в чем разница между психологом, психиатром, психотерапевтом и невропатологом. Все они занимаются психофизическим, психосоматическим здоровьем человека, часто взаимодополняют друг друга. Психолог помогает обратившемуся к нему человеку в решении повседневных проблем, возникающих в общении с близкими, на работе, в воспитании детей, в разрешении и профилактике конфликтов, в выборе профессии, а также проводит диагностику в случае выявления отклонений от нормы. И в зависимости от тяжести заболевания дает рекомендацию, к какому специалисту дальше обратиться, если это необходимо: либо к психотерапевту, занимающемуся лечением неврозов (пограничных состояний между нормой и патологией) и психопатий, либо к психиатру, лечащему серьезные психические заболевания – психозы. Психолог помогает справиться с легкими психосоматическими нарушениями: тревожностью, утомляемостью, апатией, раздражительностью. В союзе с психотерапевтом и психиатром психолог занимается профилактикой неврозов, коррекцией акцентуаций. Психология, психотерапия и психиатрия вместе составляют комплекс наук, занимающихся здоровьем души, нервной системы. Также очень помогают в лечении различных психосоматических заболеваний эндокринолог и невропатолог, фитотерапия и гомеопатия. Грамотный психолог всегда может увидеть, подсказать, достаточно ли только консультации или для выхода из тяжелого состояния понадобится помощь какого-либо из перечисленных выше специалистов. Чем дольше человек живет с неврозом, тем сложнее будет из него выбраться, тем больше времени понадобится на его лечение. Сегодня хорошо лечатся и неврозы, и психозы, и даже такие тяжелые заболевания, как шизофрения. Сейчас существует масса хороших препаратов как растительного, так и химического происхождения. Грамотный врач поможет подобрать лекарство, определить длительность курса и легко «снимет» с препаратов.
– А бывает так, что человек приходит на исповедь с тем, что на самом деле требует уже не просто осмысления и сожаления об этом, но серьезного лечения?
– Да, бывает, и не так редко, как кажется. К примеру, человек может годами исповедоваться в унынии, тоске, печали, агрессивных состояниях, а они не уходят, мучают, приносят разлад в семью, разъедают душу, очень тяжело отражаются на детях. Между тем, психологическая наука на сегодняшний день располагает обширными, богатейшими знаниями о причинах и терапии различных тяжелых душевных состояний. Специалист поможет человеку разобраться в истоках его переживаний и, когда нужно, предложит лечение. Ведь человек трехсоставен: дух, душа и тело непрерывно взаимодействуют. Недаром существует такое понятие, как психосоматика.
Часто приходится слышать: «Психология только отвлекает, лучше святых почитать, к священнику сходить». Очевидно, что у многих людей путаница в голове. Одно не мешает другому! Всему есть свое время и место. Кроме того, священник занимается в основном духовными вопросами: борьба со страстями, взращивание добродетели, молитва, покаяние, исповедь, таинства, учение о стяжании благодати. А психолог помогает человеку более детально разобраться в психологических и педагогических проблемах. На самом деле сегодня уже редко встретишь батюшку, который не признает психологию помощницей в пастырском служении. И если древние святые отцы считали, что философия – служанка богословия, то святитель Феофан Затворник, митрополит Антоний Сурожский, священник Александр Ельчанинов признавали, что научная православная психология – его, богословия, помощница. Возьмем, к примеру, такую серьезную проблему, как уныние, печаль, тоска, отчаяние. Сегодня чаще всего приходится сталкиваться с тем, что в науке называется депрессией. Дело в том, что уныние – это страсть, а депрессия – это болезнь, сложный комплекс духовно-душевно-телесного (соматического) происхождения. И практика показывает, что не всегда достаточно бороться только со страстью. И часто священник сам направляет к психологу и психотерапевту, а в особо острых случаях и к психиатру. И это ничуть не умаляет роли священника в процессе оздоровления и спасения души. Это будет говорить, скорее, о его образованности, смиренномудрии, неравнодушном отношении к духовному чаду.
А если к православному психологу или психиатру обращается невоцерковленный человек, то врач обязательно поделится своим взглядом на лечение, объяснив, что без помощи Божией и духовной работы над собой исцеление не будет полным и устойчивым. А если обратившийся за консультацией человек проявит заинтересованность, то психолог поможет найти внимательного священника, подскажет, какую литературу почитать. Вот такое сотрудничество священника и врача очень плодотворно.
Ведь одним словом «уныние» не очерчивается весь спектр проблем. При очень детальном исследовании выясняется, что депрессий огромное количество видов. Приведу только некоторые из них: реактивная (реакция на стресс и дистресс), невротическая (в основе – глубокий внутренний конфликт), экзистенциальная (поиск смысла жизни), кризисная (возникает на фоне возрастных перестроек организма и при переоценке жизненных ценностей, под воздействием сложных жизненных ситуаций), эндогенная (возникает при нарушении биохимии мозга – недостаточной выработки таких веществ, как серотонин, дофамин, норадреналин). Вот такое разнообразие видов депрессий. Часто здесь необходима лекарственная терапия, и если она правильно подобрана, то даже в случае, когда содержание этих веществ падает до нуля, то, принимая необходимый препарат, человек, страдающий от тяжелой депрессии, может жить полноценной духовной, семейной и профессиональной жизнью. Как продолжают жить заболевшие диабетом благодаря инъекциям инсулина. А вот если депрессию не лечить, то может дело дойти и до непоправимого – суицида. Ведь психические заболевания не грех, а тяжелейшее испытание. И священник в союзе с психологом и психотерапевтом способны помочь в несении этого креста страждущему и его близким. Поэтому игнорирование научных достижений в области психологии и психотерапии это уже грех. Часто мы просто прикрываем свои лень, невежество, самоуверенность, косность псевдодуховными лозунгами, вроде таких: «Без психологии жили наши предки, и мы проживем», или: «Мне хватает чтения святых отцов, а остальное пустое», или же: «Я Фрейда не читал и читать не буду» и т.д. т.п. Конечно, Фрейда совсем не обязательно читать непрофессионалу, как не стоит ему и блуждать по всем дебрям научной и околонаучной психологии. Но тем, кто хочет, как говорится, «держать руку на пульсе» и быть в состоянии, например, убедительно отвечать своим подрастающим детям на их непростые, а порой и шокирующие вопросы, нужно искать чистые информационные источники. И они все чаще появляются в православных книжных магазинах в разделе «Психология и философия». А мы, психологи, должны постоянно вырабатывать противоядия против старых и новоиспеченных опасных для души психологических теорий и техник. Сегодня необходимо не запретами, а серьезными аналитическими творческими усилиями очищать психологическое информационное пространство!
