Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru |
Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси.
С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье. Подлинным апостолом и духовным вождем своего народа в это время явился недавно прославленный в лике святых преподобный Алексий Карпаторусский исповедник (в миру Александр Иванович Кабалюк). С 1905 года началась его активная проповедь среди карпато-русского народа за возвращение к отеческой православной вере. Православное движение охватывало все большее число жителей Закарпатья, и в 1907 году на собрании активистов этого движения в с. Ильницы было решено направить Александра на святую Афонскую Гору, чтобы он привез оттуда святыни для укрепления духа верующих. На следующий год Александр, побывав перед этим в Иерусалиме, прибыл в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Как оказалось, в обители подвизался монах Вячеслав, русин из с. Березова, который и познакомил Александра с игуменом монастыря архимандритом Мисаилом. Архимандрит Мисаил, выслушав рассказ о православном движении в Карпатской Руси, собрал Собор Старцев монастыря, на котором 8 июля 1908 года было решено торжественно присоединить Александра Кабалюка к Православной Церкви. Причастившись Св. Таин, Александр получил из рук архимандрита Мисаила икону Божией Матери "Акафистная" со словами "Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы". На обратной стороне иконы было написано:
"Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших".
Второй раз преподобный Алексий посетил Афон в 1910 году уже в сане иеромонаха с заграничным паспортом подданного Российской Империи. Целью этого его приезда на Святую Гору была замена его российских иноческих документов на афонские, что во многом облегчало ему возвращение на Родину. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение иеромонаха Алексия во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила удостоверение о том, что он является насельником Пантелеимонова монастыря. Этот документ подлежал утверждению со стороны Константинопольского Патриарха как канонического епископа Святой Горы, поэтому иеромонаху Алексию предстояло с Афона направиться в Константинополь. В день Крещения Господня в 1911 году Архимандрит Мисаил проводил его в дальний путь, снабдив сопроводительным письмом к Вселенскому Патриарху, тремя комплектами облачений, иконами, церковными книгами и золотой чашей для совершения св. евхаристии.(Житие преподобного Алексия Карпаторусского, исповедника. 2001. Хуст. С. 9-15.)
Таким образом, Святая Афонская Гора имела самое непосредственное отношение к возрождению Православия на карпатской земле. Ярким примером тому является Послание карпато-русскому народу от Святой Горы Афонской, подписанное игуменами Свято-Пантелеимоновского русского монастыря, Свято-Андреевского и Свято-Ильинского скитов - архимандритами Мисаилом, Митрофаном и Иоанном. Вот его текст:
"Утверждайтесь в Святой Православной вере! Бережно храните дарованное вам туне неоцененное сокровище! Проникайтесь духом православным! Очищайте обряды восточные от западной порчи, которой засорили их латиняне! ... Вас называют греко-католиками, а на Великом входе за литургией поминают "православными". Почему же вас, русских, именуют греко-католиками? Потому что вы приняли веру от греков. Значит, какая вера греческая, такая должна быть и ваша. Знайте же, что греки никогда не были католиками, а хранили всегда и днесь хранят в полной неповрежденности и чистоте Святую Православную Восточную Кафолическую веру. И у нас, на святом Афоне, много греческих монастырей, и все они православные и Римского Папу не признавали и не признают. Греков называют православными все народы мира, а с греками и всех других, исповедывающих вместе Восточную веру, как то: русских, сербов, болгары др. Двух Православий быть не может: или православный весь Восток, а вас католики держат обманом в заблуждении; или только вы, малая горсточка униатов - православные, а все - греки, русские, сербы, болгары, словом, весь древний православный Восток, - ложно присвоили себе это наименование... Ваше обращение в дом Отчий, - в лоно Православной Церкви, послужит искупительной жертвой не только вашего личного греха - заблуждения, но и ваших предков, 300 лет назад, по своему неведению и простоте, обманом же и насилием латинян отторгнутых от Тела Христова - Святой Церкви Православной. Ваши молитвы за них, освящаемые истинными таинствами святой Матери-Церкви Православной, будут возноситься к Богу как фимиам, Ему благоприятный, и дерзновенно ходатайствовать о помиловании и возвращении их на лоно Авраамово из огня геенского". (Гавриил (Кризина), игум. Православная Церковь в Закарпатье (век ХХ). Киев. 1999. С. 137-138.)
