Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр): «Я считал своей обязанностью быть своего рода миссионером в Оксфорде»

Источник: Седмица.Ru

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), отметивший в сентябре этого года 75 летний юбилей, – один из виднейших православных иерархов за рубежом, богослов, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык, основатель греческого православного прихода Святой Троицы в Оксфорде, многолетний профессор Оксфордского университета, подготовивший целую плеяду современных богословов и историков Церкви.

Митр. Каллист в своем рабочем кабинете. Фото Андрея Левитского
Митр. Каллист в своем рабочем кабинете. Фото Андрея Левитского
Будущий владыка Каллист (в миру Тимоти Уэр) родился в городе Бат (Bath) на юго-западе Англии, воспитывался в знаменитой Вестминстерской школе и с отличием закончил классическое отделение и богословский факультет Оксфордского университета. После обращения в православие в 1958 г. будущий владыка долгое время провел в монастыре св. Иоанна Богослова на о. Патмос, где до сих пор состоит в числе братии. В этой обители в 1966 г. Тимоти Уэр был пострижен в монашество с именем Каллист и вскоре возведен в сан иеромонаха. В 1982 г. он был рукоположен в сан епископа с титулом «Диоклийский» и назначен викарным епископом Вселенского Патриархата, а 31 марта 2007 г. возведен в сан митрополита.

На протяжении 35 лет владыка Каллист занимал пост Сполдинг-лектора по восточно-христианским исследованиям в Оксфордском университете. Эта преподавательская должность была учреждена в 1947 г. для Николая Зернова и благодаря этому Оксфорд стал первым британским университетом, включившим в свою программу изучение православия.

После ухода на пенсию в 2001 г. владыка Каллист продолжает публиковать свои работы, читать лекции по патристике и богословию в различных университетах по всему миру и регулярно служить в своем греческом приходе в Оксфорде. Кроме того, митрополит Каллист – председатель общества «Друзья горы Афон», член совета директоров Института восточно-христианских исследований в Кембридже, председатель группы «Друзья Православия на острове Айона».

В чрезвычайно насыщенной событиями жизни митрополита Каллиста переплелись судьбы нескольких поколений деятелей Православной Церкви в Великобритании. Владыка активно участвовал в работе Содружества св. Албания и преп. Сергия, был другом Николая Зернова и его жены Милицы, которые создали вокруг церковной общины в Оксфорде, основанной архим. Николаем (Гиббсом), целый православный микромир и установили прочную связь между университетом и Церковью.

Незадолго до своего юбилея, владыка дал развернутое эксклюзивное интервью в своем уютном доме на севере Оксфорда.

– Ваше Высокопреосвященство, Ваш выбор православия был осознанным и самостоятельным. Какие главные вехи на своем пути в Православную Церковь Вы могли бы обозначить и как Вы считаете, что изменилось в Вас после обращения в православие?

Мои родители были верующими христианами и принадлежали к Англиканской Церкви, поэтому с раннего детства они водили меня в церковь и учили молиться дома. Переломный момент на моем духовном пути произошел, когда мне было 16 лет, и я еще не имел никаких контактов с Православной Церковью. Под влиянием одного англиканского монаха, состоявшего в общине францисканцев, я решил впервые пойти на исповедь к известному духовному отцу Англиканской Церкви, и это решение, и сам опыт исповеди оказали глубокое личное воздействие на меня. Я бы сказал в этот момент совершилось мое обращение ко Христу в том смысле, что хотя я уже был христианином, тем не менее во мне вдруг все ожило и я стал чувствовать свою личную причастность к вере.

Первая встреча с православием произошла около года спустя, когда мне исполнилось 17 лет и я, окончив школу, поступил в университет. Я рассказал о ней в одной из статей (1). Это случилось в православном храме в Лондоне, куда я зашел во время субботнего всенощного бдения. Впечатление от православной молитвы оставило на мне неизгладимый отпечаток. Несмотря на то, что я почти ничего не знал о Православной Церкви, в тот момент я почувствовал, что здесь мой дом. Впечатление от всенощного богослужения было прежде всего переживанием единства земного и небесного. Мне казалось, что во время службы мы, малая видимая община, возносимся далеко за пределы нашей собственной реальности, что молитва Церкви здесь на земле является частью молитвы Церкви небесной. Я чувствовал присутствие ангелов, святых, Пресвятой Богородицы, Самого Христа – небо на земле. Таким образом, первая встреча с православием состоялась вскоре после моего личного обращения. И произошло это не благодаря знакомству с другими православными или через чтение книг, но посредством литургической молитвы Церкви.

