![]() |
Галина Пыльнева |
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды,
— сам облик моей собеседницы напомнил эти строки Александра Солодовникова, написанные в 60-е годы. К сожалению, Галина Александровна Пыльнева наотрез отказалась фотографироваться, мотивируя это, в частности, тем, что в ее жизни нет ничего особо примечательного. Как сказать! Многолетнее общение с ныне канонизированными Глинскими старцами, переписка с архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым). Еще — около десятка книг, автором и составителем которых она является, множество журнальных публикаций. И — верность Церкви в самые трудные годы.
Произведения Галины Александровны хорошо знакомы православным читателям: «В Лавре преподобного Сергия», «Глинская мозаика», «Никола милостивый», «Советы опытных духовников» и др.
Галина Александровна родилась в 1936 году в Москве. В 1958 году окончила Московский текстильный институт. Работала художником-прикладником в отделе реставрации памятников при Моспроекте. С 1992 года — на пенсии.
— Галина Александровна, Вы пришли к вере в годы гонений, когда такой выбор сделать было, наверное, очень непросто. Как люди сохраняли веру в ту эпоху?
— Я к вере не приходила в том смысле, что с малолетства росла среди верующих. Я родилась в распавшейся семье, и меня воспитывала бабушка, а потом, со школьных лет — тетушки, сестры отца, Дарья Ильинична и Евдокия Ильинична. Они окончили медицинский техникум и работали медсестрами.
Главное, что было в моей жизни, это встречи с хорошими людьми. Эти встречи определяли всё — и в воспитании, и в характере. Как хранили веру в те годы? Хранили. Именно хранили, дорожили верой. Мои тетушки жили с убеждением, что вера — это самое важное, главная ценность. Но очень трудно было наладить общение, создать то, что мы называем средой, потому что люди были очень замкнуты, боялись друг друга. И я помню первые свои годы у тетушек… Они разговаривали вполголоса, оберегая меня, чтобы я этого не слышала. Я делала вид, что сплю, но мне, конечно, было интересно, о чем они говорят — в детстве всё интересно. И они говорили: у такой-то мужа взяли, у такой-то брата, у кого-то сослуживца… Люди исчезали, чаще всего по ночам, и я чувствовала, какое напряжение было у тетушек, особенно ночью, если какие-то стуки, звук подъезжающей машины… Сразу напрягались так, в окно смотрели… Ждали всё. В такое время поумнеешь быстро и соображать будешь четко: что можно говорить, чего нельзя говорить, что можно спросить, чего лучше не спрашивать.
Если говорить о том, как с верой было у нас в семье… Бабушка моя по отцу была верующая, и мой отец, конечно, знал это, не мог не знать. И вот он бабушке сказал совершенно четко: «Ты, мать, ходишь сама по церквам — ходи, я тебе не запрещаю. Но ребенка мне не порть». Я еще подумала: как это он своей матери может что-то запретить?
![]() |
Но иногда попадалось что-нибудь настоящее, даже дореволюционные журналы, «Душеполезное чтение» например. Но в таком состоянии, что возьмешь его в руки и боишься листок перевернуть. Потому что всё это скрывалось, мокло под дождями где-то на чердаке, потом летом жарилось на солнце… Прикоснуться к листу страшно — вдруг превратится в труху! Но даже это давалось строго секретно: «Ильинична, ты никому, ни за что…». А тетушка знала, что я любила читать с детства, и старалась мне найти подходящую литературу, где только могла. И Бог давал такую возможность. Но истинная встреча с Церковью — все-таки не через книги, а через само богослужение.
— Вы говорите, что прихожане были в основном деревенские, малограмотные. А в письмах архиепископа Михея (Хархарова), которые Вы любезно предоставили нашему журналу для публикации, описывается очень интенсивная, несмотря на гонения, духовная жизнь именно в среде интеллигенции питерской. Люди даже в будни шли к ранней обедне, потом на работу, а с работы — на вечернюю службу. Но он описывает более ранний период: конец 1920-х — начало 1930-х годов.
— Это было и в Питере, и в Москве — здесь дело не в городе, а во времени. В Москве было то же самое при Патриархе Тихоне. Здесь тоже был очень большой духовный подъем среди интеллигенции, было много братств. Но это раньше, до пика этих репрессий, расстрелов. В пору моего детства всё уже было по-другому. Тех, кого владыка Михей мог помнить, их уже просто не было: кого посадили, кого сослали. Затем война. На войну ушли, кто еще оставался. И ходили в церковь бабушки, потому что молодых не было. А потом, молодые многие боялись. Это был просто физический страх после всего того, что пережили их родители. Я помню, у нас в церкви служил священник старенький-старенький, совсем древний. Действительно, очень мало было тех, кто уцелел.