Семена истинной веры, посеянные преподобным Алексием и его помощниками дали скорые и обильные всходы. В 20-е - 30-е годы ХХ века в карпатском крае наблюдается подлинный расцвет монашеской жизни, основываются десятки новых монастырей. Наиболее ревностные искатели подвижнической жизни направляются на Афон, преимущественно в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где со временем начинают составлять весьма значительную часть братии обители.
Однако далеко не все желающие подвизаться на Святой Горе смогли осуществить свою мечту. Причиной тому стала политика властей Греции, направленная на эллинизацию Афона. 10 сентября 1926 года греческое правительство издало закон, согласно которому все афонские монахи, независимо от их национальности, считаются подданными греческого государства. В силу этого закона в афонские монастыри не может быть вновь принято лицо, не имеющее греческого подданства. А для того, чтобы лицо негреческой национальности могло получить право на греческое подданство, оно должно прожить в Греции не менее 10 лет, причем сведения о нем в полиции должны быть благоприятными. Этим законом фактически закрывался въезд и поселение славян в славянских монастырях на Афоне.
Закону 1926 года предшествовало принятие Священным Кинотом Афона в мае 1924 года "Нового устава Святой Горы". В "Новом уставе", в отличие от прежнего, не было раздела о правовых гарантированных основах принятия новых монахов и пополнения негреческих монастырей. Следовательно, подразумевалось, что этот вопрос должны решать по своему произволу светские греческие власти, ведающие визами и паспортами. Тем самым создавалась возможность произвольно чинить препятствия паломничеству из славянских стран и приезду из них новых послушников и иноков в славянские монастыри на Афоне. (Просвирнин.А., свящ. Афон и Русская Церковь// ЖМП, 1974, № 5. С. 9-12.)
Ввиду указанных причин, многим из карпатороссов пришлось возвратиться из Афона на Родину. Некоторые из них по благословению афонского архимандрита Мисаила и преподобного Алексия, взяв разрешение у местного правящего епископа Серафима, в 1930 году поселились в пяти километрах от Хуста в урочище "Городилово". Так было положено начало Свято-Троицкого мужского скита в Городилове (Пагиря В.В. Монастирi Закарпаття. Мукачево. 1994. С. 66-67). Из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне в дар новообразованной обители была прислана частица мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Среди первооткрывателей Свято-Троицкого скита было два брата иеромонаха Пантелеимон и Иов (Кундря). Удивительна судьба младшего из них, иеромонаха Иова. Дважды он пешком ходил на Афон, после чего стал иноком городиловского скита. В 1940 году он вместе с десятками тысяч карпатских русин по надуманному обвинению был арестован советскими властями и отправлен в воркутинские лагеря, где чудом избежал смерти. Спустя некоторое время тюремное заключение было заменено отправкой на фронт, где он служил в чехословацкой добровольческой бригаде генерала Свободы. После войны о. Иов вернулся в свой монастырь, в 1946 году был избран игуменом. Под его руководством обитель стала расширяться и процветать. Были выстроены трапезная, братский корпус, кухня. Число монахов к 1950 году достигло 25 человек. Однако во времена хрущевских гонений скит был закрыт. Отец Иов поселился в с. Угольке, где стал служить как приходской священник. Архимандрит Иов приобрел широкую известность как опытный и духоносный старец. Сотни людей со всех концов Советского Союза приезжали к нему за духовным наставлением и поддержкой (Споров Б.Ф. Уголька, или отец Иов// ЖМП, 1993, № 5. С. 75-83).
Брат о. Иова, иеромонах Пантелеимон (в миру Георгий Кундря) стоит у истоков основания в 1924 году Липчанского Рождества Богородицы женского монастыря. В 1936 году епископом Дамаскином в этот монастырь был назначен иеромонах Кассиан, который до этого 32 года провел на Афоне, из них три года - в полном затворе в одной из пещер на скалах Карули (Пагиря В.В. Монастирi Закарпаття. С. 69).
Постриженником о. Иова был основатель мужского скита в честь св. Димитрия Солунского в с. Дубовом иеромонах Иларион (Рыбар). В 1923 году он отправился на Святую Гору, откуда вернулся спустя два года в 1925 году. В 1939 году иеромонах Иларион поселился в Дубовом, где вместе со своими послушниками построил храм и несколько корпусов, дав начало Свято-Димириевской обители (Там же. С.77-79).
