![]() |
Первое. Русского либерализма никогда не существовало, поскольку особенности русской жизни никак не оправдывают его бытия. Якобы существовавший (и существующий?) русский либерализм - имитация западного (подлинного) либерализма во враждебном ему таежно-лесостепном окружении, где экстремальное выживание изначально являлось социальной нормой. ...Какой же либерализм может быть в колхозе?
Второе. Русский либерализм не только не имеет общественной основы, но и исторически беспочвенен, поскольку неизбежно должен был противостоять основному двигателю русской жизни последних семи столетий - государству. Противостояние государству - с точки зрения государства - предательство, разинщина, ересь.
При этом, противостоять государству на Руси возможно, лишь обвинив его в отступничестве от прежнего истинного пути и подняв знамя реванша, консервативное знамя. Таковы князь Курбский, Гришка Отрепьев, боярыня Морозова и Емельян Пугачев. Пафос русской оппозиционности: «Царь-то, говорят, не настоящий!»
Третье. В силу своей принципиальной беспочвенности русский «либерализм» существовал лишь в двух видах: либо как корыстное жонглирование словесными формулировками с целью «ловли рыбки в мутной воде», либо как секуляризованный моральный протест в эпоху ослабления духа и разрушения «устоев». Для примера достаточно лишь указать на современные законченные, доведенные до блеска формы того и иного «либерализма»: на холеные с вечно бегающими глазами лики какого-нибудь «Союза правых сил» и на искушающих своей совестливостью, познавших добро и зло «яблочников». Как говорится в одной пьесе: «Так все кончается - банальностью». Один из главных героев этой драмы - имя ему Гильденстерн - говорит перед собственным повешением слова, которые могли бы стать эпитафией русского «либерализма» рубежа тысячелетий: «Должно быть, был момент, тогда, в самом начале, когда мы могли сказать - нет. Но мы как-то его упустили».
![]() |
Джон Локк |
Либеральные формулы, отлитые в огне Великой
Французской революции, были гарантированы Первой
империей и реставрированной королевской властью.
Изначально либерализм - политическая доктрина и формула
«общественного договора». Философия и
мировоззрение либерализма вторичны и появляются скорее в
ходе реализации доктрины, ее перевоплощения в политическую
и экономическую практику. Сопутствующие политическому
либерализму антиклерикализм, агностицизм, позитивизм,
наконец, бытовая раскрепощенность и мн. другое формируются
в ходе побед, одерживаемых на политическом фронте.
Победивший либерализм (а неизбежная конечная цель через
несколько поколений - демократия), воспринимает идеи
социализма и к середине ХХ в. окончательно обретает
очертания современного «социального
либерализма» (неолиберализма).
![]() |
Михаил Сперанский |
![]() |
Никита Михайлович Муравьёв |
Общественное движение, возникшее в России в этот период,
изначально развивалось в двух различных направлениях -
«освободительном» и
«охранительном». П.Я. Чаадаев
четко противопоставлял себя освободительному движению и
порицал декабризм: «Великий монарх, приобщая нас к
своему славному назначению, провел нас победителями от
края до края Европы; вернувшись домой из этого славного
путешествия по самым просвещенным странам мира, мы
принесли с собой одни только дурные идеи и гибельные
заблуждения, последствием которых было неизмеримое
бедствие, отбросившие нас назад на полвека»[2].
Чаадаев - политический диссидент, но не может быть назван
собственно либералом, философская доктрина его включает
идею прогресса, но в целом консервативна. Чаадаев прежде
всего выступал за развитие образования и религиозное
просвещение народа; отмена крепостного права, по его
мнению, была необходима «в особенности» в
интересах «прогресса морального». Обратим
внимание на принципиально важное пояснение, сделанное
Петром Яковлевичем по поводу характера того образования,
которое он считал важным привнести в Россию:
«образование, позаимствованное не из внешних сторон
той цивилизации, которую мы находим в настоящее время в
Европе, а скорее от той, которая ей предшествовала и
которая произвела все, что есть истинно хорошего в
теперешней цивилизации»[3].
