В годы управления монастырем иеромонаха Арсения в обители с помощью пожертвователей были произведены следующие работы.
В 1815 году в Сретенский монастырь были приобретены серебряное кадило, «два серебряных ковша для теплоты», сделана серебряная риза на образ святителя Николая, поновлена икона преподобной Марии Египетской, написан вновь образ Воскресения, в теплой церкви в алтаре были написаны две иконы, приобретено богослужебное облачение и проделаны другие работы. Вкладчиком Иваном Матвеевичем Капустиным были сделаны две пелены из золотой парчи[2].
В 1816 году в монастыре переделан двухэтажный постоялый двор, выстлан во всем соборе пол и переделана паперть, отремонтированы четыре кельи и братские печи, в церкви сделана новая печь, в поварне сделаны из сеней келья и две печи с полами, переделана баня в жилые покои, закуплена мебель в архиерейскую комнату[3].
Иеромонахом Арсением в 1816 году была сделана также опись церковного имущества Сретенского монастыря. В ней есть описание придела Всех святых в церкви Николая Чудотворца, который не упоминался в предыдущих монастырских описях. Иконостас и царские врата в нем, как пишет иеромонах Арсений, вызолочены. Над царскими вратами находятся складни, вверху распятие Господне с предстоящими. Описываются образы, которые находились в этом приделе. По правую сторону царских врат: образ Спасителя стоящего, с припадшими, на нем венец серебряный вызолочен, осыпан стразами; образ Сретения Господня, на нем риза серебряная вызолочена, на повороте святцы; вверху – образ Успения Божией Матери. По левую сторону царских врат: Печерский образ Божией Матери, на нем венец серебряный вызолочен и осыпан стразами; образа Иоанна Предтечи и святителей Василия Великого, Григория Богослова, на них венцы серебряные вызолочены. На северных вратах образ Иоанна Воина.
В алтаре на престоле «одежда малиновая с белыми цветочками и веточками, ветхая»; крест серебряный. На жертвеннике «Толгский образ Божией Матери, мерой в аршин, на нем венец, поля и оплечья серебряные». У царских врат «завеса штофная, зеленая»[4].
В 1817 году окрашены крыши и главы церковных и братских келий, сделан вновь иконостас в церковь Марии Египетской, переделан престол, жертвенник и два клироса, написаны иконы в первый ярус: Спасителя, Божией Матери и Алексия, человека Божия, с житием; приобретено различное богослужебное облачение[5].
В 1818 году потрачены средства на новый колодец, на поправку в теплой церкви ограды, колокольни, на ремонт братских келий, на выстилку полов в церкви Марии Египетской и роспись ее колерами. Сшита «одежда на престол Марии Египетской желтого цвета» и приобретено богослужебное облачение в эту церковь[6].
Всего со времени вступления иеромонаха Арсения по 28 июня 1819 года было вновь сделано и переделано вещей в монастыре на сумму 22 019 рублей 8 копеек[7].
Но, к сожалению, иеромонах Арсений был подвержен тяжелому недугу, который привел его к скоропостижной кончине.
Благочинный монастырей богоявленский архимандрит Аполлос 24 июня 1819 года писал митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму: «Сретенского монастыря строитель иеромонах Арсений со времени определения моего благочинным монастырей замечен мной в невоздержной жизни. Монашествующие монастыря каждый почти месяц являются ко мне с жалобами, что он в церковь почти не ходит, священнослужение исправляет редко, отлучается из монастыря часто и ведет себя невоздержно и соблазнительно.
Все меры, которые приняты были мной доселе к удержанию его, остаются безнадежны, и он, строитель, о поправлении себя не радит, и сего месяца (июня) 20-го числа братия являлись ко мне с таким же доносом на него. Почему, по долгу моему, 21-го числа был я в монастыре и нашел его пьяным; желая же вытрезвить, требовал к себе, но он ушел и не явился ко мне. Сверх того, на 23-е число для храмового соборного монастыря праздника велел я ему служить всенощное бдение заутреню по долгу настоятеля, но он не только не служил, но не явился в церковь и не ночевал в монастыре; также в самый праздник, как в обедни, так и в вечерни, не был.
А посему, видя его явно небрегущего о себе и о управлении монастырем, который, по показанию братии, состоит и в долгу, имею долг донести о таковом поведении его, строителя, Вашему Высокопреосвященству на архипастырское рассмотрение»[8].
