Голос его нужен

К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Год назад на портале «Православие.ру» была помещена моя большая статья «Владимир Высоцкий: трагедия русской души». В ней говорилось о поиске Высоцким смысла жизни, его духовной трагедии и предпринималась попытка христианского осмысления его поэзии. 25 января 2013 года исполняется 75 лет со дня рождения Высоцкого, и я пользуюсь случаем вновь поговорить о нем.

Названием для этой статьи послужила строчка из песни Булата Окуджавы «Как наш двор ни обижали»:

А там Володя во дворе,
А его струны в серебре,
А его пальцы золотые,
Голос его нужен.

Написал он эти строки через шесть лет после смерти Высоцкого в период расцвета популярности его песен – тогда они были действительно нужны и очень востребованы. Привел я эти стихи для того, чтобы задать тон всему последующему повествованию и постараться ответить на вопрос: нужен ли Высоцкий, его творчество, его песни людям, живущим в начале XXI первого века, в совсем другую эпоху? Нужны ли его песни молодежи, чья юность проходит «вдалеке от вещей, тех, которые так переполнили доверху нас», – если говорить словами из песни уже современного поэта и певца Юрия Шевчука?

Для меня, конечно, эти вопросы являются чисто риторическими. Я знаю, что хорошие, настоящие песни нужны всегда, вне зависимости от времени и менталитета людей. Но, тем не менее… Владимир Высоцкий жил в совершенно другое время, его творчество пропитано духом этого времени, его стихи остро социальны, они обращаются к темам, которые были актуальны тогда, в них много реалий именно советского периода, и поэтому они могут быть непонятны современному человеку. Так может быть, творчество Высоцкого ценят только ностальгирующие шестидесятники и семидесятники?

Если набрать в самой популярной на сегодняшний день поисковой интернет-системе «Яндекс» (а Интернетом пользуются в основном люди молодого поколения) слово «Владимир», то первым в списке ссылок будет имя Владимира Высоцкого. Это значит, что его песни ищут и слушают, его творчеством и личностью интересуется очень большое количество людей. Интерес к творчеству Высоцкого не только не ослабевает – он постоянно растет. Во времена так называемой перестройки его песни пользовались очень большой популярностью, потом, в 1990-е годы, последовал спад, Высоцкого стали забывать, но затем – новый всплеск интереса.

Как он сам пел:

Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах.
Я, конечно, спою…

Конечно, те, кто сейчас любит и слушает Высоцкого, это в основном люди, «рожденные в СССР», и таких у нас большинство; известно, что одна треть населения нынешней России – люди старше 50 лет. Для людей, живших в советскую эпоху, заставших Советский Союз, Высоцкий – это их юность, это символ того очень противоречивого и непростого времени. Но и для молодежи его песни не потеряли своей актуальности. Тем более что сейчас музыкальная культура (о поэзии вообще говорить не приходится) переживает полный упадок. Молодежи навязывают «попсу», лишенную какой-либо смысловой и эстетической нагрузки, рэп и рок. Но русский рок нынче тоже переживает кризис, его молодой задор, социальность, философия, протест против пошлости, косности и бездуховности ушли в прошлое, остались где-то в 1980-х. И та часть молодежи, что любит вдумчивую музыку, слушает в основном песни исполнителей, которые были значимы для моего поколения. То есть рок-группы «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Алиса», «Воскресенье» и другие. Мы слушали еще Высоцкого и лучших представителей авторской песни. Сейчас лишь небольшая часть молодежи слушает песни Высоцкого, но, как уже говорилось, интерес к его творчеству растет. Как правило, интерес к Высоцкому современным юношам и девушкам привили родители, но, уверен, что среди молодых любителей его песен есть и те, которых просто, что называется, «зацепило», когда они впервые услышали его неповторимый хриплый баритон и вдумались в его тексты. Песни Высоцкого заставляют думать, будят душу, совесть и разум, выводят их из спячки. Сейчас, почти при полном отсутствии у молодого поколения, да и у общества в целом, нравственных идеалов и жизненных принципов, при господстве стадного мышления – «жить как все», песни Владимира Семеновича нужны как никогда. Потому что лучшие из его песен как раз учат жить не как все, а по совести и своим умом. Не катиться вместе со всеми по инерции, попав в проложенную до тебя колею, а «выбираться своей колеей». Вспомним также и его знаменитую песню «Бег иноходца»:

Я скачу, но я скачу иначе –
По камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью – значит:
По-другому, то есть – не как все!