— А когда Вы в школу пошли, в
первый класс, понимали уже, что веру надо
скрывать?
— Ну, это естественно. Не то что где-то в школе, а и раньше, даже когда собственный родитель спрашивал. Он как-то пришел — а нас с бабушкой нет, мы в церкви. Потом, когда вернулись, спрашивает меня, где были. Я говорю: «Гуляли». Мне было не больше четырех лет, и я бы этого не запомнила, если бы бабушка тетушкам не рассказала. Вот, говорит, какие дети-то нынче пошли, я ведь ей ничего не наказывала… Сама — хоть ты что, ни добром, ни таской, ни лаской — гуляли, и всё.
— А крестик в школу не боялись надевать?
— Ну, крестик я носила всегда. Но только не на шее, а прикалывала к рубашке. Потому что и за шиворот могли залезть… С этим приходилось мириться.
— И в комсомол пришлось вступить?
— Нет. Интересный был такой момент… Хоть не было ни литературы, ни среды, которая бы как-то учила, наставляла, но… Бог Сам помогал. Помню, шла как-то вечером Великим постом из школы. А у нас перед Рождеством и перед Пасхой в школе всегда устраивали атеистические чтения, всегда. И я, грешная, не любила свою классную руководительницу Надежду Степановну, потому что она всё это делала не для галочки, а от души, очень старалась в этом плане. И вот, я иду и думаю: Надежда Степановна может сказать про меня директору, потому что местечко небольшое, и церковь одна, и слухи могли дойти. И стало мне как-то не по себе. И вспомнилась строка из Евангелия: дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам (Лк. 21, 15). И я думаю: «Вот, мне это надо, Господи, Ты мне это дай». И потом, действительно, бывали случаи, когда мне приходилось защищаться именно языком. Вот и с комсомолом так. Стали ко мне приставать, чтобы вступала. Я говорю: «Ведь комсомол — это передовой отряд молодежи?» — «Конечно, передовой».— «Он должен вести за собой массы?» — «Конечно, должен».— «Как же он их поведет, если все будут в передовом отряде? Вот я и буду массой, а вы меня поведете». Ну и на какое-то время отставали.
— Одна из Ваших книг посвящена Троице-Сергиевой Лавре. Когда Вы туда стали ездить?
— В 1946 году, как раз ее открыли — мне было десять лет. А о том, что ее открыли, мы узнали потому, что тетушки ездили к своему духовнику, который был насельником Зосимовой пустыни, расположенной сравнительно недалеко от Лавры и относившейся к Лавре. Лавру окружало несколько таких монастырей-пустынь, скитов, где жили люди, которых тяготило многолюдство в Лавре. И они хотели тихой, сосредоточенной жизни. Время от времени они, конечно, приходили в Лавру на богослужение, а так жили с сознанием того, что душой они у Преподобного, а обстоятельства жизни выбрали по склонности характера.
![]() |
Потом я окончила школу. Жили мы тогда в Лосинке. Сейчас это Москва, а тогда была северная окраина Москвы. В 1954 году я впервые поехала в Глинскую пустынь — с тетушкой. Сейчас о Глинской тоже стали много писать, она возродилась, а тогда там была полная разруха — до такой степени, что только один храмик уцелел. Но самое удивительное, что там уцелели люди, которые сохранили духовную преемственность еще с того времени, когда там был расцвет духовной жизни — не о внешнем великолепии речь, а именно о духовной жизни.
— Дореволюционные еще монахи?
— Да, тех времен. Из них я знала особенно близко трех старцев: настоятеля, отца Серафима (Амелина), духовника обители отца Серафима (Романцова) и отца Андроника (Лукаша). Все трое теперь уже канонизированы. Вот, ездили вроде к ним сравнительно недавно — и они уже в числе преподобных! Правда, местночтимых пока… ну, а там уж… как получится. Так что вот эти старцы — и в Лавре, и Глинские — давали представление о том, что такое духовная жизнь и что такое настоящая святость. Даже не в образе жизни дело, потому что его практически не было видно… Общий строй, настроенность давали опытное представление о том, что такое духовная жизнь. Когда общаешься с людьми святыми, самое удивительное то, что от них веет миром души. Никакого смущения, никакой раздражительности, никакой экспрессии даже, а тот удивительный мир души, который полностью игнорирует всевозможные сомнения, смущения… Это очень трудно передать, но если человек сам этого не чувствовал, ему это невозможно даже себе представить.
