Каппадокия — историческое название турецкой области в центре Малой Азии. В переводе с хеттского это название звучит как «страна прекрасных лошадей». Люди жили здесь десятки тысяч лет до нашей эры. Хетты, персы, римляне, греки, турки-сельджуки сменяли друг друга на этой земле. В первом веке от Рождества Христова апостолы успешно проповедали здесь христианство. В период Византийской империи Каппадокия дала миру множество святых — родом из этих мест были святой Григорий, просветитель Армении, святая равноапостольная Нина, Севастийские мученики, Георгий Победоносец, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, святой Арсений Каппадокийский. На территории Каппадокии существовало множество монастырей и храмов. В 1071 году Каппадокия отошла сельджукам, а в XVI веке произошло окончательное присоединение этих земель к Османской империи. Турки первоначально не запрещали христианам посещать церковь, однако постепенно ограничивали их в правах, располагая к добровольному принятию ислама, ставшего государственной религией, а затем и насильственно обращая в него. Греческое и армянское население постепенно ассимилировалось под турецким влиянием, но вплоть до начала ХХ века здесь существовали целые районы компактного проживания христиан. В 1924 году, по программе обмена населением, все греки были насильственно выселены в Грецию, а на их место в Каппадокию переехали турки из различных районов Греции. И вот, Промыслом Божиим мне выпало оказаться на каппадокийской земле.
Перибаджалары и пещерные жители
Особенно завладели нашим вниманием скалы необычной формы, как бы пронизанные множеством входов и выходов. Выяснилось, что это вулканический туф, порода, интересная во многих отношениях. Туф появился здесь вследствие извержения вулкана в очень отдаленные времена. Он легко обрабатывается, но, затвердевая под воздействием воздуха, приобретает повышенную прочность. Поэтому местные жители с незапамятных времен стали выкапывать пещеры и целые поселения в толще этой породы. В ней не заводится плесень, не живут жучки и паразиты, что и по сей день делает пещерные склады идеальным хранилищем для продуктов. Очень часто местные дома словно врастают в нагромождения скал, расширяя свою площадь за счет высеченных в туфе пещер.
Комнатка в пещерном доме |
На поверхности земли сочетания туфа, песчаника и базальта образуют причудливые рельефы. В результате выветривания горных пород части базальта нависают над конусообразными основаниями из туфа, как некие шляпки. Такие каменные грибы или столбы турки называют «перибаджаларами» (или «каминами фей»), и встречаются они здесь повсеместно. Иногда белые и розоватые конусы туфа образуют целые группы, напоминая застывшие волны. Плоские равнины соседствуют с обрывистыми ущельями, холмы сменяются оврагами, в которых протекают неширокие реки. В этом мы убедились во время последующих поездок по окрестностям Ургюпа, Невшехира, Мустафапаши и Ортахисара.
Святой Иоанн Русский
Долина Пашабаг |
Долина Пашабаг |
Храмы Каппадокии
Во времена Византийской империи, уже с IV века, здесь появились жилища отшельников и первые пещерные храмы. До нашего времени дошло несколько больших храмовых комплексов и множество отдельных скальных храмов и часовен. Сведений об их посвящении, за редкими исключениями, не сохранилось, поэтому чаще всего в путеводителях они фигурируют под названиями, возникшими из-за каких-то особенностей храма. Есть церкви Темная (Саклы), Яблочная (Эльмалы), Виноградная (Юзюмлю) и даже Змеиная (Ялланли), получившая свое название из-за змея, изображенного на ее стене в сцене мучений грешников.
Очень часто фрески сильно повреждены или совсем не сохранились. Процесс эрозии горных пород приводил к тому, что в храмах появлялись трещины и разрушения, а наружные росписи страдали от дождя и ветра. Стены скальных храмов иногда использовались местными жителями в качестве голубятен — в них высекались многочисленные углубления для голубей, а голубиный помет собирался и использовался, как ценное удобрение. Один из храмов даже получил название «Большая голубятня» — из-за множества мелких ниш для голубей, покрывающих его стены. Росписи уничтожались или повреждались и по религиозным причинам, ведь, как известно, ислам не признает священных изображений людей. К сожалению, приходилось иногда видеть на стенах храмов, прямо поперек росписей, новейшие автографы в стиле «Здесь был я»… Но в наше время все каппадокийские храмы объявлены достоянием государства, и если и не всегда специально охраняются, то, во всяком случае, постоянно контролируются местными властями. Во многих из храмов проводится реставрация и консервация фресок.