Среди отзывов на предыдущую беседу был и такой: «У святых нужно учиться всему, а значит, изучать жития святых, а не Фрейда и других теоретиков и не сидеть, не выбирать, что в их учении подходит для православного христианина, а что нет. Это пустая трата времени». Я с такой позицией не могу согласиться, и вот почему. Сегодня очень много мечущихся и запутавшихся людей, особенно молодежи, находящихся в поисках смысла, истины, читающих книги по психологии, эзотерике. Их не убедишь не читать Фрейда, Юнга. Такие лозунги только отталкивают от Церкви. И мы, православные психологи, не можем, просто не имеем права отмахнуться от этой категории людей. «Мы истину узнали, все поняли, теперь всех “построим”, а психологию долой!» – разве так нужно рассуждать? Слишком похоже на рассуждения горе-строителей «новой жизни» начала XX века. Чтобы помочь людям как можно меньше блуждать и вредить своей душе, мы, православные психологи, должны взять на себя труд по созданию сильной убедительной психологической школы, в сердцевине которой будет святоотеческое учение о человеке, но также будет собрано все лучшее и полезное из научной психологии и психотерапевтической практики. Другое дело, что заниматься этим должны люди, горящие желанием помочь другим и имеющие на это благословение духовника. И практика показывает, что православный психолог обязательно сделает все от него зависящее, чтобы запутавшийся, страдающий человек дошел до храма, до священника, смог найти ответы на терзающие его душу вопросы, прежде всего, в святоотеческой литературе и, перестав метаться и искать помощь в еретических учениях, остался бы в Церкви. Хочу подчеркнуть, что православная психология и обращение к психологам – это, конечно же, не обязательное условие воцерковления. Нет! Это всего лишь один из вариантов оказания помощи тем, кто мучительно ищет истину и может надолго застрять в пути без поддержки тех, кто уже нашел ее. Ведь, окончательно запутавшись в сетях информационной паутины, они вообще могут не дойти до храма. Тот, кто сам был искушен, может помочь и искушаемым (ср.: Евр. 2: 18).
– Не секрет, что к тяжелому психическому повреждению могут привести и невежество и фанатизм в вере. Нужна ли профессиональная помощь психолога человеку, заболевшему на религиозной почве, то есть человеку, находящемуся в прелести? Или же тут возможна только духовная помощь?
– Конечно, в вопросах, касающихся психологических повреждений, возникающих на религиозной почве, за советом нужно, прежде всего, обращаться к священнику. Но дело в том, что находящийся в прелести, в духовном повреждении ни к священнику, ни к психологу за помощью и советом не пойдет. Ведь в чем основная проблема человека, впавшего в прелесть или ересь? В гордости, в уверенности в том, что он все понимает, все делает правильно, обладает истиной в первой инстанции и в советах не нуждается. Поэтому священники и психологи чаще всего общаются с близкими заболевшего, помогают им выработать правильную линию поведения по отношению к попавшему в беду человеку. Родственники не только сами страдают от неадекватного поведения больного, но могут и усугублять своим неправильным поведением его и без того тяжелое патологическое состояние. Часто священник направляет родных за советом к психологу, психотерапевту. Они помогают определить тяжесть, степень, причину заболевания и, если есть необходимость, направляют к другим специалистам – психиатру, эндокринологу.
Приведу один пример. Женщина впала в тяжелую депрессию на религиозной почве. У нее начались видения. Она стала агрессивной. Опытный психолог посоветовал сдать анализы на гормоны щитовидной железы. И оказалось, что причина патологических состояний была в том, что мозг постепенно отравлялся огромным количеством гормонов щитовидной железы. Ее пролечили, и все прекратилось. А можно было упорствовать в том, что психологи и психотерапевты вредны и обращаться к ним, тем более в таком, казалось бы, очевидно духовном случае заболевания, нет смысла. Что, мол, все это у нее от гордости, она в прелести, и лечить ее нужно только духовными средствами. Но ведь нельзя забывать, что человек трехсоставен, и поэтому большинство болезней необходимо лечить, охватывая все три уровня – духовный, душевный и телесный.
– Будущее за альянсом священника и психолога?
– Да, и этот союз предвидел святитель Феофан Затворник. Это не мое частное мнение. Психология уже давно плотно вошла в нашу жизнь и в жизнь Церкви. У меня самой есть опыт работы при храме. Около десяти лет я работала «в паре» со священником, моим духовником. Еще задолго до нашей встречи, будучи человеком очень образованным, с большим богословским багажом, батюшка этот отчетливо понимал, что есть духовные проблемы, есть психологические и психические. Все они глубоко взаимосвязаны, но каждая имеет свою специфику. Очень часто бывает так, что к психологу за советом, за помощью приходит человек, богословски подкованный, но при этом остро нуждающийся в психологических знаниях.
– А приходят именно подкованные?
– Не всегда, конечно. Иногда, наоборот, приходят психологически образованные, начитанные, а в духовной области совершенно безграмотные, запутавшиеся. И в том, и в другом случае возникает ряд проблем, которые совместными усилиями священника и православного психолога решать получается гораздо эффективнее. Богословски образованным людям помогают в решении проблем психологические знания, а психологически образованным – богословские. Как сегодня часто бывает? Воцерковленный, богословски образованный человек всех осуждает, ругается зло с ближними, на детей постоянно кричит, домашних оскорбляет, не может справиться со своими страстными эмоциями, желаниями. И в одни прекрасный момент он понимает, что у него раздвоение личности, такая легкая духовно-душевная «шизофрения»: в храме он стоит благоговейно, возведя очи горе, в пределе всем любезно улыбается, а выходит из храма, и пошло-поехало – лезет все негативное из глубин его души. Так мучается он сам несколько лет, а заодно изводит и своих близких, пока не попадает на прием к православному психологу или не прочитает какую-нибудь стоящую книжку про свои психологические проблемы. И тут человек понимает, что он давно живет с неврозом или что у него психопатия – иными словами, что он давно живет с заболеванием, которое требует не только духовной коррекции, но и психологической или даже психотерапевтического вмешательства. Иногда для выхода из патологического состояния бывает достаточно просто серьезного переосмысления каких-то вопросов, взглядов на вещи, самообразования как духовного, так и психологического. Но часто выясняется, что необходимо также обращение к психотерапевту, эндокринологу и гомеопату. Есть ряд проблем, с которыми человек в одиночку, как бы он ни старался, справиться не может. Православная психология помогает человеку через подключение логического анализа и различных знаний (от святоотеческого взгляда на душу до важнейших научных открытий) прояснить причины того, что его смутно терзает и чему он сам не в состоянии найти объяснения. А если и находит причину, то не может преодолеть патологический комплекс проблем, заставляющий его бегать по замкнутому болезненному греховному кругу. Мы часто чувствуем гнездящуюся в душе греховность, боль, агрессию – а справиться с ними годами не можем. Психология, находящаяся в послушании у святоотеческого учения, может помочь прояснить человеку картину его души, более отчетливо высветить и раны, и страсти, и добродетели, а в союзе со священником может помочь нащупать выход на свет Божий. Психолог силен не только в диагностике и коррекции уже существующих у человека проблем, но и в профилактике. Хорошо зная врага в лицо, можно, с Божией помощью, не допустить его до своей души или души своих детей. Например, не допустить, чтобы у ребенка развился тяжелейший невроз, акцентуация не переросла в психопатию и т.д. Также психология может помочь человеку адаптироваться к различным возникающим жизненным и внутренним проблемам, сложностям и не получить серьезного нервного срыва при входе в кризисный переходный возрастной период. Если же невроз уже есть и быстрого абсолютного исцеления в ближайшее время ожидать не приходится (например, если это такие заболевания, как логоневроз (заикание), энурез, истерия, невроз навязчивых состояний (внутреннее заикание), депрессивный невроз – все они требуют продолжительного лечения), то психолог может помочь максимально смягчить страдания того, кто несет непростой, но при правильном внутреннем устроении очень плодоносный благодатный крест болезни. Также он может помочь близким лучше понять заболевшего, перестроиться и перестать своим неправильным, психологически безграмотным поведением усугублять его и без того тяжелое состояние.