![]() |
Павел Пестель |
![]() |
Пётр Яковлевич Чаадаев |
![]() |
Тимофей Грановский |
Либеральный консерватор настаивал на творческом развитии
«органических начал», что требовало
высвобождения отдельной личности, создания условий для ее
самостоятельного существования и деятельности. Развитие
«нравственной личности» - первоочередная
задача либерального консерватизма. «Для человека с
волею, разумом и сердцем всегда будет дорого слово старого
философа - perfice te! (совершенствуй себя)»[8]. В
силу этой отличительной особенности либеральный
консерватизм никогда не являлся ни доктриной, ни
программой и не мог быть платформой широкого политического
движения. Аристократический характер направления был его
отличительной особенностью: и представители либерального
консерватизма и те, к кому они апеллировали, принадлежали
к дворянской элите общества. Купец для либерального
консерватора в массе своей слишком демократичен и мог
восприниматься лишь как будущая аудитория. Отдельные
представители этого класса из прагматических соображений в
расчет не принимались. «В России ... этот элемент
составляет, можно сказать каплю в море. У нас
сколько-нибудь зажиточное и образованное купечество можно
найти только в столицах и немногих больших городах. Все
остальное громадное пространство земли состоит
исключительно под влиянием землевладения. Поэтому в России
класс независимых, обеспеченных и образованных
землевладельцев составляет первую и самую насущную
потребность. Этой потребности удовлетворяло русское
дворянство настолько, насколько это было важно при
существующем материальном и умственном уровне русского
общества. Поэтому и разорение этого дворянства нельзя не
считать бедствием для страны», - с прискорбием
напишет Чичерин уже в 1903 г., в разгар этого разорения и
при нарастающих крестьянских бунтах на Левобережной
Украине, в районах развитого и доходного помещичьего
хозяйства[9].
![]() |
Борис Николаевич Чичерин |
![]() |
Алексей Степанович Хомяков |
![]() |
Император Александр II |
Революционная эпоха не способствовала развитию либерального консерватизма, к началу ХХ в. он фактически исчерпал свои идейные ресурсы. Если политическую практику либерального консерватизма пытался реализовать П.А. Столыпин, то ярких (в сравнении со второй половиной XIX в.) представителей этого направления в философии и публицистике в этот период мы не найдем.
«Освободительный» либерализм первоначально
формировался в России в кон. 60 - 70-е гг. как
свидетельство разочарования в реформаторских усилиях
самодержавия и уверенности в бесплодности либерального
консерватизма. Усилия
либералов-«освободителей» (прежде всего, И.И.
Петрункевича) изначально были направлены на превращение
земства в орудие борьбы с правительством; идея,
актуализированная и успешно реализованная накануне Первой
русской революции. Широкое либеральное
«освободительное» движение возникло лишь в
первые годы ХХ в., сразу в двух версиях -
умеренно-либеральном и радикально-либеральном. Оба течения
выступали за изменение политического строя Российской
империи и упразднение самодержавия. Наиболее четко первое
направление проявлялось в октябризме, второе - в
кадетизме.
![]() |
П.А. Столыпин |
Социальная база наиболее радикальной из либеральных партий - кадетской партии вообще определялась не сословной принадлежностью, а скорее интеллектуальным складом: основной опорой к.-д. являлась традиционно оппозиционно настроенная демократическая интеллигенция радикально-либерального толка; отличительной чертой ее политического поведения был протест в отношении официальной политической культуры и непонимание народной. При этом кадеты как партия рассматривали себя не только и не столько как выразителей интересов своих избирателей, а прежде всего как авангардную силу российского конституционализма. Избирательские массы соответственно выступали лишь как опора и резерв партии в ее политической борьбе.
Кадеты как представители освободительной идеологии были обречены в России на маргинальность. Почему же победу в революции и гражданской войне в конечном счете одержали большевики - левый фланг все того же освободительного движения? Социалистические идеи смогли в начале ХХ в. завоевать большую популярность в широкой народной среде именно в силу их кажущейся близости к консервативной программе крестьянского утопизма. Черный передел 1917 г. был крестьянской «консервативной революцией», которой воспользовались левые радикалы. Однако и сами они, в свою очередь, оказались под влиянием народного мировоззрения. Большевизм, попавший в народную среду, черпавший из нее свои кадровые ресурсы, потерял всякие черты прогрессизма и к 30-ым гг. ХХ в. постепенно превратился в жестко консервативную (реакционную) идеологию. Либералы в силу своей рафинированности на такую трансформацию были неспособны.
![]() |
Пётр Бернгардович Струве |
Программные разработки радикального либерализма (особенно
ярко это проявилось у кадетов) обычно касались отдаленной
политической перспективы и гораздо меньше соотносились с
реалиями современной им эпохи, насущными интересами
большинства российского общества. Эта особенность
порождала такую специфическую черту русского радикального
либерализма, как несоотнесенность принципов и
практического поведения либерала. Именно на это указывали
«Вехи», настаивавшие на необходимости
практического привнесения либеральных принципов
(правопорядка, социальной активности) в русскую жизнь.
