В России проходит первый официальный визит Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского и Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы. После совершения богослужения в храме вмц. Екатерины на Всполье митрополит Иона ответил на вопросы главного редактора портала «Православие и мир» Анны Даниловой.
– Владыка Митрополит, сегодня
мир становится все более и более секулярным. Каждый
день мы видим, как христианство вынуждено уступать
той или иной новой норме политкорректности, как все
реже можно говорить о христианстве и его роли в
становлении европейской цивилизации. Религия может
воспринимться как нечто ненужное или даже опасное.
Как Вы думаете, есть ли надежда на то, что западная
цивилизация обратится к своим христианским корням,
или секуляризация так и будет усиливаться далее?
– Действительно, в Соединенных Штатах все происходит именно так. Многие из основных протестантских деноминаций, например, движение евангелистов, сегодня разваливаются, очень быстро теряют прихожан, закрывают свои храмы. Дело здесь не в христианстве как таковом, причина в духовном банкротстве этих течений, отколовшихся, отошедших от православия.
Православие в США сегодня переживает период расцвета, число православных очень быстро растет – многие люди из самых разных течений и деноминаций – протестанты, католики, евангелисты, пятидесятники, атеисты (у нас тоже есть атеисты, как и они были в Советском союзе, – поясняет, улыбаясь, владыка Митрополит) агностики и нецерковные люди находят в православной Церкви полноту опыта спасения во Христе.
Американец приходит в православие потому, что он влюбляется в православие, это православие – это, можно сказать, любовь всей жизни (Митрополит Иона использует слово «love affair» – прим. ред). Сначала человек ищет истину, ищет церковь, которая сохранила бы апостольскую преемственность, а затем влюбляется в православие. Люди обретают образ жизни, который делает их счастливыми, дает чувство полноты и свободы. В других течениях и церквях мы наблюдаем уклон в «общественное евангелие» (движение, считающее, что весть христианства направлена на решение не духовных, но физических проблем человека – прим. ред.) и, к сожалению, потерю всякого чувства и понимания христианской нравственности. Многие христианские деноминации проповедуют безнравственность, и многие христиане считают это настоящим скандалом и уходят из церквей. И правильно делают.
В Православной же Церкви мы едины, у нас общий взгляд и общий образ жизни. Мы должны воцерковлять свой образ жизни чтобы следовать Иисусу Христу и Евангелию. В этом великая сила Православия. Суть не в том, чтобы просто принадлежать к православию, исполнять какие-то обряды, ходить на какие-то службы, суть в том, насколько по-христиански мы живем, как мы любим друг друга, как прощаем друг друга, как мы принимаем новопришедших и помогаем им возрастать, как мы помогаем им и разделяем с ними спасение, наполняя их жизнь.
В современном секулярно-материалистическом обществе так много людей одиноких, находящихся в изоляции, не знающих, куда идти и к кому обращаться. В мире сегодня столько колоссальной тяжелейшей боли! И мы можем обращаться к этим людям, мы должны идти к ним! Основная, фундаментальная миссия церковного сообщества – проповедовать им, идти к ним, и говорить об Исцелителе, разделяя с ними, одинокими, с невыносимой душевной болью, любовь. Так мы исполним Писание Господа Иисуса Христа.
– Владыка митрополит, что должно быть главным в современной христианской проповеди?
– Все средства современной проповеди важны – Интернет, книгоиздание. Русская Православная Церковь проводит здесь колоссальную работу. Мы часто даже шутим, что хорошо было бы и нам в Америке иметь возможность выделять такой же бюджет на церковные коммуникации, ведь у нас всего три сайта. Все это важно и полезно.
Но самое важное – это то, что каждый христианин должен обратиться к другому человеку, тому, кто одинок, кому больно и это будет самым сильным свидетельством о Христе и Евангелии, и это приведет их туда, где они найдут исцеление.
Христос Воскресе!