– Вы упомянули о своем опыте сотрудничества со священником. Но ведь, наверное, есть и такие современные люди, которые вполне могут ограничиться помощью священника?
– Конечно, есть. Просто сегодня не так часто можно встретить психологически устойчивого, уравновешенного человека, без глубоких психологических травм, внутренних конфликтов, не обремененного сложным комплексом семейных проблем. Мало людей, умеющих строить теплые, доверительные отношения с противоположным полом. Более того, сегодня мало кто способен жить в мудрой простоте, находиться в послушании у старших. Слова «надо», «послушание», «должен» чаще всего вызывают негативную реакцию. Очевидно, что для многих гораздо ближе фраза «Я никому ничего не должен». Люди очень невротизированы. Сегодня эмоции гуляют отдельно, разум отдельно, духовная жизнь для большинства – темный лес. При этом надо помнить – и это не для кого не секрет, – что у священников из-за большого наплыва людей не всегда есть возможность уделить каждому приходящему в храм из мира столько внимания, сколько требуется для высвобождения человека из тех разрухи и хаоса, в которых пребывает его душа. И тогда человек, нуждающийся в психологической помощи и поддержке, обращается к психологу для более детальной работы над своей проблемой. Но бывает, что человек духовно крепок, душевно бодр, его эмоциональное и рациональное начала не подавляют дух, не конфликтуют между собой. У него с близкими нет тяжелых и серьезных постоянно повторяющихся конфликтов, его эндокринная и нервная системы работают без серьезных сбоев, у него есть духовник, есть любовь к чтению Евангелия и творений святых отцов. Вот в таком случае православные психологи и психотерапевты могут отдыхать и спокойно спать. Но, к сожалению, у большинства из нас переразвиты как рациональное, так и эмоциональное начала. Мы нервничаем по поводу и без. Мы мечемся, постоянно анализируем, философствуем, сомневаемся, спорим. И нам бывает очень тяжело войти в простое послушание Богу, Церкви, духовнику.
– Посадить дерево вверх корнями или поливать безжизненную трость, о чем мы читаем в патериках, уже невозможно для большинства современных людей?
– Я думаю, что описанные в патериках высокие подвиги смирения, полного отсечения «здравого смысла» и своей воли, благодатного послушания, предстающего перед рациональным миром как глупость, безумие, во все времена были следствием глубокого духовного устроения. Ведь мало кто рождается с установкой на полное безусловное послушание. А до духовного благодатного нужно внутренне дорасти. Ведь не всех и не всегда нужно слушаться. Недаром трезвение – трезвый, духовно выверенный, выстраданный взгляд на вещи – является одной из самых ценных добродетелей. Но сегодня мы, психологи, родители, часто сталкиваемся с тем, что дети в пять-шесть лет уже начинают оказывать такое бурное сопротивление старшим, даже по самым мелким, незначительным вопросам, какое еще лет пятнадцать назад не каждый сложный подросток проявлял. То, что вчера казалось само собой разумеющимся, сегодня агрессивно, дерзко оспаривается. Свобода от всего, кроме своих (далеко не всегда безобидных) желаний, становится идолом, идеологией, активно навязывается не только всеми СМИ, но и нами самими, родителями, педагогами. Многие, не прочитав ни одной психологической или педагогической книги, не имея опыта духовного послушания, ни с кем не советуясь, считают, что знают, как им воспитывать детей. А при этом своим своеволием, осуждением, упрямством, раздражительностью и грубостью, уверенностью в своей правоте отталкивают от себя детей. Мы часто говорим о светлом таким мрачным тоном, что детям хочется только одного – уйти с головой в какой-то другой мир. Тут-то их и подстерегают субкультурные сообщества, алкоголизм, наркомания, блуд. И до тех пор, пока мы, взрослые, не будем меняться, духовно и психологически развиваться, сами слушаться Бога, искать ключи к душам наших детей, ничего не изменится к лучшему. Очень отрадно бывает на душе у православного психолога, когда, по милости Божией, удается на консультациях делиться бесценными знаниями о христианской любви, о тайне смирения и послушания, об учении о стяжании благодати, подаренном нам Христом и святыми. Большое утешение видеть, что происходит с человеком, с его душой, как меняются его отношения с людьми, когда он знакомится со святоотеческим учением о Боге и человеке, с важными психологическими, педагогическими открытиями, соприкасается с удивительным учением о смиренномудрии, о возможности бесконечного обновления и преображения человеческой души.
– Даже это возможно? Привести человека через ratio к тому, что такое смирение?
– Православный психолог может только приоткрыть дверь в духовную жизнь, поделиться тем, что знает об исцеляющей и преображающей силе смирения и смиренномудрия. Раскрывает же тайну смирения человеку только Господь. А для того, чтобы это произошло, необходим глубокий, серьезный личный духовный опыт. Большинство людей, приходящих к психологу на прием, ничего не знают о жемчужине Православия – смирении. Слово слышали, а что за ним стоит, какие глубины оно таит в себе, не знают. Чаще всего смирение считают синонимом покорности, принятием того, что нельзя изменить. Но и те немногие, кто читает о смирении, смиренномудрии, благодатном самоукорении, сталкиваются с серьезными внутренними проблемами. Ведь как часто бывает: ходим в храм, слушаем проповеди о смирении, молимся о даровании его нам, а выйдя из храма, начинаем раздражаться, злиться, своевольничать, роптать. Часто вместо самоукорения мы самоутверждаемся через осуждение или самоукоряемся до уныния, подогревая в себе неизжитые комплексы неполноценности. Вместо того чтобы соединять самоукорение с надеждой на помощь Господа, с благодарностью Ему за жертвенную любовь к нам, с решительным и радостным исправлением себя, мы начинаем заниматься безблагодатным самобичеванием и бичеванием близких. Если самоукорение не растворено глубоким упованием на безграничное милосердие Божие, то оно может привести душу не к смиренномудрию, а к унынию и саморазрушению.