Будучи англиканином я принадлежал к так называемой Высокой Церкви (или англо-католической), которая является частью Церкви Англии. В отличие от других ветвей Англиканской Церкви, члены Высокой Церкви достаточно близки к православию: они почитают святых отцов, Вселенские соборы и по своей вере мало чем отличаются от православных.

Итак, со времени моего первого визита в православную церковь прошло еще 6 лет, прежде чем я принял православие. Но я стал больше узнавать о нем, когда поступил в университет, и затем впервые имел возможность познакомиться и общаться с православными христианами. Принимая решение стать православным, я не думал, что меняю свою веру, но чувствовал, что теперь она обретет более прочное и надежное основание. Когда я был англиканином, я верил, потому что сам так определил, став православным, я верил, потому что так верила Церковь. Вступая в Православную Церковь, я нашел подтверждение своим прежним убеждениями, и теперь мог сказать, что придерживаюсь не собственного мнения, но традиции Святой Церкви. По мере знакомства с православием я понимал, что здесь есть все, о чем я размышлял, но нигде не мог найти выраженным в полноте.

На протяжении тех 6 лет, что я готовился принять православие и обдумывал этот шаг, я встречался как с представителями русского православия, так и греческой традиции. Здесь, в Оксфорде, я познакомился со многими русскими, среди которых были, например, Николай Зернов, Димитрий Оболенский, архиепископ Василий (Кривошеин). В то время в Оксфорде существовала довольно активная русская православная община. Но поскольку в университете я учился на классическом отделении и знал древнегреческий, у меня появились друзья среди греков. В частности, я познакомился с греческим архиереем в Лондоне – викарным епископом Иаковом (Вирвосом). Русских я встречал и в Лондоне. В Оксфорде русская община подчинялась Московскому Патриархату, в Лондоне я общался с русскими, которые принадлежали к Зарубежной Церкви. Среди них, например, была игуменья женского монастыря в Лондоне мать Елизавета и один из тамошних священников протоиерей Георгий Шереметьев. Мне казалось, что лучше всего принять православие у греков Константинопольского Патриархата, отчасти, потому что я изучал греческий и мне было легче понимать богослужение, но еще по той причине, что мои друзья в Оксфорде относились к Московскому Патриархату, а в Лондоне – к Зарубежной Церкви, и в этом я видел определенную сложность, поскольку в то время эти две части Церкви были разобщены, и мне не хотелось участвовать в конфликтах между различными юрисдикциями. Я полагал, что раз я англичанин, мне не стоит вмешиваться в проблему, которая касается исключительно Русской Церкви, и поэтому, присоединившись к Вселенскому Патриархату, я мог сохранить дружеские отношения с обеими частями Русской Церкви. Когда я принял православие, епископ Иаков назначил мне духовника – священника, которого я уже упомянул, – о. Георгия Шереметьева. Таким образом, у меня осталось много связей с Зарубежной Церковью.

– Расскажите, владыка, как Вас принимали в Православную Церковь и какой приход Вы затем посещали?

Богослужение, во время которого меня принимали в православие, совершал епископ Иаков, и происходило это в греческом соборе в Лондоне. Вначале я исповедовался за всю жизнь, затем епископ произнес разрешительную молитву. После этого я прочитал Символ веры, и в конце епископ помазал меня святым миром. Моим приходом в Лондоне стал греческий собор Святой Софии в районе Бейзуотер, но часто я ходил в русский монастырь, где была мать Елизавета, а в Оксфорде я молился в русском приходе, который принадлежал тогда к Московскому Патриархату. Мне очень повезло, что еще до принятия православия, у меня было огромное число друзей среди православных из самых различных мест, и это дало мне некоторое понимание глубины и разнообразия, которое существует в Православной Церкви.

Как видите, я не проходил через повторное крещение. Вы прекрасно знаете, что существует различная практика чиноприема. На Афоне, к примеру, англикан и римо-католиков принимают через крещение. В остальных Церквах Вселенского патриархата обращение в православие обычно происходит только через миропомазание. Для Русской Церкви перекрещивание нехарактерно и римо-католики часто принимаются даже без миропомазания, просто через исповедание веры. Таким образом, здесь существуют различия, однако я прошел через миропомазание, и сам придерживаюсь такой же практики, когда принимаю в православие, следуя традиции Вселенского престола. Когда члены других христианских Церквей просят совершить над ними повторное крещение, я отвечаю: «Пусть это будет на вашей совести. Если хотите пройти через крещение, отправляйтесь на Афон». И насколько я знаю, некоторые так и поступают, но сам я был совершенно согласен с тем, что стал православным через миропомазание. Кроме того, следует помнить, что царственные страстотерпцы – супруга последнего российского императора Николая II царица Александра Федоровна и Великая Княгиня Елизавета Федоровна – исповедовали лютеранство и приняли православие через миропомазание, а не через крещение. Но я признаю, что сейчас в Православной Церкви существует два различных вида чиноприема и возможно предстоящий всеправославный собор внесет ясность в этот вопрос.