— Галина Александровна, а кроме Лавры, кроме Глинской пустыни, Вы ездили еще куда-нибудь в паломнические поездки?
— Ну, для москвичей поездка в Лавру — это и паломничеством назвать нельзя, просто сел и поехал. В Лавру я, когда уже работала, ездила каждую субботу. Ночевали прямо на полу в Трапезном храме. Там внизу котельная, и пол теплый. Постелешь газету, пальтишком накроешься, сумку под голову — вот и все удобства. Когда Лавру открыли в 1946 году — потянулся народ моментально. И ведь нигде не сообщали об этом, но «сарафанное радио» сработало — и каждый уголок был полон паломниками. А летом мы ночевали просто на голой земле. Тогда был открыт только Успенский собор, а уж потом и другие. Везде груды кирпича, всё нужно было восстанавливать, отстраивать заново… Даже Патриарху негде было остановиться: он, когда приезжал, останавливался в частном доме. А наместник, архимандрит Гурий, первое время просто жил в Москве и приезжал первой электричкой. И всё равно люди шли, и было так ощутимо желание пообщаться. Даже не знаешь никого, но вот ощущаешь, что православные люди есть, вера есть, молиться можно, и такое ощущение единства всей Церкви, какого потом уже не стало, несмотря на то, что всё привели в благолепный вид. Бывало, идешь, смотришь: здесь люди поют стихиры, там читают акафист, там молятся — кто по молитвослову, кто так. В общем, было очень большое воодушевление.
На каникулах институтских я ездила в Глинскую пустынь каждое лето, все пять лет. Больше всего там было москвичей и питерцев — это был самый непоседливый народ, самый заинтересованный. Ну и украинцы из местных в Глинской бывали, конечно.
![]() |
Ездила на Соловки, когда там еще ничего не было, мне просто хотелось увидеть эти места. На Валааме два раза была, когда там только начала возрождаться монашеская жизнь. Несколько раз в Оптину пустынь ездила, когда еще и монастыря не было. Иногда к Тихону Калужскому ездила. В Почаеве я была два раза — это уже после перестройки, уже было значительно спокойнее. А в Киево-Печерской Лавре я была, когда собирались ее закрывать. Было очень напряженное время. Собственно, Верхняя Лавра и сейчас в ведении музея, но они теперь иногда разрешают служить в Трапезном храме. А тогда был один только Крестовоздвиженский храм. И небольшая группка людей, которые там жили. Ощущение такое, как на пороховой бочке — вот-вот закроют. Потом действительно закрыли. Это было уже при Хрущеве. А сейчас можно совершенно свободно приехать, везде ходить, в пещеры спуститься. Вот когда закрыли, при Хрущеве, тогда были только экскурсии. Не очень хотелось ехать туда.
— А в Москве Вы как-то ощутили хрущевские гонения?
— Дело в том, что в Москве, в любой период — даже самых страшных гонений, еще до Хрущева,— было храмов больше, чем где бы то ни было. Ни в Питере, ни в Киеве, ни в каких других городах столько храмов не было. И я не могу на себе заметить в те годы какого-то особого давления — может быть, просто потому, что я из себя ничего не представляла. Вот когда священника, допустим, переводили с места на место, лишали регистрации, он и члены его семьи, естественно, не могли не заметить гонений. А обычные, простые люди могли и не заметить. Ну вот, правда, взорвали церковь, куда митрополит Николай (Ярушевич) чаще всего приезжал служить. Это была действующая церковь, ее взорвали. И взорвали храм на Калужской площади, недействующий, там был какой-то клуб, что ли, не помню. Сейчас там построили новый храм, рядом с этим местом. Подальше от Москвы это всё, наверное, было заметнее.
— Кем Вы работали? На работе у Вас не было неприятностей из-за веры?