– Смиренномудрие – это не самоцель, а средство достижения определенного состояния души?
– Настоящее смиренномудрие – это лекарство, врачующее душу, приносящее ей мир и открывающее путь к истинному смирению. А ведь именно смирение святые называли непадательным состоянием души. Только душа, обличенная в ризы смирения, становится максимально защищенной от проникновения в нее зла. А основным препятствием на пути обретения смирения является союз ветхого неочищенного подсознания, зашлакованного сознания и страстей. Они отторгают, рикошетят все то, что мешает им получать желаемое и властвовать над душой. Да еще падшие духи активно им помогают. Сегодня многие даже не задумываются над тем, что большая часть драгоценного времени нами используется для удовлетворения инстинктов, на развитие эмоционального и рационального начал. И все это вместо того, чтобы энергию души, духа, ума в основном направлять на созидание и обновление нашей души. А на духовную жизнь мы тратим ничтожно мало времени и сил, если вообще тратим. Хотя изначально, в раю, все было наоборот. Адам и Ева были призваны к постоянному общению с Богом и сотворчеству с Ним. И только после грехопадения человек стал замыкаться на себе, стало активно развиваться рациональное начало, так как приходилось адаптироваться в новой агрессивной, подчас враждебной среде. Ученые говорят о том, что современный человек использует от 3 до 20% наших нейронов. Остальной запас не востребован. Почему? Да потому, что мы активно задействуем лишь тот процент нейронов, который дан нам для рационального и эмоционального познания мира. Остальной же объем дан нам для духовной жизни: для молитвы, сотворчества с Богом, созерцания. Он активизируется по мере очищения, стяжания благодати и преображения человека. Часто у нас много сил уходит на рефлексию (обращение назад, самонаблюдение, самоанализ), переходящую в навязчивое бесплодное самокопание. Или на самозащиты, которые проявляются в осуждении, критике, борьбе не со своими страстями, а с ближними, с ветряными мельницами, в постоянном страхе чего-то, в конфликтах. В результате у нас активно переразвивается критическое мышление, которое (как и страх) необходимо, но в умеренной дозе. Если же оно начинает доминировать, то усиливается тревожность, раздражительность, активно развивается гордость. Человек, находясь в постоянной борьбе за внешнее выживание, материальное благополучие, в сопротивлении то одному, то другому, постоянно критикуя, пусть даже объективно, культивирует у себя негативный тип мышления. А оно, в свою очередь, начинает разъедать, разрушать и душу, и тело, доводит человека до невроза. И это еще не самое страшное. Постоянно замечая негативное и в себе, и вокруг, человек начинает излучать «радиацию» – отрицательную энергию. А это приводит к тому, что стремительно портятся отношения с близкими людьми и – что самое грустное – с детьми. И образуется патологический замкнутый круг: сталкиваясь с сопротивлением людей, человек говорит себе: «Вот! Я же говорю, что они дерзкие, непослушные, злые!» И снова конфликты, скандалы… А то, что он сам провоцирует их, он уже не видит, так как человек перестает трезво оценивать ситуацию и постоянно укрепляется в своем негативном мировосприятии. Психолог же может помочь человеку увидеть себя объективно, со стороны, тем самым разорвав этот эмоционально-мыслительный патологический круг.
– Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать православный психолог?
– Первое – это искренняя и глубокая любовь к Богу и людям. Второе – горячее желание помогать. Третье – православное мировоззрение, воцерковленность. Православный психолог – это специалист, для которого в основе теории личности лежат Библия, Евангелие и святоотеческое учение о человеке. И практические советы, рекомендации, которые он дает, не могут противоречить евангельскому взгляду на жизнь. В основе православной психологической теории лежит учение о сотворении человека, о нашей бессмертной душе, о грехопадении и также десять заповедей, Нагорная проповедь и заповеди блаженства, Крестная жертва Спасителя и Его Воскресение, благодаря которым стало возможным наше преображение и спасение. Также в нее входит учение о нашей трехсоставности (дух, душа и тело) и о путях восстановления иерархии и гармонии между ними. Этому и посвящено множество книг, оставленных нам в помощь святыми. Для православного психолога ориентиром в работе не может служить теория Фрейда или Адлера или теория и практика, предлагаемые любой другой психологической школой. Все ценное и полезное, что есть в различных школах, может вкрапляться и даже активно использоваться, но не заслонять собой святоотеческое ядро, в основе которого лежит борьба со страстями, развитие добродетелей, а через это стяжание благодати. Многие современные психологи демонстративно игнорируют 2000-летний опыт Церкви. Когда психолог называет себя православным, он этим недвусмысленно дает понять, что для него является основой и опорой в работе. Сегодня с огромной скоростью распространяются различные сомнительные теории, практики, и именно поэтому люди нуждаются в ясности и честности, они должны понимать, представителем какой школы является психолог или психотерапевт, к которому они хотят обратиться.
Еще один важный род деятельности православного психолога – это миссионерский труд. Быть мостиком между миром и бездонным морем святоотеческого наследия. Одна из основных задач православного психолога – работать «переводчиком». Совсем не обязательно что-то изобретать, придумывать, достаточно просто в ту и в другую сторону давать качественную, полезную информацию: рассказывать людям, пришедшим на консультацию из мира, психологически подкованным, насколько все, что их мучает, терзает их душу, может врачеваться в Церкви. А с теми, кто воцерковлен, но чувствует, что он нуждается в психологической помощи, что у него есть ряд проблем, с которыми он не может сам до конца справиться, делиться важными для понимания их причин знаниями. Есть еще одно очень важное и ценное профессиональное качество для православного психолога, необходимое сегодня. Это умение отсеивать все то ложное и опасное для души, что в большом количестве встречается в различных психологических теориях и школах. Если психолог умеет трезво анализировать, выделять полезное и отфильтровывать ядовитое, он сможет помочь людям, которые к нему обращаются за помощью, не плутать в лабиринтах современной психологии, а, наоборот, получить очищенную, профильтрованную информацию, которая не навредит, а только поможет.