Еще одна обитель, мужской скит в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона в Хусте - "Колесарове" был основан другим выходцем с Афона иеромонахом Мелетием. Отец Мелетий (в миру Михаил Рущак) был жителем Хуста. Под влиянием своей сестры он 16-летним юношей перешел в Православие. Познакомившись после первой мировой войны с о. Алексием (Кабалюком), который в то время служил в Хусте, он по его благословению поехал в 1924 году паломником на Святую Гору Афон. Через три месяца он вернулся в Хуст, но в 1925 году еще раз поехал на Афон и там остался послушником в Русском Пантелеимоновом монастыре. Своим благочестием он обратил на себя внимание архимандрита Мисаила, который 18 августа 1926 года постриг его в мантию с именем Мелетий. Отец Мелетий пробыл на Афоне до 1927 года, когда по причине болезни он был вынужден вернуться домой. После выздоровления архимандрит Алексий назначил его экономом курсов для православных священников в Хусте. 29 апреля 1931 года епископом Иосифом он был рукоположен во иеродиакона, а 1 мая - во иеромонаха. В 1934 году о. Мелетий снова поехал на Афон, где принял великую схиму с именем Лука. После шестимесячного пребывания на Афоне он пешком вернулся в Хуст. С разрешения епископа Дамаскина он поселился в лесу в пяти километрах западнее Хуста в урочище "Колесарово", или иначе "Камень", где выкопал в скале пещеру и начал пустынное житие. Со временем здесь была построена небольшая келия и часовня в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона. Отец Лука (Мелетий) завел в своей келии афонский порядок. Как и на Афоне богослужение начиналось в 12 часов ночи, в праздники оно продолжалось всю ночь. Трапеза была только два раза в день. Своей аскетической жизнью о. Лука привлек к себе немало молодых людей, склонных к монашеской жизни. Вскоре они построили небольшой корпус на 5 келий и новую церковь, в которой богослужения совершались по афонскому уставу (Там же. С.74-76).
На самом Афоне из числа монахов-русинов наиболее известен игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Гавриил. Отец Гавриил (в миру Георгий Васильевич Легач) родился в 1901 году в с. Копашнево, ныне Хустского района Закарпатской области, в семье крестьянина. Родной дед научил его читать и писать. При хорошей памяти он за короткое время освоил домашнее образование. На 23-м году жизни Георгий Легач, стремившийся к совершенной духовной жизни, решил уйти на Святую Гору Афон. Вместе с несколькими земляками в 1924 году он прибыл в Русский Пантелеимонов монастырь, куда был принят послушником. В 1926 году Георгий был пострижен в мантию с наречением имени Гавриил. В 1937 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1949-м - во иеромонаха. С начала пребывания в обители он в течение многих лет нес послушание в кровельной мастерской. С удивлявшим братию бесстрашием он выполнял работы по ремонту и окраске кровель. Монастырское начальство посылало его и на другие послушания. Все, кто его знал, говорят о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был в храме или на келейной молитве, то непременно был занят трудом. Он позволял себе лишь незначительный отдых ночью. Более чем за 50-летнюю жизнь в обители не было случая, чтобы он когда-либо с кем-то празднословил. Отец Гавриил любил храм. Ежедневно, утром и вечером, он приходил в храм на службу. И если не был служащим-чередным, то пел и читал на клиросе. Он отлично знал Устав церковных служб, и в частности усложненный устав Пантелеимонова собора, где соединяются русская и греческая службы. Отец Гавриил свободно служил по-гречески, хорошо читал греческое Евангелие, которое перед службой не раз прочитывал. Духовное руководство над ним имели старцы высокой духовной жизни. Сначала это был старец Синесий. Затем - старец схимонах Варнава, много лет трудившийся в кровельной (скончался в 1947 году), и наконец - старец Ксанфий. Отец Гавриил был иноком-молитвенником. Он всегда творил Молитву Иисусову. В своей келии в ночное время почти не пользовался светом: молитвы келейного правила он прочитывал на память (Кончина схиархимандрита Гавриила в Русском монастыре на Афоне//ЖМП.1978. № 6. С. 28-29).
После кончины игумена обители схиархимандрита Иустина его преемником был избран и поставлен 26 апреля 1971 года схиархимандрит Гавриил. Годы его игуменства - это самые трудные годы в истории монастыря. Из-за политики греческих властей, направленной фактически на удушение русского монашества на Афоне путем недопущения принятия новых иноков, в Пантелеимоновом монастыре осталось всего 13 монахов. В письме на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил писал:
"...Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается - старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека..." (Архив ОВЦС. Афон. 1972.)