Однако авторы сборника посоветовали своим сотоварищам по
либеральному лагерю расписаться в собственной
беспомощности - и вместо «борьбы идей»
получился скандал. «Творцы нового шума»
действовали по меньшей мере невежливо: не отрицая
радикально-либерального «кодекса чести», они
упрекали его адептов в том поведении, которое прямо
вытекало из него в российских условиях. Ответ
«Вехам» оказался совершенно логичным и
адекватным: возмутившаяся радикально-либеральная
интеллигенция не могла не отстаивать изначально избранного
пути, даже если он вел в тупик, ведь уход с него означал
ее политическую смерть. В сборнике «Интеллигенция в
России» Милюков, напоминая
«веховцам» о «законах жизни»,
обратится к оппортунистам с увещеванием:
«...Опомнитесь. Вспомните о долге и дисциплине,
вспомните, что вы - только звено в цепи поколений... Не
вами начинается это дело и не вами оно кончится. Вернитесь
же в ряды и встаньте на ваше место»[14].
![]() |
Павел Милюков |
В силу своей политической природы кадетизм не смог завоевать прочных позиций среди широких общественных слоев: он был неспособен «организовать общество», но, вместе с тем, не был готов и к политическому компромиссу и деятельности в коалиции с другими политическими силами, хотя и близкими, но не разделявшими его партийной программы. Однако радикальные либералы вовсе не являлись силой, «вырванной» из западноевропейского «контекста» и «заброшенной» в русскую действительность; на наш взгляд, мысль М. Карповича об укорененности в России радикального либерализма кадетского образца совершенно оправдана[16]. Эта укорененность выражается не в радикально-либеральной доктрине, а в готовности русского маргинала выступать под утопическими лозунгами в расчете на свою способность возглавить страну. Утопизм рассматривался как преддверие политической гениальности, маргинальность - как возможность возвыситься над частными интересами.
Радикально-либеральная политика в России в силу ее ярко выраженной декларативности и идеализма (конкретные частные интересы могут быть вполне прагматичны, но речь не о них) неизбежно сопровождалась революционными эксцессами и затяжным социально-экономическим кризисом (события 1917 г. и 90-х гг. ХХ в.). Однако у предыдущей русской политической традиции пришедшие к власти радикальные либералы наследуют представление о роли государства в социальном реформировании. После победы Февральской революции в основание нового строя были положены принципы «надклассовости» и «надпартийности», т.е. своеобразно понятые идеи государственного патернализма по отношению ко всем слоям и группам населения и, в свою очередь, независимости государства от них. Стремление сохранить «единение» народа, достигнутое в момент революции, и «доверие» народа к «своему» революционному Временному правительству приводили к политике социального компромисса с ярко выраженными демагогическими чертами. Временное правительство фактически отказалось не только от применения силы, но и от государственного строительства. В результате к осени 1917 г. страна забыла про свое правительство... Постсоветское Российское государство также имело (и имеет) весьма смутные представления о том, на какие группы населения ему следовало опираться прежде всего и кто реально мог составить основание для государственного строительства.
Основными чертами русского либерализма наряду с исторической расколотостью выступают его маргинальный характер и вытекающие из этого особенности либерального самосознания: его учительная по отношению к народу роль («просвещенство»), особое внимание к чистоте принципов, манифестарность и несгибаемость, часто доходившая до бескомпромиссности, которая так мешает здоровому прагматизму деятельного творчества. Однако наиболее характерные особенности русского либерализма кроются в области его политической практики, в его неизбежной зависимости от государства.
________________________________________________________________________________
[1] Сперанский М.М. Философские размышления о праве и государстве // Руководство к познанию законов. Спб.,2002.
[2] Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо // Полн. собр. соч. и избр. письма. Т.1. С.330.
[3] Чаадаев П.Я. Записка графу Бенкендорфу // Там же, с.226-228.
[4] Хомяков А.С. Письмо из Англии (1848) // Полн. собр. соч. Т.1. Спб.,1861. С.138-139.
[5] Чичерин Б.Н.
[6] Градовский А.Д. Общество и государство (теоретические очерки) // Сочинения. Спб.,2001. С.41, 46, 47.
[7] Градовский А.Д. Реформы и народность // Там же, с.449.