Церковь Кюббели |
Фрески храмов Гереме уникальны и оставляют незабываемое впечатление. Наиболее известна церковь Токали, построенная в начале X века и входившая прежде в состав крупного монастырского комплекса. Различают Старую и Новую церковь, росписи в которых сильно отличаются по исполнению. В целом, особенностью каппадокийских росписей является ограниченная цветовая гамма. Удивительно: как, путем смешения всего трех-четырех основных красок, художники добиваются впечатления полной палитры цветов?
Находящиеся неподалеку от Токалы храмы Саклы, Эльмалы, Юсуф-коч, Эль-Назар также являются памятниками своеобразного каппадокийского стиля, их росписи носят яркие черты местной традиции. В церкви Чарыкли горки на фреске Преображения словно копируют каппадокийский пейзаж, а одежда пастухов в сцене Рождества Христова напоминает об одеяниях местных земледельцев. Лики и жесты святых всегда очень выразительны, поэтому даже в поврежденном виде они оставляют сильное впечатление.
Наиболее сохранные росписи IX–XII веков находятся в храме монастыря Гюмюшлер (или Эски-Гюмюшлер), недалеко от города Нигде. Это редкий в Каппадокии случай, когда на фресках полностью сохранились лики и глаза святых. Вероятно, благодаря тому, что этот монастырь был обнаружен лишь в 60-х годах ХХ века, до нас дошли прекрасные фрески с изображением Богоматери и святых, а также сценами некоторых двунадесятых праздников. Здесь находится удивительный и очень любимый даже турками образ улыбающейся Богоматери. Легкость и творческая свобода — это тоже особенности каппадокийских росписей. Здесь можно увидеть самые невероятные направления и школы — от экспрессивной, почти коптской манеры письма до классической византийской стенописи XII века. Плоские низкие своды часто украшают большие кресты в окружении орнамента. Каппадокийские орнаменты могли бы стать предметом прекрасного исследования, настолько богат и выразителен их язык. Характерным мотивом местных мастеров стали крупные виноградные гроздья, давшие некоторым церквям наименование Юзюмлю (виноградные).
Чудо преподобного Арсения
Для православных паломников город Мустафапаша интересен тем, что именно здесь святой Арсений Каппадокийский сотворил одно из своих чудес. Об этом случае упоминает в житии святого Арсения старец Паисий Святогорец. Однажды преподобный Арсений, вместе со своим псаломщиком Продромосом, хотел навестить живущих в Синасосе греков. Но местные турецкие начальники не пустили их в селение, не дали встретиться с христианами. Тогда, не вступая в спор, святой Арсений удалился и стал на молитву. О дальнейшем сохранились свидетельства псаломщика. Прежде ясное небо над селом вдруг покрылось тучами, грянул гром, началась буря. Турки увидели в этом явное свидетельство наказания Божия и послали двух конных гонцов, чтобы от лица всего селения испросить у преподобного прощение. Преподобный Арсений простил их и вернулся. Когда он перекрестил село на все четыре стороны, буря утихла так же внезапно, как и началась…
В самом городе Мустафапаша сохранилась вместительная церковь святых Константина и Елены начала XVIII века. В ней практически не осталось каких-либо росписей или икон, но сейчас это единственная церковь в Каппадокии, где, по договоренности с властями, могут совершаться православные богослужения.
Родина святых отцов
Находясь в Кайсери, мы не увидели ничего от прежнего исторического величия города. Крепость III века многократно перестроена, сейчас в ней расположен городской рынок. Из зданий более позднего времени сохранилась мечеть XVI века, которую нам любезно показали. Храмов же или каких-либо православных памятников здесь не осталось.
Родом из Каппадокии был и друг святого Василия, святитель Григорий, прозванный впоследствии Богословом. Местные жители считают, что нынешний Гюзельюрт есть тот Арианз, где родился святитель Григорий. В Гюзельюрте нам показали сохранившийся здесь храм святителя Григория Богослова, переделанный в мечеть (Джами килисе).
Один из крупных городов Каппадокии — Невшехир. Здесь достаточно много памятников позднего Средневековья, но православных храмов мы в нем не увидели — а жаль, ведь Невшехир ранее назывался Ниссой. Здесь был епископом в IV веке один из Великих Каппадокийцев — святитель Григорий Нисский, брат святого Василия Великого. Большое изображение святителя Григория украшало сцену конференцзала в Невшехире, а на память о нашей поездке студенты местного университета даже изготовили для русских паломников небольшие глиняные рельефы с изображением святого — что было для нас весьма неожиданно.
Подражание Аврааму
Подземные города
Почти все, необходимое для жизни во время долгой осады, в больших объемах вносилось в город заранее.