Митр. Каллист выступает с докладом на ежегодном заседании �Друзей горы Афон�, Кембридж. Фото Андрея Левитского
Митр. Каллист выступает с докладом на ежегодном заседании �Друзей горы Афон�, Кембридж. Фото Андрея Левитского
Мне много раз приходилось принимать членов Англиканской и Римо-католической Церквей в православие, и я никогда не занимался агрессивным прозелитизмом. Мне в голову бы не пришло распространять негативную пропаганду в отношении других христиан. С другой стороны, я твердо верю, что Православная Церковь есть единая истинная Церковь Христова, что только в православии содержится полнота истины и духовной жизни, и поэтому если члены других Церквей свободно и по своей воле обратятся ко мне с просьбой принять их в православную веру, после соответствующей подготовки я буду готов это сделать. «Двери открыты», – скажу я им. На самом деле, в последнее время мне все чаще приходится принимать людей, которые не являются прихожанами ни одной из Церквей. Сегодня в Англии люди в большинстве своем утратили живую связь с христианской верой и многие из тех, кто обращается в православие или не крещены, либо если были крещены в младенчестве, не стали активными верующими. Таким образом, мы не привлекаем людей из других Церквей. Мы пытаемся вывести их из нехристианской и нецерковной массы людей в этой стране.

– Православная Церковь в Великобритании имеет свой неповторимый облик, историю и современное развитие. Как бы Вы могли охарактеризовать основные черты православия в Англии и, в частности, в Оксфорде, где в 1966 г. началось Ваше священническое служение и преподавательская карьера в университете?

Вы совершенно правы – в 1966 г. я был рукоположен в священники и назначен Сполдинг-лектором по восточно-христианским исследованиям Оксфордского университета. Этот пост я занимал на протяжении 35 лет. Архиепископ Афинагор II, греческий иерарх в Лондоне, вступивший на кафедру двумя годами ранее, сказал мне: «Когда переедите в Оксфорд, вы должны организовать там греческий приход». С начала 1940-х гг. в Оксфорде существовал русский приход. Его основал архимандрит Николай (Гиббс), который был учителем цесаревича Алексия до революции. К тому времени о. Николай уже скончался и православный приход занимал часовню в здании под номером 1 на Кентербери-роуд. Когда я перебрался в Оксфорд, или правильнее сказать вернулся в Оксфорд в 1966 г., русские обратились ко мне с просьбой: «Мы – очень маленькая община, не нужно основывать греческий приход, который бы существовал обособленно, нам тоже нужна помощь». В то время у прихода не было своего настоятеля. Службы проводил священник из Лондона, о. Кирилл (Тэйлор), который был болен и не мог часто приезжать. Греков в Оксфорде тоже было не так много, и они привыкли молиться в русской часовне. Время от времени к ним приезжал греческий священник и служил литургию на греческом там же в часовне. Поэтому греки также посоветовали мне не открывать отдельный приход. В итоге, мы пришли к тому, что я основал греческую общину, но мы продолжали служить в русской часовне. Таким образом, формально существовало два прихода каждый со своим приходским советом и управляемый своим епископом, но на практике мы составляли единую литургическую общину. С 1966-1973 г. мы, члены греческой общины, находились в гостях у русского прихода. Затем часовня, в которой мы молились, стала для нас мала – это была всего лишь комната в доме – и мы построили отдельный православный храм в саду на Кентербери-роуд, который существует до сих пор. С тех пор, оба прихода – греческий и русский – занимают его на равных правах.

У нас всегда было правило поминать за богослужением епископов обеих церквей. Канонически это несколько необычно, но тем самым мы стремились на местном уровне преодолеть дробление православной диаспоры по принципу юрисдикции. К сожалению, в Великобритании, как и в целом на Западе, православные, исповедуя одну веру, разделены административно на различные национальные группы. И хотя в Святых Канонах написано «одна территория – один епископ», на Западе в одном месте может быть несколько епископов, поэтому греческие, русские, сербские, румынские, болгарские архиереи оказываются рядом друг с другом. Нам известны исторические причины такого явления: первые эмигранты хотели, чтобы их приходы имели сильную национальную окраску, чтобы Церковь связывала их с родиной, собственной культурой и языком. Тем не менее, подобная ситуация – неканоничная, и мы должны были как-то выйти из этих рамок в сторону более зримого проявления нашего православного единства. Мы в Оксфорде не могли решить проблемы вселенского православия, но полагали, что на местном уровне сможем приложить усилия к тому, чтобы преодолеть национальное разделение среди православных за рубежом. И мы также надеялись, что объединив небольшие греческий и русский приходы, сможем создать важное православное свидетельство в самом Оксфорде и в университете.