Тех качеств души, которые воспел Высоцкий: веры, верности слову и идеалам, любви, доброты, мужества, стойкости, героизма, рыцарства, целеустремленности, – катастрофически не хватает не только в нашей действительности, но и в современной литературе, искусстве, песенном творчестве. Даже в его время в песнях недоставало этих вечных тем; и среди современных ему поэтов и певцов никого нельзя поставить и близко с Высоцким, что уж говорить о нынешних. Значит, его песни нужны сейчас, и они нисколько не утратили своей актуальности. Во все времена люди читали стихи, пели песни, написанные задолго до них, если это были действительно настоящие песни, а не популярные однодневки. Например, старинные русские народные и казачьи песни не устареют никогда. Недаром интерес к ним высок даже в наше время. Из прошлого мы должны брать самое лучшее и передавать это уже нашим детям, особенно при современном оскудении талантов.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим –
Потому что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем! –

как писал об этом сам Высоцкий в своей песне «Баллада о времени».

Высоцкий может своими стихами пробудить интерес и к настоящей литературе, потому что они вышли из нее. К героическим романам Вальтера Скотта, Жюля Верна и Стивенсона, а может, и к более серьезным авторам, например Достоевскому, Пушкину. А иначе на чем воспитывать молодежь? На каких книгах и песнях? Не на попсе же, Пелевине, Сорокине и Дэне Брауне!

Конечно, песни Владимира Высоцкого – пища довольно серьезная, и далеко не каждому молодому человеку она будет по зубам. Чтобы понять их, требуется определенный интеллектуальный уровень и знания, а также умение мыслить.

Но задача творца, поэта, писателя, музыканта, художника – «тянуть» человека до какого-то уровня, звать к чему-то высшему, пробуждать лучшие мысли, чувства, желания, заставлять задуматься о главных вопросах. Иначе творчество превращается только в развлечение для публики и шоу-бизнес.

Я уже говорил, что тексты песен Высоцкого могут быть не совсем понятны молодежи в силу того, что он порой описывал события, людей и исторических деятелей именно своего времени. Но здесь есть и другая сторона медали. Песни Высоцкого могут нести людям молодого поколения информацию о той эпохе, в которую жили их отцы, матери, дедушки и бабушки. В этом смысле Высоцкий ценен как бытописатель того времени, той страны, тем более что время это совсем еще недавнее. Особенно это касается его песен о войне. Историю, в том числе и новейшую, надо знать, без нее нет будущего. Так что песни Высоцкого можно использовать не только как средство воспитания молодых людей, но и как источник информации, расширяя их кругозор.

Думаю, что у многих может возникнуть вполне закономерный вопрос: ведь творчество писателей, поэтов неотделимо от их биографии, а ни для кого не секрет, что бурная жизнь Высоцкого вовсе не являла собой нравственный идеал и ни в коем случае не может служить примером для молодежи, так как же тогда прививать молодым людям интерес к его песням и воспитывать на них подрастающее поколение?

