В последнее время в средствах массовой информации нагнетается массовая истерия по поводу грядущего якобы конца света 21 декабря сего года. Не скрою, когда я брался за этот материал, меня терзали смутные сомнения: а стоит ли вообще на него реагировать? Стоит ли дополнительно тиражировать этот коммерческий бред и способствовать его размножению и рекламе? Потом, ознакомившись с размахом этого информационно управляемого умопомешательства, я понял: ничего нового в его распространение не внесу. А вот хотя бы умеренное противоядие (или слабительное, как угодно) не помешает.
![]() |
Ситуация со студентами еще забавнее и печальнее одновременно. Предупреждаешь их, к примеру, о зачете 22 декабря и слышишь: «А зачем нам учить? Двадцать первого все равно конец света». И смех, и грех. «Гуманоид в небе мчится и кричит: “Кончай учиться!”»
Почему это происходит? Почему наше общество, кичащееся своей просвещенностью и неверием, столь чутко к апокалиптическим слухам? — Как раз в силу безверия. Сон духовного разума рождает чудовищ. Как замечательно заметил Н.В. Гоголь: «Поди-ка ты сладь с человеком: не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет».
![]() |
Наше дело — пребывать в бодрственной готовности всегда предстать на Суд Божий, безразлично: на наш частный, после нашей смерти, — или общий, после конца света.
Если бы люди знали час своей кончины, или кончины мира, то половина пошла бы в желтый дом, (сиречь в психушку), половина пошла бы в ресторан. Или в рюмочную «Вечный зов». У кого на что денег достанет. Одни впали бы в отчаяние, другие пустились бы в разгул, рассчитывая покаяться перед самым концом. Хорошо об этом сказано у Романа Сладкопевца:
А мы словно дети, говорящие
Пусть и суд придет, будем наслаждаться, и пред ним лишь
воскликнем
Отверзи»
(Кондак на десять дев)
Да только не получится покаяться. Затянет нас пьяная, буйная, блудливая жизнь. И уподобимся мы историческому Фаусту, который заключил с дьяволом договор ровно на 24 года и знал день своей кончины, а что проку? Так и не смог толком покаяться, ибо засосала его дьявольская стихия. Поэтому-то милосердный Бог и скрывает от нас время нашего конца, чтобы мы пребывали в бодром и деятельном, покаянном настрое, чтобы всегда хранили память смертную. Это в Ветхом Завете псалмопевец мог вопрошать: «Скажи мне, Господи, кончину мою, да разумею, чесого лишаюся аз» (Пс. 38). Мы такой вопрос задавать не имеем права, потому что не лишаемся, а приобретаем, ведь «наша жизнь — Христос, а смерть — приобретение» (Филип. 1. 21). Сами притчи, связанные со Страшным Судом и концом, например — притча о десяти девах, о талантах и т. д. настраивают нас на деятельный, напряженный, но и радостный настрой — чаяния Жениха, надежды «войти в радость Господа своего». А те, кто спрашивает о точном дне и часе, напоминают злого раба, который жаждет услышать: «не скоро придет Господин мой». И получают по делам своим.
Но возникает другой вопрос: а кто провоцирует подобные слухи и распространяет их или покровительствует им? Можно как угодно ругать советскую власть, но она не давала народу впадать в панику и депрессию. В «Собачьем сердце» М.А. Булгаков описал точную картину: торговцы с Сухаревки сели в тюрьму за распространение слухов о марсианине в Обуховском переулке. А тут… Совершенно безопасная организация массового психоза во всемирных и всероссийских масштабах. Как говорится в одном житии: «Не испытывай, сын мой, сей глубины». Но попробуем.
![]() |
Но это лишь первый, внешний уровень. Не стали бы высшие предводители современного постиндустриального общества так рисковать только ради коммерческой выгоды. Ведь толпа бывает страшна, да еще как. Устремится, скажем, к Белому Дому — безразлично где, в Москве или в Вашингтоне, или начнет громить Лондонский Сити, или Уолл-Стрит. Или, даже если до погромов дело не дойдет, то возможен и обратный эффект. Опустят народы руки и не захотят ничего делать. Как в 1000-м году, когда рыбаки отказывались ловить сельдь, а крестьяне — распахивать поля. Все равно-де конец приближается, так чего трудиться? Значит, для системного распространения и поддержки подобных слухов нужны более серьезные основания. Какие?
Возможно, что-то готовится. Может быть, более серьезное, чем взрыв башен-близнецов в 2001 году. Ведь ресурс спецоперации 11.09.2001 за одиннадцать лет практически выработан. Следовательно, для оживления страхов и манипулирования обществом снова потребна какая-то глобальная провокация, пережив которую, народы облегченно вздохнут: «Слава Богу. Все же не конец света». Или разгромят какую-нибудь очередную ближневосточную страну — Сирию или Иран, например. А мы радоваться будем: «А все-таки не конец света. Все же мы, такие хорошие, живы. Целы и невредимы». Все как в бородатом анекдоте про многодетного еврея, живущего с семью детьми и женой в одной комнате. Как известно, раввин приказал ему поселить еще и козу. А когда козу по его повелению наконец-то выгнали, еврей и его семья почувствовали, насколько счастливо они живут. Роль козы в нашем случае играют слухи о конце света.
У этой информационной операции есть еще один подтекст. Объективно она направлена на дальнейшую дехристианизацию нашего общества и снятия с повестки дня самой проблемы конца света. Среди сектоведов есть термин: «Великое разочарование». Это то, чему подвергается секта, которой был назначен несбывшийся день конца света. Теперь «Великое разочарование» пытаются устроить для всего человечества.
Дорогие братья и сестры! Мне кажется, что не стоит цинично подсмеиваться над вестью о конце света,
Может и нет. Если она исходит не от поклонников календарей майя)))
А вообще-то печально. Столько ложных вестей о конце света, что есть все шансы пропустить истинную.
В статье любого аналитика должны соседствовать не только аксиомы, но и гипотезы. Не только факты, но выстроенные на их основе предположения. Жанр такой...