Поэтому с благословения епископов каждой из сторон (с русской стороны был митрополит Антоний, с греческой – архиепископ Афинагор), мы решили совместными усилиями построить храм в Оксфорде. Освящение храма проводили оба архиерея вместе (им сослужил сербский епископ и ряд других). У нас есть антиминс с подписями греческого, русского и сербского иерархов, которые освящали храм.

Сотрудничество между греческим и русским приходами продолжается с 1973 г. по настоящий день в течение вот уже 36 лет. И у нас не было серьезных проблем до тех пор, пока три года назад не возникло разделение в русском приходе Благовещения Пресвятой Богородицы. В то время, управляющий русскими приходами в Великобритании и настоятель русского прихода в Оксфорде епископ Василий (Осборн) посчитал правильным выйти из подчинения Московскому Патриархату и перейти под юрисдикцию Вселенского престола. Его приняли в русский западноевропейский экзархат Вселенского Патриархата. В результате возник раскол: епископ Василий и его сподвижники остались в церкви на Кентербери-роуд вместе с греческой общиной, те же, кто пожелал остаться под омофором Московского Патриархата, составили второй русский приход, который сейчас занимается обустройством собственного храма в другом районе Оксфорда. Конечно, эта ситуация нас сильно огорчила. Однако может быть настало время, когда наша церковь на Кентербери-роуд стала слишком тесной и потребовалось основать второй приход в Оксфорде. Конечно, хотелось бы, чтобы этому способствовали другие обстоятельства, но будем надеяться, что нет худа без добра и мы сможем теперь наладить активные дружеские отношения между тремя приходами – греческим, русским приходом владыки Василия и приходом Московского Патриархата, с которым мы находимся в полном церковном общении. Все трения и трудности, которые возникали между нами, должны уйти в прошлое и нам нужно работать в месте. Это уже происходит. Например, дети из трех приходов вместе участвуют в общих праздниках. Таким образом, несмотря на все наши ошибки, мы попытались свидетельствовать в Оксфорде о единстве Православной Церкви. Мы ценим наши национальные традиции – греческие, русские и английские, – но самое главное для нас, что мы члены вселенской Православной Церкви.

– Два года назад Вас избрали сопредседателем комиссии по богословскому диалогу с Англиканской Церковью, который с некоторыми перерывами продолжался почти весь двадцатый век. Как Вы оцениваете прошлое и современные перспективы диалога с англиканством, и какие цели Вы ставите перед собой сегодня как один из главных его участников?

Давайте рассмотрим сначала современное положение Международной Комиссии по англикано-православному богословскому диалогу – таково ее официальное название. Между православными и англиканами уже давно установились особые отношения. Они восходят к началу XVII столетия. Православное духовенство проживало здесь, в Оксфорде, в 1620-1630-х годах. Именно греческий священник впервые ввел в Британии обычай пить кофе, и к тому же он был членом одного из оксфордских колледжей. Ни до, ни после этого Православная Церковь не оказывала столь прямого влияния на образ жизни англичан.

Мне кажется, что православных в англиканах (и наоборот) привлекает то, что англикане считают себя епископальной Церковью, которая сохранила нить апостольского преемства, и это отличает их от лютеран и других протестантов на континенте. Англикане всегда чтили древних святых отцов и древние Вселенские соборы. Тем не менее, будучи епископальной Церковью, они не подчиняются папе и являются Церковью национальной. Точно также православные основываются на вере древней Церкви, не входят в папскую юрисдикцию и составляют семью национальных Церквей. Поэтому, когда православные обращались к Западу, они естественно испытывали особую симпатию к англиканам. Особенно дружественные отношения между православными и Церковью Англии сложились в 20-30-х годах ХХ столетия. В те годы действительно была надежда на некоторое единство, на восстановление общения в таинствах между двумя церквами. Однако официальный международный диалог между вселенской Православной Церковью и всемирной общиной англиканских Церквей начался только в 1973 г. На самом деле, первая встреча в рамках этого диалога состоялась здесь, в Оксфорде, и во время этой встречи православные делегаты приняли участие в освящении нашего приходского храма. Этот диалог с некоторыми перерывами продолжается и до сих пор. Я участвовал в нем с 1973 по 1984 г., а затем вновь стал членом комиссии с 2007 г., и ныне я – сопредседатель с православной стороны.