Точно так же, как изучают в школе жизнь и произведения иных авторов, например Пушкина, Толстого, Тютчева, Есенина и многих других, чья биография была порой не менее бурной. Мы проходим с детьми основные вехи жизни писателей, но не штудируем «донжуанский список» Александра Сергеевича или любовные похождения графа Толстого. Мы отделяем грехи творцов и их произведения, навеянные этими грехами, от них самих. Это неизбежно, пшеницу нужно отделить от плевел. Даже на самом ухоженном поле попадаются сорняки и колосья, испорченные вредителями. На самой прекрасной и здоровой яблоне можно найти гнилые, больные и червивые яблоки. Так же и с творчеством. С подростками мы читаем «Капитанскую дочку» и «Руслана и Людмилу», «Войну и мир» и «Кавказского пленника», а не эротические или кощунственные произведения Пушкина или «Евангелие» Толстого. И в царской России, и в советский период существовала цензура, и некоторые произведения классиков не издавались (я говорю не о тех сочинениях, которые не печатали в советское время по идеологическим соображениям). Помешало ли это изучать и любить русскую литературу? Нисколько.

Возвращаясь к Высоцкому, скажем, что удивить современного молодого человека информацией о страстях и дурных привычках звезд сегодня, по-моему, просто невозможно (СМИ и Интернет постарались). Конечно, не нужно умышленно скрывать некоторые факты из его биографии, но и акцентировать на них внимание совершенно ни к чему.

Но об опыте использования творчества Владимира Семеновича в воспитательных целях мы поговорим чуть ниже, а пока я хотел бы затронуть еще одну очень важную тему. Тему жизни песен Высоцкого после его ухода и влияния его творчества на людские души.

Мать Владимира Высоцкого Нина Максимовна в одном из своих интервью как-то сказала: «Глядя, как он действует на души людей, я думаю, что это тема будущего, это будут еще изучать: воздействие песен Высоцкого, его творчества на человека. Когда все случилось (смерть Высоцкого. – о. П.Г.), я получала огромное количество писем, и каждый человек писал о том, что он чувствовал, когда слушал песни Высоцкого на концерте или в записи».

В своих прошлых статьях я уже говорил о том, как влияют его песни на людей, как приводят к вере и помогают в непростые минуты жизни.

Приведу еще один пример.

В городе Волгограде живет человек, который с помощью песен Владимира Высоцкого творит, не побоюсь этого слова, великие дела.

Владимир Корецкий
Владимир Корецкий
Исполнитель песен Высоцкого, о котором мне хочется рассказать, его тезка Владимир Иванович Корецкий – человек поистине замечательный. Он путешественник, спортсмен, бард, подвижник работы с молодежью и строитель храмов. Все виды его деятельности и заслуги перечислять можно очень долго, поэтому остановимся на основных.

Владимир Иванович в 1996 году встретился с матерью Высоцкого, Ниной Максимовной, и получил ее «благословение» на морской поход в память Владимира Высоцкого от Волгограда до Торонто на 7-метровой яхте «Владимир Высоцкий» со своим 14-летним сыном и еще несколькими единомышленниками. Мама Высоцкого дала Корецкому свой архив, в котором были неспетые и неопубликованные стихи ее сына. Впоследствии Владимир Иванович напишет музыку к этим стихам.

Их судно проплыло через восемь морей и Атлантический океан по маршруту Волгоград – Новороссийск – Стамбул – гора Афон и Пирей (Греция) – о. Мальта – о. Корсика (Франция) – Картахены (Испания) – Гибралтар – о. Мадейра (Португалия) – Бермудские острова – Нью-Йорк – Торонто. По всему маршруту Владимир Корецкий давал концерты, где пел песни Высоцкого, а его сын читал стихи Владимира Семеновича. В десяти странах мира они 15 раз поднимали флаг России. Находясь на Бермудских островах, Владимир Корецкий позвонил Нине Максимовне: «Мне удалось сделать то, что не смог ваш сын: я спел песню о Бермудском треугольнике, находясь прямо в нем!» В Америке экипаж яхты пригласил к себе в гости друг Владимира Высоцкого художник Михаил Шемякин.