— Я окончила факультет прикладного искусства, и профессия у меня по диплому художник-прикладник. Работала на производстве, на фабрике, потом в мастерской при Моспроекте, по реставрации памятников. У нас там такие хорошие люди были, культурные, очень увлеченные своим делом. Никаких склок, сплетен, никаких лишних разговоров не было. И никогда особенно не допытывались. Может быть, догадывались. Даже скорее всего — догадывались. Но Москва все-таки очень удобное в этом отношении место. Я совершенно свободно могла попасть на раннюю Литургию и потом поехать на работу. И даже когда у нас горел план — а планы у нас всегда горели, и в конце концов сгорели — и на работу в выходные приходилось ходить, я старалась никогда не подводить коллег. А сложности какие в этом отношении были — ну, это личного характера. Например, хочу я в Лавру поехать на праздник, допустим на Рождество. А утром — на работу. Опять, это мое дело. Я провожу там ночь, утром приезжаю. Да еще, когда я на производстве работала, там надо было на работу к 8.00! Ну, я могла только часть Литургии простоять и приезжала на работу. И старалась больше ходить, потому что если сядешь — спать хочется, а когда ходишь — вроде ничего. Но это уже — дело личного усердия. Ну, думали не думали, замечали не замечали, но мне впрямую не говорили никогда ничего. Только однажды одна сотрудница, которая, видимо, что-то замечала в связи с постами, меня так с подтекстом спрашивает о какой-то еде: «А Вам этого, наверное, нельзя?». Я говорю: «Мне? Да мне всё можно! Только не всё полезно». Думаю про себя: наверняка она апостола Павла не читала и не догадается, что я его цитирую. Но она мне больше ничего такого не говорила. А вообще, и с начальниками, и с сотрудниками везде отношения были хорошие.
— Галина Александровна, а когда Вы начали писать?
— Прежде всего, хочу сказать, что никаким писателем я себя не считаю. То, что я пишу, это долг памяти перед людьми, которых я знала. Я писала, когда хотелось о ком-то вспомнить или что-то вспомнить. Ну вот, например, о Лавре преподобного Сергия в разные годы, из чего потом возникла книга. Потом о Глинской пустыни… Мне хотелось, прежде всего, выразить благодарность людям, с которыми довелось встретиться.
Писать я начала, когда вышла на пенсию, в 1992 году. Кажется, первое, что появилось,— это книга «Толкования на паремии». Меня очень интересовали паремии, и я долго не могла найти материал о них. Потом уже мне подсказал владыка Михей (Хархаров), в те годы — просто священник в какой-то деревеньке, что есть толкование паремий у владыки Виссариона (Нечаева). Я выписала оттуда всё, что относится к двунадесятым праздникам, книжечку эту издал Сретенский монастырь.
Есть еще у меня сборничек рассказов разных людей о помощи Божией Матери «Всемилостивая». Потом сборник «Их молитва была услышана», где собраны самые интересные случаи, когда помогала молитва. Еще один сборник назывался «Весна постная» — по неделям Великого поста, все материалы, какие мне удалось найти. Была у меня небольшая книжечка воспоминаний о моем духовнике: «Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии».
— Сейчас работаете над чем-нибудь?
— Может быть, напишу по своим письмам, воспоминаниям о людях, с которыми доводилось встречаться. Еще у меня был сборник «Христос воскресе!», изданный к Пасхе 1995 года. Обычно такие пасхальные сборники — это какие-нибудь кулинарные рецепты, советы… А мне хотелось собрать рассказы о том, как праздновали и празднуют Пасху в самых разных условиях и обстоятельствах, причем иногда в трагических. Сейчас я его дополнила, набралось довольно много материалов — в дополнение к тому, что уже вышло. Я эти материалы недавно отдала отцу Артемию Владимирову. Не знаю, что будет, мне хотелось бы, чтобы этот пасхальный сборник был переиздан в расширенном виде.
Когда я прощалась с Галиной Александровной, она вновь выразила сомнение в том, что о ней, о ее жизни надо писать: «Ничего особенно интересного во мне нет, жила как все». Не как все. Все в это время маршировали колоннами к научно предсказанному светлому будущему и потешались над дремучими невеждами, верившими не в коммунизм, а в Бога. Юная Галя Пыльнева сделала иной выбор — она просто и тихо присоединилась к тем «белым платочкам», которые, по сути, сохранили Церковь в безбожное время. И не изменила своему выбору на протяжении всей жизни. Низкий поклон им всем, женам-мироносицам ХХ века.
А году в 1992 понял - ПОРА! Крестился сознательно, сознательно вошел в Церковь и остался в ней НАВСЕГДА... С тех пор каждое Воскресенье, какая бы погода не была и как спать бы не хотелось... иду в Храм. Переезжал в Москве с места на место, но первым делом всегда искал Храм. А найдя, ходил...
Но это всё сейчас, когда исповедывать Христа можно свободно. А вот каково им было тогда в 40-х 50-х!...
Низкий поклон Вам Белые Платочки.