Дом свв. Григория и Макрины на Кентерберийской улице, где на первом этаже в 1960-е гг. располагалась русская православная часовня. Фото Андрея Левитского
Дом свв. Григория и Макрины на Кентерберийской улице, где на первом этаже в 1960-е гг. располагалась русская православная часовня. Фото Андрея Левитского
В 1970-е гг. мы питали надежду, что диалог с англиканством принесет конкретные результаты. Эти надежды не оправдались. За последние полстолетия в Англиканской Церкви многое изменилось. В частности, в самой Великобритании и других странах усилилась группа, придерживающаяся крайне либеральных взглядов в вопросах вероучения. Она существовала и раньше, но не имела столь значительного влияния. И поэтому мы, православные, чувствуем себя комфортнее в Высокой Англиканской Церкви. Как говорил мой духовник, о. Георгий, если бы в англиканстве существовала только Высокая Церковь, вопрос объединения был бы решен уже завтра. Однако существует и Низкая Церковь – евангелическое крыло англиканства, -­ и кроме этого, либеральные течения, которые в последние годы играли значительную роль в Великобритании и Северной Америке. Безусловно, Англиканская Церковь находится сейчас под угрозой раскола.

Особенные трудности вызвало решение различных Англиканских Церквей рукополагать женщин в священнический и епископский сан, но кроме того – практика некоторых из них возводить в епископы людей, состоящих в гомосексуальных отношениях, и благословлять однополые браки. По вопросу о женском священстве среди православных нет единого мнения. Большинство утверждает, что это невозможно. Меньшинство же считает, что данный вопрос нуждается в более тщательном рассмотрении. Покойный митрополит Антоний Сурожский как раз принадлежал ко второй группе и советовал не торопиться: нужно подождать пока Православная Церковь глубже изучит эту проблему. Однако, что касается благословения однополых браков, здесь нравственное учение Церкви предельно ясно – Библия об этом отчетливо говорит, – и поэтому нет ничего удивительного в том, что мы сильно обеспокоены подобной тенденцией в англиканстве.

Если в 1930-е и даже в 1970-е гг. некоторые из нас надеялись, что в отношениях между православием и англиканством удастся прийти к всестороннему примирению, сейчас мы признаем, что это недостижимо. В настоящий момент мы не можем сказать, что богословский диалог ведет нас к зримому единству. Тем не менее, мы полагаем, что общение с англиканами следует продолжать. Не стоит забывать, что среди них есть немало людей, которые глубоко почитают и любят православие. И мы должны поддерживать и помогать тем, кто так близок к нам по вере. Поэтому мы все еще участвуем в диалоге, и надеемся, что благодаря богословскому обмену мы сможем учиться друг у друга, хотя конкретных результатов от этого общения мы всерьез не ожидаем. Православная сторона продолжает диалог из побуждений дружбы, но не ценой своей веры.

– Каково Ваше личное мнение по вопросу о женском священстве?

В 1970-х гг. я был резко против этой идеи и апеллировал главным образом к аргументу из Священного Предания. Вкратце, он состоит в следующем: если бы Христос хотел видеть женщин священниками или епископами, Он бы дал соответствующие указания апостолам, которые были бы исполнены. Но спустя две тысячи лет Церковь не в праве вводить подобные новшества. Я по-прежнему считаю этот аргумент очень сильным и серьезным. Однако он не дает полной картины. Он говорит нам, что в те времена не было женского священства, но не объясняет причину. Почему женщина не может быть священником? В чем заключается богословская причина? Здесь можно привести и другие аргументы. Можно сказать, что священник – икона Христа, а Христос был мужчиной. Этот «иконический» аргумент использовали римо-католики и некоторые православные богословы, например, покойный о. Александр Шмеман, но к нему следует относиться с осторожностью. В каком смысле священник является образом Спасителя? Разве женщина в определенных обстоятельствах не может символизировать собой Христа? Какое значение имеет Его мужское начало в отрыве от Его «человечности»? Ведь в Символах веры и святыми отцами всегда подчеркивалось, что Христос есть человек, но не так часто говорилось о Его мужской природе, поэтому этот аргумент вызывает сомнения. Я не говорю, что он неверен, но нуждается в более детальном развитии. Очевидно, здесь мы вступаем в пространство символики: Христос – Жених, а Церковь – Его Невеста. Если священник символизирует Христа как Жениха Церкви, значит ли это, что священником непременно должен быть мужчина? Поэтому я отношусь к числу тех, кто считает, что Православная Церковь пока глубоко не изучила эти вопросы. Не следует слепо заимствовать римо-католические или протестантские аргументы на этот счет – необходимо самостоятельно решить этот вопрос с православной точки зрения. Священство мы понимаем несколько иначе, чем римо-католики. Я бы даже сказал, что проблема целиком нуждается в более пристальном изучении. Раньше мы считали ее чисто западной, теперь же к ней следует отнестись как к своей собственной, что пока не происходит. В основе, по существу, лежит антропологическая проблема – учение о человеческой личности. В чем состоит богословское значение мужчины и женщины в рамках человеческого рода? Пока мы всерьез не задумаемся над этим, вряд ли мы сможем ответить на вопрос, может ли женщина быть священником, или нет. Это вопрос – не социологический или административный, а богословский. Он затрагивает проблему веры, которую необходимо рассмотреть досконально. Так что я принадлежу к тем православным, которые говорят: «Я не одобряю женского священства, но хотел бы подробнее изучить аргументы прежде чем заявить о невозможности подобного явления». Давайте не будем торопиться.