Мне очень хотелось бы пригласить Вас на Крутицкое подворье. Там создано душепопечительское общество для зависимых и их родственников. Беседы ведут очень опытные люди (ПРАВОСЛАВНЫЕ психологи, богословы) под руководством отца Анатолия (Берестова). Самое главное, что там относятся к нам с любовью, состраданием и терпением, что я не встретила в обществах, где работают по программе "12 шагов". Может быть это естественно, так как это программа пришла к нам с запада и побывав на беседах в одном таком обществе я почувствовала там желание бороться, а не сострадать и любить ближнего. "Без Церкви нет спасения", а зависимости - это болезнь духовная и лечить ее можно только при помощи церкви. К каждому страдающему, желающему выздоравливать прикрепляют нарколога или психолога, обязательно приходить на исповедь , есть информация о лечебных центрах.
Добраться на подворье очень легко: ст. метро Пролетарская, последний вагон из центра, по переходу налево до конца и наверх направо. Далее прямо до перекрестка и слева подземный переход на другую сторону, а в переходе налево до проезда и направо до конца дороги. В храме можно спросить Душепопечительское общество во имя Иоанна Крондштадского. Встречи по вторникам и четвергам 18.30 и по субботам в 14.00.
Тел.6766763, ул.Крутицкая 17, стр.2
Помоги Вам Господь в деле спасения!
для моего 33-летнего сына-наркомана. Сама я верующая, и он тоже начал со мной молиться.
Благодарю заранее.
В Господе
Ирина
В своих молитвах мы часто молим Бога, чтоб открыл грехи наши и о прощении их. А психология, помогает нам зачастую здраво осмыслить и проанализировать прошедшее( вернуться к истоку мучающего жизненного вопроса или состояния(повторяющихся ошибок) , и возможно увидеть и покаяться в ранее соделанном. Мы ведь, действительно "дух-душа-тело", телом управляют биологически-химические процессы, и мы принимаем необходимые медикаменты.
На мой взгляд,очень своевременно, в статье все конкретно освещено, "зерна от плевел отделены", конечно личное дело каждого из нас, главное не свернуть с пути спасения, не запутаться. Господи,помоги нам всем!
не подскажете как можно попасть к Вам на прием ???
С XVIIIвека психология была одной из обязательных дисциплин высших духовных учреждений. Так же были изданны курсы лекций по психологии, которые читались в духовных академиях. После революции это было запрещенно большевиками. Уже больше десяти лет, по милости Божией, эта традиция возрождается.
Быть может вместо того, чтобы упрямо стоять на своем, ни чем не подкрепленном, мнении, вам лучше поглубже ознакомиться с жизнью Церкви?
Речь идет не о том, а о вещах принципиальных, а именно - что психологи не способны решить духовных проблем человека. Священник значительно лучше знает душу человека. Вот в чём состоит мой тезис. И ещё, в психологии много неоднозначного и надуманного и потому мне трудно назвать её наукой.
Вот что об этом пишет Феофан Затворник:" Святые отцы различают- дух, душу и тело: Антоний Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и др. у нас внутри душа составляет низшую сторону внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога. Обычно мы говорим: душа-душа. а по существу дела следовало бы говорить"душа-дух" или "дух-душа".
Из этого вытекает: священники, в основном, занимаются духовными вопросами, а православные психологи, душевными (психолгическими) проблемами. Об этом и говорится в двух интервью Ольги Л.-Б.(см. второй ответ).
Уважаемый Дионисий.
Господь по трудам и молитвам дарует нужное человеку. Для того чтобы чего-либо достигнуть или разрешить трудную ситуацию, нужно приложить к тому много усилий и потратить большое количество времени на молитву. Добротолюбие Том первый. 3.СИЛА, ДВИЖУЩАЯ НА ПОДВИГИ И ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ В НИХ. « Если сделать перечень всего указанного, окажется довольно просторное поприще для подвигов. Спрашивается, какая сила движет на них труженика и поддерживает его в трудах? Сила эта есть ревность о спасении, славы ради имени Божия, готовая на все. Есть эта ревность? у инока все подвиги в ходу. Нет ее, – все стало. Почему, когда однажды брат, у которого недоставало этой ревности, пришедши к св. Антонию, просил его помолиться о нем, великий старец ответил ему: ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе, и молиться Богу».
Напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве."
Еще в середине 19ого века святитель Феофан Затворник жалел, что не имел у себя под рукой учебника по христианской психологии. В 1899 году он поддержал намерение составить и издать христианскую психологию, опыт изложения которой имелся на тот момент уже у него самого.
(в древности женщины даже служили дьяконисами) ,а психологов
(как женщин ,так и мужчин ),не признающих Евангельских
и Библейских заповедей и духовных православных законов!
Вот они ,действительно могут душе навредить.
отзывов уже говорилось о антиномичности(см.Дионисий).
Простота и мудрость дополняют друг друга .Вот что об этом
говорит Архимандрит Иоанн Крестьянкин:"К Богу путей не
счесть ,но две дороги ,которые образуются многими нашими
тропами к Богу ,это путь пастухов -простецов и путь
мудрецов-очевидны.И в церкви нужны (и очень нужны ) и те и другие ".А в Евангелие мы не раз читали :"Будьте
просты как голуби ,и мудры как змеи ".Психолог поделился
с нами своими профессиональными знаниями .Он как и врач, и летчик ,и учитель,не может в своей профессии быть
"простецом"!Он обязан стремиться к глубоким и многогранным
профессиональным знаниям .Иначе он не сможет оказать
квалифицированную помощь людям.
Насчёт смиренных психологов, для меня это звучит примерно также как и про смиренных боксёров. Одно дело быть на пути (не говорю быть) к началу смирения и другое - принимать вид, маску смирения. Извините за, быть может, назидательный тон.
Уважаемый Игорь Ходыкин. С вашим утверждением могу согласиться только при условии оговорки: таковые есть, но это не значит, что все психологи таковы. Говорю это уверенно , с ясным понимаем предмета своего утверждения, так как сама являюсь психологом. При этом ( возможно для вас слишком дерзновенно) заявляю, что вы неточны в том, что выбрали не замечать явной пользы от некоторых видов именно психологической помощи. Среди психологов есть и те, кто имеет в душе смирение, хотя таковых не много.
"Где просто - там ангелов со сто. А где мудрено - там ни одного."
Да и за подобные советы, платные они или бесплатные, человек несет ответственность перед Богом.
Так, что прав доктор PHIL.
Психология простая прикладная наука и к медицине, и к педагогике и к т.п., надо в школе её преподавать.
Всех Вам благ.