[8] Градовский А.Д. Надежды и разочарования // Там же, с.412.
[9] Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М.,1903. С.17-18.
[10] Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов // Философия права. Спб.,1998. С.444.
[11] Там же, с.452.
[12] Градовский А.Д. Надежды и разочарования // Там же, с.450.
[13] Там же, с.457.
[14] Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей. 1909-1910. М.,1991. С.380-381.
[15] Милюков П.Н. Год борьбы. Публицистическая хроника. 1905-1906. Спб.,1907. С.165, 168.
[16] Карпович М. Два типа русского либерализма. Маклаков и Милюков. / Опыт русского либерализма. Антология. М.,1997. С.403-404.
Хочется надеяться, что констатированная автором идея вечной маргинальности русского либерализма не оправдается . Да, почва неподготовленна, да отягощенность проблемой выживания. Но , чему быть того не миновать. У России два пути:
Первый - подлинно маргинальный относительно прочих народов - всех учить жить, махать ядерной дубинкой и раздувать щеки. А у себя в колхозе ненавидеть "выскачек", распевать песнопения на манер булгаковских "суровые году уходят... за ними другие приходят..".Путь короткий.
Второй - нормальный путь развития общества индивидуумов, где образованный живет лучше неуча, труженик лучше лентяя, а государство заботится о немощных.
Путь человека на земле - пожинать трении и волчцы, но это ведь можно делать по разному!
Если использовать логику автора, христиане первых веков - маргиналы и утописты, однако всеми своими успехами мир обязан именно духовным последователям тех первых христиан.
А вот заталкивать в основу либерализма разную толерантность - спекуляция ввиду отсутствия реальных аргументов спора.
К тому же, сегодня либеральная доктрина всё более обретает черты квазирелигиозного сектантства - достаточно обратить внимание на ту травлю, которой подвергаются внутренние "отступники" болотно-либерального протеста, как это происходит в современной России, например. А это же яркий признак всякого сектантства - особая ненависть к покинувшим секту. Шаг влево, шаг вправо - за этим там следует немедленный моральный расстрел, с чёрной меткой "нерукопожатности" и т.п.- как своих, так и чужих. Бывших своих - даже в большей степени.
Вот о чём хотелось бы почитать у православного священника.
И даже очень
Что сказать? С одной стороны, сказать можно было много.Но можно сказать и коротко - если заранее не знать, что эту статью написал священник, то по тексту - никогда бы об этом не догадался. Вполне себе общегражданская публицистика. И не более, к сожалению.
От священника хотелось бы услышать мысли о том, в какой мере либерализм является квазирелигией, например. А в какой - течением общественной мысли и т.п. Ведь сегодня становится всё более очевидным, что либеральная доктрина, родившись однажды в лоне христианства, с его пониманием естественных,т.е. дарованных Богом, прав и свободы воли человека, с течением времени вырождается в доктрину абсолютизации прав и свобод человеческих вообще - как естественных, так уже и противоестественных - а по-сути, - в рабство страстям и греху. С полным изгнанием из публичной дискуссии понимания человека, как существа, поражённого грехом, т.е. существующего в виде, искажённом и несовершенном по сравнению с Божьим замыслом о нём. Да и с полным изгнанием из актуальной политической и экономической дискуссии понятия греха вообще.
(окончание следует)
А как же зверства в Петропавловской крепости с 28.02.17, ничем не уступавшие зверствам большивистских чрезвычаек, казни и истязания верных царю жандармов и полицейских?
Эсеро-меньшевикское масонское ВП, и вправду, отказалась от применения силы к своим продолжателям дела - большевикам - которым оно и передало аккуратно власть в октябре 1917 по той же самой указке Запада (читай из преисподни). (Заметьте, все революционеры и временщики первой волны от вел.князей Ник.Николаевича и Владимировичей, до Керенского, Милюкова, Гучкова и иже с ними преспокойно и в роскоши уехали за границу, отжили вольготно до старости, продолжали свою белоэмигрантскую и масонскую демагогию, и большивики их не тронули. Попали под раздачу только пешки типа ген.Рузского).
Зато ВП вдоволь применило силу к свергнутым Царственным мученикам-страстотерпцам и их близким, к священноисповедникам, к свергнутому царскому правительству (в т.ч. замучило престарелого и больного Штюрмера).
Да и екатеринбуржское злодеяние начато было с ареста Святой Семьи временщиками, которые, как и впоследствие Свердлов, также ждали команды к расправе.