– В этой связи возникает вопрос о различиях в понимании таинства Евхаристии. Какие главные расхождения существуют здесь между православными и англиканами?

Церковь по сути своей есть Евхаристическая община. Евхаристия творит Церковь, также как Церковь творит Евхаристию. Когда Церковь совершает Божественную Литургию, она поистине становится сама собой. Именно общение в Теле и Крови Христовой созидает единство Церкви. Таким образом, если Евхаристия – неотъемлемое качество идентичности Церкви, следовательно, чтобы понять любую христианскую общину необходимо обратиться к ее евхаристическому учению. Православная Церковь выделяет два момента – реальность божественного присутствия в Святых Дарах и понимание таинства как Жертвы. Во-первых, мы говорим, что в Евхаристии Святые Дары – хлеб и вино – становятся истинным Телом и истинной Кровью Христовой. Это – тайна, но мы покланяемся освященным Дарам. Мы верим, что причащаясь, мы особым образом становимся едины со Христом через принятие Его Тела и Крови. И во-вторых, мы верим, что Божественная Литургия есть Жертва, мистическая Жертва, как мы ее называем, жертва без пролития крови. Это не какая-то новая жертва, но тождественная той, которую принес Христос на Кресте. С этими положениями согласились бы некоторые англикане. Высокая Церковь также считает, что в Евхаристии мы действительно причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой, и что это Жертва мистическая. Но существует также точка зрения евангелических англикан, которые полагают, что Евхаристия лишь поминальная трапеза, что мы вкушаем хлеб и вино в память о Крестной Смерти Христа, но это ни в коем случае не жертва. Таким образом, проблема заключается в многообразии мнений внутри Англиканской Церкви и хотя у нас полное взаимопонимание с англиканами Высокой Церкви, мы знаем, что англиканское евхаристическое учение неоднозначно, и пока между нами нет единства в этом вопросе, невозможно представить себе какое-либо евхаристическое общение.

– На протяжении трех с половиной десятилетий Вы были одним из ведущих профессоров Оксфордского университета и многие Ваши ученики составляют авангард богословской и патрологической науки. Расскажите подробнее о своей преподавательской деятельности в университете.

На посту Сполдинг-лектора по восточно-христианским исследованиям я читал лекции по христианскому Востоку, которые могли посещать как студенты, так и аспиранты. Кроме того, я проводил семинары со студентами, и со временем у меня возросло число аспирантов, которых я готовил к защите диссертаций на докторскую степень.

В свой первый год преподавания в университете я читал два курса лекций – «Мистическое богословие Православной Церкви» и «Происхождение монашества». Как оказалось, на богословском факультете никто не касался этих тем, и я продолжал вести эти курсы, многократно обновляя лекции, вплоть до ухода на пенсию. Я особенно дорожил возможностью преподавать мистическое богословие. Обычно я начинал со св. Иринея Лионского, затем подробнее останавливался на учении св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита, преп. Симеона Нового Богослова и, наконец, св. Григория Паламы и исихазма XIV века. Впоследствии меня попросили читать лекции по тринитарному богословию святых отцов и святоотеческому учению о личности Христа. Но поскольку кроме меня эти предметы вели другие преподаватели, я взял отдельные аспекты тринитарного учения и христологии. Иногда я обращался и к таким темам, как, например, Церковь и государство в Византии. Практические занятия со студентами были в основном нацелены на подготовку к экзамену по богословию древнехристианской Церкви. Мои аспиранты занимались всевозможными темами – от эпохи отцов до проблем современного православия. И самой главной частью свой работы я считал именно руководство аспирантами. Некоторые из них были православными, другие – западными христианами. К моему счастью, среди них были весьма одаренные студенты. Один из лучших моих аспирантов – нынешний архиепископ Волоколамский Иларион – подготовил диссертацию о преп. Симеоне Новом Богослове. Еще один мой студент, о. Иоанн Бер, который теперь возглавляет Свято-Владимирскую духовную академию в Нью-Йорке, писал работу о св. Иринее Лионском. Другие студенты стали епископами Греческой и даже Армянской Церквей. Вот направления, в которых я работал.

