Три года назад у стен Верховной Рады Украины был установлен православный храм-палатка. Поставил его протоиерей Олег Сирко в знак протеста против бесчинств «филаретовцев», выселивших батюшку из его законного приходского храма на Западной Украине. За это время страна пережила двух президентов, пять премьер-министров, трех спикеров Рады, а храм и ныне там. Совершаются Литургии. Увеличивается приход… В январе храм-палатку во имя св.блгв. Александра Невского посетили наши корреспонденты Сергей ШТЕЙНИКОВ (текст) и Иван РОМАНЕНКО (фото).
![]() |
Храм стоит у стен Рады уже третий год. Вначале это была небольшая палатка, затем ее заменили на более просторную. Но и та со временем поизносилась, так что сейчас стоит уже третья палатка, длиной около 8 метров |
Шумский район Тернопольской области за свою сложную историю знал много войн и религиозных противостояний. Из Галицко-Волынского княжества он кочевал в состав Литвы, Польши, России, пока, наконец, после пакта Молотова–Риббентропа 1939 года не оказался в границах СССР. Сегодня он – в независимой Украине, и вся тяжесть исторического наследия неожиданно рухнула на прихожан Свято-Троицкого храма в селе Рохманов. Православная община оказалась разделённой. В 2003 году небольшая часть паствы отца Олега образовала «новую», неканоническую церковь, для чего потребовала поочередного использования храма. Сейчас он опечатан, богослужения проходят на дому, а сам о. Олег большую часть времени проводит в Киеве. В Мариинском парке, у здания Верховной Рады Украины, священник разбил храм-палатку, добиваясь на высшем уровне возврата Троицкой церкви. После установки храм-палатка был освящен архиерейским чином.
Со столичными жителями у священника сложились хорошие отношения. Почти весь инвентарь храма-палатки собран благодаря стараниям рядовых киевлян. С их помощью отец Олег установил и крест с внешней алтарной стороны храма.
![]() |
Назван храм во имя св. Александра Невского не случайно: до революции недалеко отсюда находился собор во имя этого святого. «Что будет с храмом, если Троицкую церковь вернут? – переспрашивает отец Олег. - Возможно, он останется до восстановления Александровского собора. И кто-нибудь другой будет в нем служить». Сейчас палаточную общину составляют около десятка прихожан закрытой Троицкой церкви, приезжающих из села. К другим своим чадам отец Олег ездит сам, таким образом, постоянно перемещаясь между Рохмановым и Киевом.
Подходим к храму. Украшенные по-новогоднему елочки. Крест, обвитый рушником. Перед входом в церковь нас встречают транспаранты, гласящие, что храм является «собственностью народного депутата имярек». Что за нелепость? Дело в том, что по закону народные депутаты Украины неприкосновенны вместе со своей собственностью, а значит, храм-палатку никто не вправе демонтировать. Другая нелепость состоит в том, что «собственниками» палатки являются депутаты от Компартии Украины. Той самой, которая взорвала в 1930-х годах собор Александра Невского, в честь которого назван палаточный храм. Таким образом, последователи большевиков искупают свой грех, оставаясь, впрочем, атеистами. Таковы парадоксы новейшей истории Украины.
![]() |
Интерьер храма составлен из пожертвований прихожан, среди которых много киевлян. Кто-то что-то принес и как-то приспособил под нужды церкви. Обстановка напоминает походные условия, скромно, но со всеми атрибутами православного богослужения. Аналой с иконами, панихидный столик с поминальными записками, распятие, живые цветы… Алтарь завешивается шторкой. |
На полу в храме постелены дорожки, под ними доски и голая земля. Слава Богу, зимы в Киеве обычно теплые, но очень кстати и «буржуйка», стоящая ближе к входу. Часто над брезентовым храмом струится дымок. Пока нет службы, на печку поставлены кастрюли, чтобы не остыла еда к трапезе. При храме несут постоянное послушание несколько человек, в основном из Рохманова.
![]() |
После храма батюшка ведет нас в соседние палатки - трапезную, где питается небольшая община храма. Рядом с ней находится палатка для ночевки. Тут же - зеленый «домик» самого настоятеля, сделанный из какого-то строительного вагончика. Между палатками – колокольня. Получился маленький палаточный городок. Всё по-хозяйски, чинно и благопристойно. Освещение – от лампад. Ведра с водой – вместо умывальника. Банный день – в Киево-Печерской лавре. Так и живут постояльцы в Мариинском парке.
![]() |
Всё это время в храме ведутся богослужения, исполняются требы. Нашлась даже пара, которая решила обвенчаться в столь необычных условиях... |
Пока конца такому житью не видно. Не заходят сюда депутаты, потеряла интерес российская сторона, от которой отец Олег ждал поддержки. Остается апеллировать разве что к «загнивающему Западу» - община о. Олега готовит документы в Европейский суд.
Выйдя из палатки, отец Олег открывает фанерный шкаф, что стоит на крыше его зеленого домика. Белые голуби выпархивают из него и садятся на палатки. Оказывается, это голубятня! Птицы прилетают к батюшке от разных молодоженов, которые выпускают их в парке в знак семейного счастья. Но для отца Олега и прихожан это еще и символ нового времени. Времени, когда «настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков – Будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком – ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец – Бог» (св. прав. Иоанн Кронштадтский, Слово на Новый год).