Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря

Память 19 мая / 1 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря: игумен Иоанн, Конон, Варнава, Геннадий, Герасим, Герман, Феоктист, Иеремия, Иосиф, Марк, Кирилл, Феогност и Максим
Тринадцать преподобномучеников из Кантарского монастыря: игумен Иоанн, Конон, Варнава, Геннадий, Герасим, Герман, Феоктист, Иеремия, Иосиф, Марк, Кирилл, Феогност и Максим
Около 1228 года два подвижника, Иоанн и Конон[1], прибыли с Афона на Кипр, находившийся в то время под владычеством латинян[2]. Сначала они подвизались в знаменитых монастырях Махера и Хризостома, а затем обосновались в отдаленном Кантарском монастыре Богородицы. Об их добродетели и подвижнической жизни вскоре стало широко известно, и люди потянулись к ним как к живительному источнику, способному укрепить веру, оказавшуюся под угрозой.

Католический архиепископ Левкосии Евсторгий, опасаясь, как бы слава святых монахов не помешала его замыслам, отправил в монастырь двух посланников, чтобы подчинить себе подвижников. Посланники попытались убедить иноков использовать во время Евхаристии хлеб без закваски – опресноки. Тогда Иоанн предложил отслужить литургию каждому по отдельности, а потом вместе войти в горящую печь, чтобы огонь указал, чья вера праведна, но католики отказались и покинули монастырь.

Тринадцать святых отцов провели всю следующую ночь в благодарственном молении, а поутру отправились в Левкосию. По пути множество людей притекало к святым исповедникам, прося благословить их. Услышав о прибытии иноков, Евсторгий велел привести их в свою пышную резиденцию, где собрались его приближенные. На все аргументы латинян Иоанн, Конон и их спутники отвечали словами святых отцов. Тогда, не зная, что возразить, охваченный гневом архиепископ велел их бичевать, а затем бросить в тюрьму.

Три года они с неколебимой верой в Бога страдали, заточенные в темном сыром и зловонном застенке, где в пищу им давали лишь немного хлеба, а стражники издевались над ними и нередко били. Но мученики оставались непреклонными и отвергали все предложения, которые им делал епископ через своих помощников.

Когда в начале второго года заключения их привели к Евсторгию, они возражали еще отважнее, чем раньше. Тогда их передали палачам. Феогност первым обрел мученический венец, после чего тело его было сожжено.

На третий год, в 1231 году, святые отцы вновь предстали перед помощником Евсторгия инквизитором Андреем, получившим приказ умертвить непокорных. Мученики единогласно объявили, что гордятся исповеданием православной веры, невзирая на опасность для жизни. Именно о Православии возвестили пророки, истинную веру проповедовали апостолы и определили святые отцы и церковные соборы.

Через три дня их привели к Генриху I, латинскому королю Кипра (1218–1254), а тот передал их Андрею, приказав покарать, как тому заблагорассудится. Палачи привязали святых за ноги к коням и погнали тех по улицам города, чтобы навести ужас на православных христиан. Затем полумертвых мучеников отвязали и бросили в костер.

В пламени Иоанн продолжал читать молитвы. Тогда один из присутствующих ударил его по голове дубиной, но, падая под ударом, святой загасил огонь. Тогда палачи разожгли новый костер, в который бросали тела святых вперемежку с трупами животных. Затем прах рассеяли.

Вскоре после этого инквизитор Андрей, ставший епископом Авилы в Испании, сгорел заживо, задремав у камина.


Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

1 июня 2012 г.

 
[1] Неизвестные Синаксарям, они являются местночтимыми святыми на Кипре. Согласно другим источникам, все эти тринадцать святых пришли с Афона. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] В 1191 г. Ричард Львиное Сердце захватил Кипр и, не зная, что с ним делать, передал остров тамплиерам. До него там правил авантюрист Рено де Шатильон, совершивший много жестокостей, в особенности по отношению к православному духовенству. После этого франкское духовенство сократило число православных епископов с четырнадцати до четырех и низвело их до интендантов при католических епископах, которые построили много церквей и всеми силами старались принудить народ отказаться от своей веры и традиций. Латинское владычество со всеми его печальными последствиями длилось на острове вплоть до 1571 г.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Святитель Трифиллий, епископ Левкосии Кипрской Святитель Трифиллий, епископ Левкосии Кипрской
Аудио
Незадолго до рукоположения в епископа города Левкосии святой Трифиллий, облаченный в епископские одежды, явился в видении Констанцию, сыну Константина, жившему в Антиохии и мучившемуся ужасными головными болями. По его молитвам больной получил исцеление. Трифиллий в пастырском служении следовал примеру святителя Спиридона. Как и учитель, ученик жил скромно, посещал бедных и обездоленных и не проводил и дня без того, чтобы не напитать паству духовным хлебом Святых Писаний.
Макариос – «знамя Кипра» Макариос – «знамя Кипра»
Валерия Ефанова
На фоне будоражащих то и дело наше общество дискуссий о границах взаимодействия государства и Церкви тот факт, что в ХХ веке православный архиерей мог занимать одновременно и кафедру апостола Варнавы, и пост главы светского государства, захватывает воображение и дает обильную пищу для размышлений. Президент Макариос для истории ХХ века – фигура легендарная. В нем поражает все: жизненный путь, целеустремленность, политическая дальновидность.
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митр. Лимассольский Афанасий
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митрополит Лимассольский Афанасий
Любовь не может быть навязана логикой. Любовь выше логики. Поэтому мы не можем применять критерии мирской логики к тем людям, которые любят Бога. Святые руководимы своей логикой, которая отлична от мирской, потому что их логика – это «логика» любви. Так что Церковь не учит нас просто становиться хорошими людьми – хотя и этому тоже. Это все азы. Наша Церковь учит нас любить личность Господа нашего Иисуса Христа.
Комментарии
Мария 4 июня 2016, 22:14
Святые мученики, молите Господа Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×