Мне очень дорога оксфордская система образования, где студенты занимаются с преподавателем один на один, хотя сейчас это встречается все реже и младшие студенты обычно занимаются подвое. Тем не менее, в случае с магистрантами принцип индивидуального консультирования сохранился. Возможность беседовать лицом к лицу со студентом, спрашивать его, давать ему возможность задавать вопросы, т.е. личный контакт и взаимообмен – вот что наиболее ценно для меня в университетской традиции преподавания, которая существует в Оксфорде, а также в Кембридже. Конечно, для этого необходим большой коллектив преподавателей и здесь возникает все больше проблем, поскольку количество студентов возросло, а численность профессорско-преподавательского состава в целом не изменилась. Поэтому нам приходится всеми силами отстаивать эту систему академического кураторства (tutorial system), чтобы по крайней мере на уровне обучения магистрантов и аспирантов сохранить неизменным принцип индивидуального научного руководства. Надеюсь, нам удастся сберечь эту драгоценную университетскую традицию.

– У каждого университетского профессора есть особый метод и стиль преподавания. Какой метод избрали Вы, и в каком направлении работали со студентами на семинарах и на индивидуальных занятиях?

Православный храм в саду дома свв. Григория и Макрины, построенный и освященный в 1973 г., и в настоящее время занимаемый двумя православными общинами: греческим приходом Святой Троицы и русским приходом Благовещения. Фото Андрея Левитского
Православный храм в саду дома свв. Григория и Макрины, построенный и освященный в 1973 г., и в настоящее время занимаемый двумя православными общинами: греческим приходом Святой Троицы и русским приходом Благовещения. Фото Андрея Левитского
В своей преподавательской работе и научных трудах я всегда подчеркивал связь между богословием и молитвой, между вероучением и духовной жизнью. Один из отцов-пустынников, Евагрий Понтийский, сказал, что истинный богослов – это тот, кто молится, и если ты истинно молишься, значит, ты богослов. Следовательно, в правильном понимании богословие – не просто академическая дисциплина, требующая логического ума. Подлинное его значение раскрывается тогда, когда богословие идет рука об руку с личной твердой верой, которая поддерживается молитвой и церковными таинствами. В этой связи возникает вопрос: можно ли в условиях современного мира преподавать богословие в светских университетах? Ведь такой университет, как Оксфорд, который изначально был религиозным, сегодня фактически стал светским учебным заведением, и студенты, поступающие изучать богословие, могут не исповедовать ни одну из религиозных традиции, считать себя агностиками и не иметь личной веры.

Однако даже в такой ситуации богословие можно преподавать. Конечно, мы не сможем в полноте раскрыть смысл богословия, как его понимали святые отцы, и мы не стремимся навязать нашим студентам какие-либо убеждения. Наша задача лишь объяснить сущность того, о чем учила Церковь и во что она верит до сих пор. Для этого они изучают источники – Библию, древних святых отцов и позднейшее христианство. В другом случае, студенты могут применить философский подход и с этой точки зрения рассмотреть вопросы, которые ставит богословие – такие, как, например, «есть ли Бог?», «как объяснить существование зла и страдание невинных?» Поэтому в светском университете от студентов не требуется придерживаться определенных религиозных взглядов. Мы пытаемся донести до них, что христианство играло решающую роль в жизни западного мира на протяжении последних 2000 лет и поэтому как историческое явление вполне заслуживает изучения. Более того, христианство, вера Церкви, затрагивает ряд вопросов, которые нам жизненно необходимы для понимания самих себя. На лекциях я всегда подчеркивал студентам, что не принуждаю их во что-либо верить, но прошу хотя бы серьезно отнестись к этим вопросам и взглянуть на ответы, которые оставили христианские мыслители, для которых богословие было не просто абстрактной теорией, но делом веры и молитвы. Богословие обращено не только к разуму, но ко всему человеку. Поэтому, каковы бы ни были их собственные воззрения, студенты должны по крайней мере попытаться понять точку зрения святых отцов. В таком виде преподавание богословия в светском университете мне представляется оправданным.