Но нельзя ее противопоставлять психологической науке. Они взаимодополняют друг друга. Кто противопоставляет науку и духовную жизнь, возможно, не знают отношение к этому вопросу Святых Отцов. "Будьте мудры, как змии, и просты как голуби." (Евангелия (Матф, 10,16))
Св.Феофан Затворник о сочетании науки и духовной жизни писал:" Попробуйте приходить в свою Лабораторию с мыслию о Боге, что идете ДЕЛО РУК ЕГО рассмотреть подробнее, чтобы, увидев дело, прославить премудрость Его. В этом настроении будьте все время занятий."
"Нет людей на одно лицо,
И путей в жизни тьма,
И к Богу пути различны.
И хорошо, когда человек
не действует по СТЕРЕОТИПУ."
(Архимандрит Иоанн Крестьянкин)
Если вы искренне желаете услышать какой-то совет, то большего, чем я сказала, сказать не могу. Могу только добавить, что есть акафист Божией Матери "Воспитание", может вам пригодится. И ещё - сильнее материнской молитвы ничего нет! Почитайте Письма, вы очень многое из них поймёте.
Простите, если нечаянно чем-нибудь вас обидела.
Дорогая Татьяна! "Младостарчество" -- термин, выражающий печальное явление в среде духовенства. Но если все-таки прибегать к аналогиям, то давайте продолжим: если из-за того, что какой-то отдельно взятый священник уклонился от идеала, превысил свои полномочия и даже навредил душе пасомого, и из-за того, что и священники тоже люди "грешные, обуреваемые страстями", если из-за этого всего не отменяется институт духовенства, то почему же надо упразднять институт психологов? И потом,в Православной Церкви ничего и никогда не делалось насильно: вот есть при храме служба психологической помощи, можете воспользоваться, а можете спокойно жить без нее. Другое дело, что иногда упрямство приносит печальные плоды.
Уважаемый не побоюсь этого слова коллега Phil. Возможно, что вы знакомы с таким феноменом психики как реактивная формация, то есть видеть в другом то, что вытеснено в себе и перенесено на другого. Я достаточно жестко вам отвечаю, так как в сообщении дамы ( ваш термин,отражающий вашу позицию явной значимости вас по сравнению с дамой) есть тонкое понимание предмета, о котором она говорит, а в вашем сообщении понимания предмета нет. Я говорю о православном подходе. Я не увидела в её словах натягивания на себя функций, которые выполняют психиатры. А то, что любой психолог, занимающийся консультированием, должен иметь знания из психиатрии, апеллировать ими, еще не говорит о том, что он тянет одеяло на себя. То, что увидела я так это то, что Ольга прекрасно умет разделять свои функции и функции психиатра.
Уважаемая К-ова, Действительно, к человеческим советам надо относиться с осторожностью. И вот здесь хочу обратить ваше внимание на вот что: психолог не дает советов, работа психолога состоит из исследования ситуации и исследовании того состояния, в котором человек находится с помощью вопросов, и так же с помощью вопросов психолог помогает увидеть ситуацию с другой стороны, или обнаружить те чувства и мысли, которые до конца не осознаются, но влияют на того, кто например находится в депрессии. Известно, что облегчение приносит уже то, что человек начинает понимать, что с ним происходит. А еще большее облегчение приносит тренировка не использовать привычные стратегии чувства так или думать так о данной ситуации( например, что во мне что-то не так, раз я не могу чего-то сделать)
Просто одно дополняет другое. Конечно, к советам нужно относиться с осторожностью- это прописная истина, но с другой стороны давайте будем честными: мы часто советуемся друг с другом и берем на заметку важные сведения, используем полезную информацию.
Те, кому нужна психологическая помощь, должны знать, что Церковь науку психологию активно воцерковляет и благословляет на обращение к православным психологам."Слава Богу ,дающему многие пути."-как написали ниже.
именно для того, чтобы НЕ ПРОИЗОШЛО ОБМИРЩЕНИЕ ЦЕРКВИ и необходимо ВОЦЕРКОВИТЬ психологию, очистив от всего ядовитого, опасного и неприемлимого для православного христианина. Необходимо готовить православных психолгогов под покровом Церкви и под руководством священников, чтобы у людей была возможность получить квалифицированную профессиональную помощь, НЕ ОБМИРЩАЯСЬ, а ВОЦЕРКОВЛЯЯСЬ.
P.S.Это уже происходит в институте Св. Иоанна Богослова на факультете психологии.
Основная угроза Церкви сейчас – обмирщение. (или одна из основных)
Медицины – окомпьютеривание,химизация,обесчеловечивание.
В обоих случаях роль человека, Личности, личного контакта «от сердца к сердцу» находится под угрозой. («нет времени» ни у кого и т.д.).
Продолжим сравнение. Церковь – НАДземная, Медицина – земная система координат. Если двое возьмутся слишком крепко за руки – боюсь не Церковь потащит Медицину вверх, а Медицина потащит Церковь вниз – к земле. К экранам мониторов, пробиркам и анализам, сканерам мозгов, химическим препаратам, и так далее. «Поможет» скользить в обмирщение. Дай время только.
Разграничение и правда необходимо. Пусть Церковь останется Церковью – а врачи – врачами. Без регалий «от Церкви». Благодарность пациентов и улыбка батюшки – вполне достанет. А кого роль «служанки Церкви» не устраивает, тот и в помощники не сгодится. АВ
В трудный период жизни мне Господь послал замечательного психолога, а именно Ольгу Лысову-Бродину! Получилось так, что придя на исповедь, я столкнулась с грубостью, после чего я боялась исповедоваться вновь, и если бы не она, то вряд ли я вновь оказалась бы на исповеди. Спасибо ей за это большое.
P.S. Разве это не доказательство того, что психологи нужны?
Ну вот когда эта сказка станет былью и будет всё это с благословения Церкви и будет какая-то аккредитация врачей чтобы пациенты знали кто есть кто – ну тогда мы – пациенты и посмотрим. Нам голову-то нашу надо подставлять. И не надо людям рот затыкать тем более на основе предположения что они мол «не осведомлены». Откуда такая информация? И даже если это так - что это за врач и за подход когда пациент должен молчать если диплома у него нет? Потом вот так и будут давить на людей, а дай волю - и на батюшек. Грамотный психолог должен быть благодарен за все высказывания и из всего должен делать выводы и постоянно учиться. И слушать пациентов своих – пусть и потенциальных.
А в отношении психологии и Феофана Затворника посмотрите выше про книгу священника «Православная аскетика»... Там указано что не всё так просто. АВ
Так что священики не боятся, что православные психологи заменят духовников. Они просто вместе помогают людям!
Никто никого не колет – не надо утрировать.
Во первых скажу сразу, что Ольга как специалист весьма мне нравится и в целом её подход мне очень даже импонирует.