Для привлечения широкого внимания греческой и мировой общественности к ужасающему положению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря был использован визит на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского всея Руси Пимена в 1972 году. Это было первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом. После этого посещение ситуация с пополнением братии стала понемногу улучшаться.
Схиархимандрит Гавриил оставался игуменом до 1976 года, когда по старческой немощи и склонности к уединению он удалился на покой, оставаясь при этом помощником игумена. Час его мирной кончины пришел в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, день празднования чтимой Тихвинской иконе Божией Матери - 26 июня (9 июля) 1977 года.
Другим выдающимся деятелем Русского Афона был иеродиакон Давид (в схиме Димитрий) Цубер. Родился он в 1905 году в с. Колодное (ныне Тячевского р-на Закарпатской обл.). В 1923 году юношей он отправился на Афон, где был пострижен с именем Давид. Зная восемь различных языков и в совершенстве владея греческим, иеродиакон Давид в течение долгих лет был представителем Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы и одновременно исполнял послушание эконома русской обители. Отец Давид обладал незаурядными административными и дипломатическими способностями, пользовался большим авторитетом во всех афонских монастырях. Все это позволяло ему практически в одиночку с успехом отстаивать интересы монастыря, так что, несмотря на крайнее оскудение братии, голос Пантелеимонова монастыря был по-прежнему уважаем на Афоне. При том, что обитель не получала никакой помощи со стороны, отцу Давиду все же удавалось десятилетиями обеспечивать ее всем необходимым. Начиная с 1974 года иеродиакон Давид стал регулярно приезжать в СССР, что способствовало упрочению связи русской афонской обители с Русской Православной Церковью. Достигнув глубокой старости, он принял схиму с именем Димитрий и удалился на покой в скит Старый Русик. Скончался схииеродиакон Димитрий в 1987 году.
57 лет подвизался на Афоне схииеромонах Серафим, который был известен как великий труженик и подвижник. Отец Серафим (в миру Стефан Текза) родился в 1901 году в семье крестьянина селе Березове Закарпатской области. В 1925 году Стефан Текза, с другими молодыми карпатцами уехал на Афон, где поступил в монастырь святого Пантелеимона, а через два года принял постриг с именем Серафим.
Вначале он нес послушание "на бычках": надо было управлять быками, возившими из леса на монастырскую пристань. Этим нелегким трудом старцы испытывали новопоступивших: пригодны ли они для несения тяжелого монашеского подвига? Отец Серафим не отличался хорошим здоровьем, его вскоре направили в портняжную под руководство старца отца Диадоха. Позднее он был помощником заведующего аптекой и больницей отца Фомы, а по смерти старца занял его место. В то же он исполнял послушание письмоносца и старшего в гостинице. Имея мягкий и о6щительный характер и в то же время, будучи сострадательным к нуждающимся, стараясь всех утешать и всем помогать, отец Серафим стал близким человеком как для монахов, и для приходящих богомольцев. Особую отцу Серафиму доставляли посещения русских паломников. С радушием принимал он их в своей келье, угощал, старался одарить ладаном, книгами, иконами. Часто ездил с ними по обителям Афона, со многими потом поддерживал переписку.
Серьезное заболевание принудило отца Серафима удалиться на покой, непривычный и трудный для деятельного старца. За месяц до кончины здоровье его резко ухудшилось, и он вынужден был лечь в солунскую больницу, а через несколько дней, в среду 18/31 марта 1982 года он мирно отошел ко Господу (Святогорцы. Иеромонах Серафим// ЖМП. 1982. № 7. С. 57).
Святая Гора Афон как земной удел Божией Матери всегда являлась желанной целью, куда веками стремились представители всех православных народов. Не является исключением и карпато-русский народ. Особенно его связь с Афоном проявилась в ХХ столетии, когда со Святой Горы на Карпатскую землю воссияла заря святого Православия. Жители этого края всем сердцем откликнулись на этот призыв, дав из своей среды множество великих подвижников, украсивших своими именами историю как Закарпатья, так и самого Афона. Проявленное русинами Закарпатья стремление строить духовную жизнь по самым высоким афонским образцам является ярким подтверждением глубины и зрелости сделанного ими православного выбора.