Конечно, существует реальная опасность превращения богословия в чисто абстрактную, формальную и схоластическую в отрицательном смысле этого слова дисциплину. Однако есть способ преподавать богословие в таком ключе, чтобы становилось ясно – для многих христиан богословие невозможно без личного религиозного опыта. И даже если сами студенты этот опыт не разделяют, они все равно должны понимать его огромную важность для других.

На богословском факультете в Оксфорде я долгое время оставался единственным представителем Православной Церкви и считал, что таким образом несу свидетельство и хотел приобщить студентов к этому измерению христианской истории и мысли. Программа факультета была во многом западной и библейской, но с патристический компонент все-таки присутствовал.

Я часто спрашивал себя, не уехать ли мне преподавать в какой-нибудь сугубо православной богословской школе? Несколько раз мне представлялась такая возможность в Америке. Однако я посчитал, что моя обязанность – быть своего рода миссионером в Оксфорде. К сожалению, в оксфордском богословии изучение святых отцов, которое раньше играло центральную роль, отошло на второй план и теперь господствует современный подход крайне либерального направления. Тем не менее, на факультете осталось несколько хороших патрологов, хотя должен признаться, что мне бывает грустно видеть, что изучение святых отцов не только в Оксфорде, но и в других университетах, занимает так мало места. Это выглядит особенно странным на фоне значительно большего интереса к православию, которое существует в обществе, тогда как в наших университетах греческим и латинским отцам уделяют все меньше внимания. С этой проблемой мы сталкиваемся не только в Великобритании, но и во Франции. Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему.

– И все же, какую главную задачу Вы ставили перед основной массой студентов – просто изучить источники и понять идейно-философскую сторону христианства, или открыть для них мир христианской духовности?

В университете я преподавал главным образом историю христианского вероучения. Для этого я выбрал исторический подход, основанный, в частности, на изучении текстов. Я пытался раскрыть студентам глубинный смысл писаний святых отцов, поэтому не стремился излагать вероучение в систематическом виде, но хотел скорее помочь увидеть каким образом Церковь на протяжении веков решала возникающие проблемы. Мне хотелось, чтобы между студентами и святыми отцами установилось некое воображаемое родство, чтобы они прониклись духом отцов древности. С какими вопросами сталкивались раннехристианские мыслители и древние соборы? Какой перед ними стоял интеллектуальный выбор и почему они ответили так, а не иначе? В этом была моя цель – приобщить к духу отцов и помочь взглянуть на мир их глазами.

– Владыка, Вашу научную деятельность можно условно разделить на две части: перевод и издание литургических и патристических текстов, и публикация обобщающих работ по богословию и патрологии. С момента Вашей отставки прошло уже 8 лет, но Вы продолжаете активную научную и миссионерскую деятельность. Какие темы находятся в поле Ваших академических исследований в настоящее время?

Как вы сказали, в моей научной работе было два главных направления. Во-первых, это перевод литургических текстов Православной Церкви – Минеи праздничной и Триоди постной в двух томах. Здесь я сотрудничал с православной монахиней, англичанкой матерью Марией, которая жила во Франции и давно скончалась. Во-вторых, я вместе с другими учеными работал над переводом Добротолюбия. Четыре тома английского перевода Филокалии уже вышло, пятый готовится к изданию. В этой работе отчетливо обозначилась связь богословия и молитвы, которую я стремился подчеркнуть также в других своих работах. Я писал о греческом богословии XVIII века, об авторе по имени Евстратий Аргенти, который активно участвовал в полемике вокруг повторного крещения тех, кто переходил в православие, и отстаивал данную практику. Затем, помимо общего введения в проблематику Православной Церкви, я написал книгу «Православный путь», где попытался вновь проследить связь между богословием и молитвой. Кроме того, я опубликовал ряд статей, посвященных Иисусовой молитве. Я как раз сейчас собираю все эти тексты в отдельную книгу. Один из сборников моих статей уже был опубликован под названием «Внутреннее царство», другие тома находятся в стадии подготовки, если Господь даст мне время и здоровье. Кроме того, я наполовину написал книгу о значении Жертвы в Евхаристии согласно византийским авторам XII столетия. Таким образом, оглядываясь на все свои богословские труды, могу сказать, что меня всегда волновал один момент – богословие не как интеллектуальная спекулятивная дисциплина, но богословие, переживаемое в молитве. Я согласен с великим русским богословом в эмиграции Владимиром Лосским, что все богословие в конечном счете мистично, и что этот мистицизм венчает полноту богословия. Именно этот подход вдохновил мои собственные труды.

Беседовал Андрей Левитский

Источник: Седмица.Ru

20 ноября 2009 г.

Рейтинг: 8.6 Голосов: 22 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×