Владимир Корецкий не только сам исполняет песни Высоцкого, но и является создателем, руководителем и организатором самого крупного и значительного ежегодного фестиваля памяти Высоцкого. Проводится он в Волгограде, на набережной Волги, названной в честь Владимира Высоцкого. Кстати, название это также было дано по инициативе Корецкого. На этой набережной усердием Владимира Ивановича и его помощников построено сейчас семь православных часовен и поставлен памятник Высоцкому.

Но самый главный монумент Владимиру Семеновичу, «памятник нерукотворный», о которым писал его любимый поэт Пушкин, – это, конечно, жизнь его песен, их востребованность и та польза, которую они приносят людям.

«Добра!»

Владимир Семенович, когда подписывал фотографии и давал автографы своим бесчисленным поклонникам, обычно писал: «Добра! Высоцкий». Он по-доброму, с любовью относился к людям, и его стихи также несут этот заряд добра и творят добрые дела – уже после его смерти. Вся деятельность Владимира Корецкого тоже свидетельствует об этом. Сам он говорит: «Надо жить так, как поет Высоцкий, – по совести и в доброте!»

В 1990 году на Памире, на пике Ленина, произошла страшная катастрофа, в результате которой погибло 43 альпиниста. Огромный снежно-ледовый обвал уничтожил высотный лагерь. Спасатели трудились в тяжелейших условиях, пытаясь спасти хотя бы некоторых. Корецкий был вместе со спасателями, поддерживая их моральный дух. В течение суток он пел им песни Высоцкого, и эти песни помогали людям превозмогать усталость, где-то брать силы и вновь идти на спасательные работы.

Конечно, в «минуту жизни трудную», в тяжелых испытаниях нам должна давать силы в первую очередь молитва, обращение к Богу. Но и песни всегда – и в старые времена, и сейчас – помогали и помогают русским людям как в военных походах и битвах, так и в трудовых подвигах. Хорошая песня мобилизует силы, вдохновляет, бодрит, дает правильный настрой и темп работе. Достаточно вспомнить наши замечательные военные, полковые, строевые песни, гимны русской армии, казачьи походные песни. Наши предки умели и молиться, как поется в одной старинной казачьей песне о просьбе казаков перед боем: «Помози, Боже, даруй удачу, помози в бою!» Но они умели также сражаться и умирать с песней. В мирное время песня помогала работать и преодолевать трудности. Вспомним бурлацкие, волжские песни или песни артельщиков, строителей. Ямщикам песня не давала заснуть и замерзнуть в пути, а тем, кто шел обозом, не сбиться с дороги и не отстать от своих.

А Владимиру Корецкому песни его любимого поэта помогают в работе с молодежью, и этому великому делу Владимир отдает очень много сил и времени. Воспитывая ребят в духе любви к Родине и памяти о ее великой истории, он не только проводит спортивные состязания для детей и подростков. Он организует театрализованные постановки на военную тематику с использованием военных песен Высоцкого, его воспитанники участвуют в конкурсах и фестивалях с песнями Владимира Семеновича.

Владимир Корецкий также является основателем и президентом детского яхт-клуба «Парус» им. В.С. Высоцкого и общероссийской организации Федерация «Белые Медведи – Аквайс Спорт». А еще он помощник митрополита Волгоградского и Камышинского Германа по миссионерской работе и общеправовым вопросам и председатель приходского совета храма-корабля «Святой Владимир».

Но об этом плавучем храме нужно сказать особо. Сам Владимир называет его храмом-памятником Владимиру Высоцкому. И хотя неизвестно, в честь какого святого был крещен Владимир Семенович, Корецкий считает его небесным покровителем крестителя Руси святого князя Владимира. Трудами Владимира Корецкого создано несколько плавучих храмов: «Святитель Иннокентий» (первая в России плавучая церковь), «Святитель Николай» на барже и «Святой Владимир», являющийся самоходным плавучим храмом. Для чего создаются такие храмы? В очень многих населенных пунктах вдоль берегов Волги нет действующих церквей. Передвижные церкви совершают миссионерские плавания по Волге, останавливаясь в тех местах, где нет храмов. Во время остановок проводят миссионерские беседы, крестят, совершают другие таинства, служат литургию и причащают.