Мы посетили подземный город Деринкую и воочию убедились в мастерстве подземных мастеров. Город уходит в глубину на 8 этажей (возможно, их и больше), и все они соединены переходами. Специально для освещения и вентиляции были созданы световые и вентиляционные шахты, пронизывающие насквозь все восемь этажей. Засыпать или поджечь их невозможно ввиду большой глубины — но даже и следы их на поверхности найти очень непросто: входы в подземные города умело маскировались. Но главное препятствие ждало завоевателей на входе. Система входных камер изнутри запиралась огромным круглым камнем, наподобие мельничного жернова. Его просто вкатывали в выбитые в породе пазы, и сдвинуть его с места снаружи было уже невозможно. Ни один из подземных городов не был взят захватчиками. Осажденные, даже если враги их обнаружили, могли жить здесь долгие месяцы, имея все необходимое. При этом дети ходили в школу, пекари пекли хлеб, скотоводы ухаживали за животными. Воздух здесь, несмотря на скопление людей и животных, всегда оставался чистым. Система вентиляции устроена так, что дым естественным образом уносится даже с нижнего восьмого этажа. Были устроены и специальные подземные колодцы для воды, и длинные переходыгалереи, многие из которых тянутся на несколько километров и ведут в соседние подземные крепости. Загадкой для историков остается вопрос: куда могло быть вывезено такое количество вынутой из пещер породы? В окрестностях Деринкую, во всяком случае, следов ее не нашли.
Недалеко от ущелья Соганлы нам показали новооткрытый подземный город. Часть его помещений была засыпана, а часть местные жители использовали для своих нужд. Ко времени нашего посещения уже было раскопано два этажа, и мы увидели остатки храма, винных погребов, бани и подземного хлева. Остается только дивиться изобретательности древних умельцев, ведь затворники могли даже заниматься виноделием и гончарным делом!
Византия. Столица и окраина
/Архиепископ Егорьевский Марк в храме святителя Василия Великого в Синасосе |
В конце поездки нам посчастливилось побывать в
константинопольском храме святой Софии. У нас был всего
час на осмотр огромного собора, и мы едва успели просто
обойти два этажа грандиозного храма. После пещерных
церквушек Каппадокии он казался вознесенным к небу
гигантом, а его убранство свидетельствовало о поистине
имперском величии. Но между ним и каппадокийскими пещерами
существовала невидимая и прочная связь. Византия жива, у
нее есть своя столица и свои провинции, и никакие
завоевания не отменят этого простого факта.
Геннадий - откуда столько надменности и заносчивости? Что (или кто)Вам дает право так возносится над историей православия и жизнью людей, боровшихся за веру? Порицать людей, чтущих трагическую историю колыбели нашего православия - Византии и наших многострадальных собратьев по вере - греков?
Не судите - не судимы будете. Все, что объединяет - от Бога, разъединяет - от дьявола.
Змеиная церковь (по-турецки Ыланлы) получила название из-за змея, которого поражает св. вмч. Георгий Победоносец.
В окрестностях деревни Гёреме сохранилось не "около трех десятков пещерных храмов", а значительно больше. А по всей Каппадокии, по данным столетней давности, было ок. 3500 храмов. Сколько сейчас сохранилось и доступно для посещения - неизвестно.
В церкви Али Рейс (она находится в самом Ортахисаре), купол не обрушен, за досками сохранился чудный лик Спасителя.
хороши Ваши слова, особенно:
"Просто удивительно, наши православные "туристы" могут много восхищенно говорить и даже писать о чужеземных святынях, переживать о плачевном состоянии покинутых пепелищ и т.д., а спроси их: "сколько раз в году причащаетесь, ходите в Храм, читаете ли Евангелие, сколько жертвуете на Церковь?", то всегда внутренне удивляешься, что движет этим человеком, которым копит деньги, тратит свои силы и время отпуска",
однако обстоятельства бывают разные (многие и простые люди, и святые преподобные отцы мечтали коснуться Гроба Господня, что в Иерусалиме, для примера, не в России). Мы же не якоже прочии человецы, и на Церковь жертвуем, и Евангелие читаем... вобщем, святые люди.
Не все, однако, просто и однозначно.
Думаю, что беготня наших соотечественников по дальним странам в сути та же охота похоти очей - в своем отечестве нет пророка.
Просто удивительно, наши православные "туристы" могут много восхищенно говорить и даже писать о чужеземных святынях, переживать о плачевном состоянии покинутых пепелищ и т.д., а спроси их: "сколько раз в году причащаетесь, ходите в Храм, читаете ли Евангелие, сколько жертвуете на Церковь?", то всегда внутренне удивляешься, что движет этим человеком, которым копит деньги, тратит свои силы и время отпуска для того, чтобы отправиться за дивом в тридевятое царство, когда вот оно на соседней улице...когда у тебя в душе нет этого.
Думаю, что виденные памятники христианской Каппадокии своим великолепием и грандиозностью наводят на мысль о соответствующем образе жизни неизвестных нам православных христиан.