26 июня 1819 года строителя Сретенского монастыря иеромонаха Арсения определено было отстранить от управления монастырем до полного рассмотрения дела и поместить под строгий присмотр в Богоявленский монастырь. В связи с обнаруженным долгом Сретенского монастыря имущество строителя велено было описать, а обитель перепоручить чудовскому эконому иеромонаху Израилю[9].
Своего поведения иеромонах Арсений в Богоявленском монастыре не изменил, откуда неоднократно самовольно выходил.
5 октября 1819 года иеромонах Арсений, болевший в течение трех недель горячкой, по христианском напутствии скончался в Голицынской публичной больнице, не оставя после себя почти никакого имения[10].
Долг, который остался должен Сретенский монастырь по смерти строителя Арсения, составил около 7500 рублей[11]. По указу из Московской духовной консистории от 3 июня 1820 года, со всеми долгами должен был расплатиться следующий строитель Сретенского монастыря иеромонах Израиль[12].
***
О жизни братии обители в это время сохранились следующие сведения. В 1815 году в Сретенский монастырь были определены в число братства с надеждой пострижения из Николаевской Берлюковой пустыни послушник Лука Егоров; цеховой московского поваренного цеха Осип Ермолаев, сын Беляков; дмитровский купец Илья Алексеев, сын Немков; московский мещанин Алексей Егоров Каурцов[13]. В 1816 году определены: крестьянин Пимен Стефанов[14], московский цеховой мастер Михаил Николаев[15], послушник Николаевской Берлюковой пустыни Василий Ильин[16]. Послушников Луку Егорова, Илью Алексеева, Семена Иванова в 1816 году было разрешено постричь в монашество[17].
22 февраля 1817 года иеромонаху Феодосию, бывшему прежде в Николаевском Пешношском монастыре, за уклонение в раскол предписано было жить в Сретенском монастыре[18], а 21 июня 1817 года его велено было выслать обратно в Пешношский монастырь[19].
В 1817 году в Сретенском монастыре проживал иеромонах Иона, бывший насельник коломенского Ново-Голутвина монастыря, который самовольно по подговору и обольщению одного раскольничьего монаха 27 декабря 1814 года отлучился из обители без всякого письменного вида и более двух лет проживал в Черниговской губернии при раскольнической церкви, где служил обедни и исправлял требы по старопечатным книгам (кроме венчания браков), и, во все то время мучаем совестью, сам возвратился к своему начальству, удостоверяя, что впредь расположен он пребывать при Православной Церкви непоколебимо. Было решено 24 сентября 1817 года возложить на него епитимью и исполнять ее в Сретенском монастыре без священнослужения[20]. 10 ноября 1817 года иеромонах Иона был отправлен в Ново-Голутвин монастырь к архимандриту Гермогену[21].
В этом же году в связи с уклонением в раскол упоминается иеромонах Феофил. 22 января 1817 года он был запрещен в священнослужении за самовольную отлучку в раскольнический Макариев монастырь Могилевской губернии, но так как он сам сознался и пробыл там не более недели, вернулся обратно и просил прощения, то разрешено было оставить его по-прежнему в Сретенском монастыре в числе братства[22]. Запрещение было снято 22 февраля 1817 года[23].
В 1818 году в Сретенский монастырь были переведены иеродиакон Антоний из московского Богоявленского монастыря[24] и иеромонах Серафим из Николаевской Берлюковой пустыни[25]. 28 октября 1818 года было разрешено послушников Сретенской обители Василия Яковлева и Василия Ильина постричь в монашество в штатное число[26].
В 1819 году определены в число братства Сретенского монастыря из Николаевской Берлюковой пустыни послушник Димитрий Гаврилов[27] и дворовый человек Захар Федоров, сын Смирнов[28].
Из братии Сретенского монастыря в сентябре-октябре 1819 года упоминаются иеромонах Алексий, иеромонах Варсонофий, иеромонах Иоаким, упоминавшиеся в монашеских ведомостях 1813 года, а также иеромонах Феофил, иеромонах Серафим, иеродиакон Антоний, иеродиакон Викентий, монах Владимир, послушник Михаил Николаев, послушник Борис Семенов, послушник Алексей Алексеев[29], послушник Захар Федоров[30].
За время управления Сретенским монастырем иеромонахом Арсением были переведены: монах Николай – в ставропигиальный Симонов монастырь (1817)[31], иеромонах Авель – в Вознесенскую Давыдову пустынь (1818)[32], иеродиакон Леонтий – в Саввино-Сторожевский монастырь (1819)[33].
В Сретенский монастырь в это время присылались на покаяние лица разных чинов и званий.
Автор благодарит за помощь А.И. Осипову.