Рождественский праздник требует от нас долгого поста и серьезной духовной подготовки, чтобы мы смогли его встретить в любви и радости. Зачем перед праздниками Церкви говеть – вопрос сложный.
Протодиакон Андрей Кураев рассказывает, что эта традиция сложилась по великой любви христианской к язычникам и иудеям, желающими принять Христа и постящимися перед этим. Так как по традиции, крестились раньше в Великие Праздники, то пост, соответственно, предварял их. Древние христиане стали поститься по этой теории, в знак солидарности с теми, кто желает принять Христа, присоединиться к Церкви.
Факт остается фактом: мы постимся и должны находить в этом пользу для души.
И тут, прямо перед кульминацией нашей радости, за неделю до Рождественского события, мир предлагает нам Новый Год, со всей праздничной индустрией подарков, телевизионными цунами и сложившейся в обществе психологией праздника.
Как же поступить? Можно попытаться найти компромисс, тем более, что все располагает к тому: новогодние елки в школах наших детей, всеобщие каникулы, привычные советские традиции, и, наконец, усталость, накопившаяся у православного христианина за время говения – от добровольного, но от этого не ставшего менее обременительным, поста. Так и хочется несколько разрешить строгость и непримиримость православия, сгладить его параллельность миру и даже слегка скрестить эти непересекающиеся прямые, хотя бы в угоду здравого смысла и общественного блага для своих детей и самих себя. Для этого, следует объявить праздник Нового Года изначально ни в чем не противным вере Православной. Это мы предоставим нашим оппонентам и перейдем к пункту следующему: следует обосновать его полезность. Действительно, весь год мы трудились не покладая рук, кто-то даже без отпусков, и тут, наконец, имеем возможность справедливого отдыха: сесть в кругу семьи, выпить шампанского, вкусно поесть, услышать с экрана телевизора куранты сопровождаемые нашим, домашним запуском хлопушек и грохотом многочисленных уличных фейерверков, и встретить Новый Год!
Нас с детства приучили к пахнущему абхазскими мандаринами и шипучим белым вином, салатом оливье, новогоднему столу. Мы всегда смотрим фильм «С легким паром», – это, в конце, концов, – дань счастливому детству и редким советским семейным датам, мы не находим ничего плохого, преступного в том, чтобы просто порадовать своих детей подарками в Новый Год. Для всей страны, и, следовательно, для нас, православных это большой и радостный праздник.
Дети – народ своеобразный. Их мировоззрение менее гибко и более категорично, чем у взрослого человека. Взрослые, отпраздновав Новый Год, могут взять себя в руки и путем логических упражнений объяснить себе, что Рождество – это другой, не менее великолепный праздник, это духовное торжество и радость Рождения Бога на землю, хоть и несколько проигрывающая Новому Году в смысле удовольствий и, к тому же, требующая труда и даже подвига. Но в детском сознании, ценность Нового Года всё же превзойдет ценность Рождества Христова: хотя бы из-за несопоставимой трудности стояния на службе – с радостным сидением за столом рядом с мамой и папой, хлопушками, фейерверками, подарками и наряженной елкой. Ценность Рождества, однозначная для родителей, для ребенка превращается во внутреннее противоречие с реальным положением вещей. Зачем Рождество, если оно уже, по сути, было – ведь самый главный день в году, когда вся семья собирается и ликует, одаривает друг друга подарками, для детей уже миновал! Были городские и школьные елки, карнавальные костюмы, папино похмелье, когда он, тепленький, лежит в кровати и готов на любые жертвы ради детей, чтобы таким образом оправдаться перед женой. Мы можем потом долго объяснять, употребляя многое витийство, что праздника никакого не было, что у нас пост, детки, а праздник настоящий впереди… Дети не поверят. Мы уже заронили в них конфликт с Рождеством Христовым, который может зреть все детство и, в подростковом возрасте, как все семейные неправды, стать причиной дисгармонического развития веры.
Неужели Христианство действительно требует отступления от мира вплоть до презрения к государственным праздникам? Ничего подобного нет, на самом деле, как Господь ни в чем не попрал Ветхий Закон, он, по Собственным словам, его исполнил, так и мы можем, исполняя всякую правду, встретить Новый Год в соответствии со своими духовными потребностями. Конечно, мы все приходим в Новогодний вечер в храм, чтобы соборно поблагодарить Господа за ушедший год во время так называемого, Новогоднего молебна. Но некоторые из известных мне людей идут еще дальше. Множество православных христиан, почитая память святого мученика Вонифатия, празднуемого Церковью 1 января, готовятся в этот день принять Причастие, очищая душу покаянием и проводя, соответственно, канун нового года в чтении молитв, положенных православному перед таинством Тела и Крови Христовых. Молитвы за Литургией и причащение, таким образом, знаменуют наступление Нового Года.
В быту для ребятишек бывает необходимо искусственно подчеркнуть важность Рождественского праздника – для того, чтобы мирские торжества по поводу Нового Года не перечеркивали важность рождения в Мир Христа Спасителя. В нашей семье мы ставим елочку под Новый Год, она благоухает неделю в первозданном виде и бывает наряжена только на Рождество. Своим присутствием в доме лесная красавица вызывает предвкушение подарков, рождественских застолий, колядок, утренников и, конечно, сам Рождественский День. Вечером в Сочельник дети с мамой, наконец, нарядят елку, повесят на нее и фонарики, которые зажгутся лишь после Рождественской службы. Кухонные запахи, конечно, будут превышать всякое разумение и еще более усугублять предпраздничное настроение. Детские впечатления от праздника остаются на всю жизнь. И еще, остается неповрежденное, целостное христианское мировоззрение, которое для ребенка станет мостиком к его взрослению – во Христе.
Может быть, стоит все же быть в чем-то любителями параллельного миру, «православного экстрима»?
Хотя бы для того, чтобы утром или даже ночью, придя с белоснежной службы посвященной сверхъестественному приходу в мир Мессии, найти под елочкой долгожданные и прекрасные, хрустящие и волшебные – рождественские подарки.