Прошу высказанные ниже критические замечания относить не столько к самой Ольге, сколько к поднятым ею проблемам.
Уважаемая Ольга пишет о «психологии находящейся в послушании». Хорошо коли так. А если не так? Это один момент.
Второй момент, кстати подмеченный и врачом: Есть такой момент в данной статье, что действительно – ВСЁ как-то так перемешано, в теории-то Ольга права – оно так бы и должно БЫ быть – всё вроде как на пользу человеку, психолог с психиатром рука об руку, следуют за батюшкой в храм по воскресеньям да вот на практике... Да и сама психиатрия тоже – далеко НЕ однородна и НЕ стабильна и не нечто такое пушистое с хвостиком на коленях у батюшки в послушании. Прямо мир да любовь... Упоминали вот батюшку Феофана. Психология – в помощь батюшке – это мы согласны. А когда совсем недавно еще за веру – нашего брата в психушку сажали, да нашпиговывали «лекарствами»- это куда мы денем? И что бы отец Феофан сказал на это?
Помню как в советское время натолкнулся на статью психиатра о том, что монахи это просто шизофреники, люди с раздвоенной психикой и они чтоб их не «двоило» – вериги к себе привязывают.)Шизофрения – БОЛЕЗНь серьёзная... а они конечно же того не понимают – монахи-то. ВРАЧИ – они лучше знают.
А что если завтра власть опять переменится – врачи наши всезнающие – как заговорят?
AB
Поль Сабатье, химик, лауреат Нобелевской премии.
"Лечение надо начинать с покаяния и соборования - это для души. А после соборования надо обращаться и к врачам..."
"Заболевание у ... духовное и уже перешло и на психику. Поэтому надо бы ему исповедаться за всю жизнь, и пособороваться, и причащаться почаще. Но это надо, а делать это он не будет, а потому лечите его у психиатров."
"И без врача, и без учителя, и без художника в миру не обойтись, ибо мир обеднеет и заболеет. Ведь каждый делает свое дело и должен выполнять его как Божие послушание - с радостью и любовью."
"Жизни учит сама жизнь. И самое главное и важное искусство для человека - научиться жить в мире и любви со всеми."
"Когда начинают творить Иисусову молитву и одновременно сохраняют в душе и сердце страсти,- может случиться и психическое повреждение."
"Я Вам приведу в пример святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым... Врачи и лекарства благословлены Богом на пользу людям."
Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Искренне поразили некоторые комментарии к интервью. Впечатление, что те, кто оставил негативные, а местами грубые комментарии, не знакомы с работами преп. Феофана Затворника, который почитал психологию за большую помощницу в деле прихода человека в храм Божий. Может быть стоит почитать его труды, чтобы безаппелиационно не рассуждать о том, о чём имеем мало понятия?
Вот, к примеру здесь: http://seminar.msdm.ru/Home/Poucheniya2.htm
Или здесь: http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/1/FR10FeofanVishenskiy.htm
Не нужно рассуждать о том, чего не знаете или знаете мало, дабы не прослыть невеждами. Многим людям, встречающимся на моём жизненном пути работа с православным психологом помогла прийти в храм Божий, воцерковиться, примириться с родными, создать семью, обрести истинный смысл жизни в Православии. Многим (в том числе и мне) мешали психологические проблемы и элементарное неведение в вопросах психологии. Хотелось бы поддержать благое начинание сайта в опубликовании интервью с православным психологом. Как показали некоторые комментарии, это особенно актуально в наше время, раз столько людей понятия не имеет о пользе психологии для ищущего веры человека.
Возможно такая служба и нужна в наше время особенно при нехватки времени, (а иногда и нежелании) современных людей заняться изучением настоящей православной психологии – учения св. Отцов. Но тогда важно, чтобы все православные психологи (также, ка и их советы людям)сами были бы в послушании у Церкви, и находились под духовным руководством у грамотных и мудрых священников, а иначе миряне-психологи, допущенные до такой власти над людьми, (а послушание советам даёт чувство власти и вообще "знание - надмевает", кстати, очень тонко и незаметно) сами находятся в опасном положении - бесы, они ведь не посмотрят психолог ты или нет, такое могут внушить,.. тут и до "младостарчества" недалеко.
Верующий! Воцерковленный более 10 лет! Профессиональный человек хочет, согласно заповедям, приумножить данный ей Господом талант (честно,по совести, согласовав профессию и мировоззрение)и раздать это имущество нам, нищим (не умеющим на практике - в семье, на работе, в общении с ближними - найти путь для достижения высоченных идеалов Православия( от терпения этих самых ближних - до Любви к врагам), а мы судим о ее профпригодности, пытаемся просчитать необходимость работы православного психолога в процентах или подозреваем в корыстных целях. Кажется, дерево можно оценивать только по плодам... Я общаюсь с православным психологом около 8 лет, за это время и благодаря консультациям - приход в Храм, воцерковление,встреча с Батюшкой, выход из личного экзистенциального тупика, возрождение семьи,уже бывшей на грани распада,обретение новых знаний по вопросам воспитания детей. Ищите пути к Богу - те, которые приведут к нему именно Вас, идите по дорогам современной жизни - Господь будет давать вам знаки - сворачивать или двигаться дальше, хватит охранять подсвечники...
Если кто-то может без этого обойтись,то некоторым просто необходима помощь!Первых можно искренне поздравить в мудрости,судя по всему,накопленной годами.
А что касается спасения, то т.н. психолог соотносится с ним примерно также как и кулинар. Такое моё мнение.
Психология, насколько я знаю, это наука. А если так, то может ли быть наука православной?
Другой момент: где грань между душевным и духовным? В речах психолога ощущается сваливание в чисто духовные вопросы - смирение, смиренномудрие и т.п. Каковы критерии душевности и духовности. Читая материалы конференций психологов, диву даешься, что такое понятия как духовность имеет нелепое толкование по отношению к схеме "тело-душа-дух", а понятие "психологическое здоровье" - оказывается все еще предмет дискуссий.
Думается, будущее за симфонией духовного руководства с психологами, но есть потребность в более четком разграничении полномочий, наличии четких критериев оценки состояний, диагностики и т.д.
Может быть вопрос вообще по другому надо ставить: "Духовный выбор современного врача: так послушание Церкви или всё таки противостояние?" И пусть сначала решат сами врачи этот вопрос и придут и встанут вместе с нами на молитву и положат свои знания к ногам Церкви, став в первую очередь именно Православными = а это ОЙ как не просто.
Прозападные нотки у Ольги есть и "альянс" не наше слово. Глава Церкви - Христос, так с кем это "альянс" то устроить собрались? Может быть лучше - положить знания свои к Его ногам просто? Поверяя каждый свой шаг Православным миропониманием и верой? Ольге - моё уважение и благодарность. Не сужу я - подсказываю. И только потому, что в принципе дело-то хорошее,да вот в деталях надо - аккуратнее. АВ
Вывод: православных психологов , если они нужны, возможно следует готовить в православных учебных заведениях.
С рождением первого ребенка мы крестились всей семьей,но в Церковь не пришли. С рождением второго возникли возникли проблемы - я не знала, как с ними управляться, кричала на 3х летнюю малышку и доводила ее до слез,защищая младшего. Но, слава Богу,меня пригласили на курсы, где преподавала православный психолог. Но то, что он православный я поняла позже, потому что меня очень потянуло в Храм и иного пути для меня уже не было.
Дети,слава Богу растут, их уже трое, но прочитав статью чувствую, что пора пообщаться с психологом. Замкнутый круг в семейных отношениях никак не могу преодолеть. Узнаю себя в пациенте больном "духовно-душевной «шизофренией», а нужен всего лишь один ключик от двери понимания, которую в суете мы не замечаем.
Я знаю, кто-нибудь скажет "молись и все откроется", да, приоткрывается,но эго опять навевает мысли о жалости к себе.
И чтобы выдержать эту борьбу надо наверно узнать механизм,может я смотрю на него с другой стороны.А услышишь одно словечко и не так все оказывается печально.
Я думаю,что не стоит осуждать, то чего не знаешь, ведь Пути Господни неисповедимы и не знаешь, кто первый протянет тебе руку помощи...
Помощи Божией Вам и Ольге Лысовой-Бродиной. Спаси Вас Господи за труды.
А вот помочь людям узнать о красоте православия, помочь справиться с тяжелейшими душевными(никто не говорит о духовных) состояниями, болью и не отчаиваться-сложно.
Работа психолога- важный труд!
Православных психолгов очень мало. И вместо того, чтобы оскорблять, их нужно поддерживать.
На практике своей, своих близких и друзей знаю, что православный психолог очень помогает!
Уверенна,что люди, осуждающие православную психологию не имеют о ней ни малейшего представления...
Священник и психолог не взаимоисключают, а напротив, дополняют друг друга.
Все люди разные, и если кто-то прочитав Евангилие, тут же бросается на исполнение заповедей, то есть и такие, которым надо донести давно извесные истины доступным, современным языком. Мы живем в мире, где люди по-максимому стремятся объяснить себе все логически(для этого православная, что можно переиначить, как мудрая, психология и нужна), а если фанатично долбить, что надо делать так и только так и ни как иначе, потому что....НАДО, то весь народ распугаете...это односторонний, узкий подход!
Ведь очень часто придя в первый раз в храм люди наталкиваются на так называемых "всезнаек", людей, которые незамедлительно спешат поделиться своим не дюжим "опытом", они тебя всему "научат"! При этом неудосужевшись улыбнуться и просто быть тактичными...
Очень жаль, но в нижеоставленных коментариях встречались крайне грубые..ничего не имеющие общего с христианством...
P.S. Психология очень нужна!!!
Спасибо огромное за статью Ольге Лысовой-Бродине, Татьяне Вигилянской и администрацие сайта! Хотелось бы, что бы таких интервью было побольше. Благодарю за внимание.
Люди неверующие или нецерковные приходят к психологам, чтобы рассказать, какие они хорошие, как они всем помогали, всех жалели, а эти "подонки" их обманули, бросили и т.д. Как они отдавали детям самое лучшее и взамен получили чёрную неблагодарность. Они жалуются, пытаются вызвать сочувствие и совершенно не хотят видеть очевидные вещи. "За что мне это (болезни, распад семьи, дети-наркоманы, предательства друзей и пр.), если я хороший, порядочный ччеловек????" Если бы хоть как-то понимали причинно-следственную связь, то, наверно, были бы в Церкви. От психолога они хотят услышать подтверждение, что они хорошие.
Другое дело - медицинский психолог, который занимается психодиагностикой отклонений высших психических функций. Вот это - да, есть предмет исследования, задачи, метод и всё остальное, как положено.
Советы психологов уж очень напоминают советы астрологов, когда произносятся некие общие наукообразные фразы, которые предлагается принять за реальность. Значение т.н. психологов, мягко сказать, преувеличено, если не сказать большего.
вот где тать то спрятался - Таинства приравниваются к работе психолога!
Также во многом мне помогли материалы группы сайтов, созданных по благословению Святейшего Патриарха Алексия II (например, сайт perejit.ru - материалы посвящены расставанию с любимым человеком, разводу). На этих сайтах размещены материалы, написанные священниками и психологами.
Сайты помогли уже не одной сотне людей.
Так что я являюсь сторонницей того мнения, что в наше время совместная работа психолога и священника может быть очень полезной. Возможно, таким путем Господь сейчас приводит в Церковь многих людей. Но, конечно, для каждого все индивидуально.
Но, действительно, хотелось бы услышать ответ на вопрос: "Какой характер...должны иметь отношения науки и религии по вопросам духовной жизни человека" с точки зрения Богословия. И не только религии и психологии, но, к примеру, физики и религии, биологии и религии и т.д.
Ведь есть и такая точка зрения, что человеку, пришедшему в Церковь, открывшему для себя Истину, ни к чему читать учебники физики, химии, биологии и т.д. Что Вы думаете по этому вопросу?
К примеру, года три-четыре назад на первой страничке вашего сайта всегда размещалось "Толкование Евангелия...", (собственно за этим я и начала ходить на ваш сайт). А теперь вы предлагаете обсуждать вопросы на вечную тему "быть или не быть" альянсу, хотя все и так понятно, этот альянс уже есть.
В связи с этим, интересно было бы узнать, что думают сами священники насчет этого альянса? И как это будет выглядеть на практике? (В храме, там где исповедуют батюшки,рядом будет вести прием психолог? А прием будет бесплатный?
Извините, хотелось "ни кому не досаждай, никого не осуждай", а вот не получилось...
Мне очень понравилась статья. Большое спасибо.Проблемы, о которых говорит автор очень серьезны. Было бы очень хорошо, если бы при наших Храмах были православные психологи. У меня личный вопрос к Ольге: можно ли попасть к Вам на консультацию? У меня большие сложности с сыном: со здоровьем, психикой, самое главное-с душой. Длится все это уже больше десяти лет.
Желаю Вам Божией помощи в Вашем столь нужном деле.
и ответ психолога:"Да, бывает, и не так редко, как кажется..."
Я не слышала ранее (до прочтения этой статьи) чтобы психологи ИСПОВЕДОВАЛИ...Для принятия таинства исповеди человек должен быть рукоположен в священники, может я чего не знаю?
Психиатр, психотерапевт, накролог.