Храм во имя князя Владимира построен на базе списанного десантного корабля. Его особая конструкция значительно облегчает миссионерскую деятельность. Судно оснащено специальной откидывающейся аппарелью, что позволяет подходить к берегу даже в самых мелких местах. Длина корабля 70 метров, водоизмещение его 300 тонн. Он был освящен митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом. В свободное от миссионерских походов время корабль пришвартован возле набережной в Волгограде. Многие жители города хотят крестить младенцев именно в этом храме, а для венчания выстраивается очередь.

Еще один интересный факт, иллюстрирующий, как творчество Высоцкого помогает не только в постройке плавучих храмов, но и в строительстве приходских церквей: в 2009 году в городе Николаевске Волгоградской области состоялся благотворительный концерт Владимира Корецкого по сбору средств на храм святителя Николая, строящийся в этом районном центре; во время концерта на стадионе собирались пожертвования на возведение церкви.

«Дерево познается по плоду своему», – сказано в Евангелии (Лк. 6: 44). Талант и труд поэтов, писателей оценивается не только по красоте слога и востребованности их творчества, но, в первую очередь, по тому действию, которое их творения производят в душах людей, по тем чувствам, какие они рождают в их сердцах. У Ивана Андреевича Крылова есть басня «Сочинитель и разбойник». Многим православным людям она сейчас стала известна, так как легла в основу одной из песен-притч популярной исполнительницы авторской песни Светланы Копыловой. В басне рассказывается о некоем писателе, который попал в ад и терпит там муки. И с течением времени его мучения все усиливаются, потому что его сочинения, проповедующие неверие и разврат, получают все большее распространение, и зла от них с каждым годом все больше.

Да, талант можно употребить не только во вред себе и окружающим, но даже и последующим поколениям.

Данный образ можно применить к творчеству Высоцкого, но с точностью до наоборот. Владимир Семенович, к сожалению, при жизни не смог прийти в Церковь, но, несомненно, был человеком верующим, и своими лучшими песнями он нес людям веру, надежду и любовь. А некоторых даже приводил своим творчеством к Богу. Но, думаю, сам Высоцкий и представить себе не мог, что его песни будут помогать строить православные храмы, часовни, нести людям весть о Христе, воспитывать молодежь и творить другие благие дела.

И если его творчество уже после кончины приносит такие плоды, значит, он был угоден Богу, и Господь обязательно вменит ему это в заслугу.

Добрые песни могут родиться только в доброй душе: «Не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6: 44–45). Приведу всего несколько примеров, свидетельствующих об искренности, отзывчивости, щедрости души Владимира Высоцкого. К сожалению, у Высоцкого не сложилась семейная жизнь, и он очень переживал из-за этого. Женившись на Марине Влади, он много помогал своей второй жене Людмиле и детям Аркадию и Никите, любил общаться с сыновьями. Но недостаток настоящей семьи он восполнял общением с друзьями. Дружба была для него понятием священным, этому чувству, товариществу, взаимовыручке посвящено немало его песен. Это и песни о войне, и «горные», и «рыцарские» песни, и песни о мирном подвиге русских людей.

Нет друга, но смогу ли
Не вспоминать его –
Он спас меня от пули
И много от чего.

Ведь если станет плохо
С душой иль с головой,
То он в мгновенье ока
Окажется со мной.

И где бы он ни был, куда б ни уехал –
Как прежде, в бою, и в огне, и в дыму
Я знаю, что он мне желает успеха,
Я тоже успеха желаю ему, –

спел он в песне про дружбу, которую написал для радиоспектакля «Зеленый фургон».

Режиссер Александр Митта вспоминает о его умении дружить: «Он был уникальным во многих отношениях. Например, в дружбе. Огромное количество людей искренне считали себя его друзьями, даже если они были знакомы с ним недолго. Они не ошибались. Он к каждому был внимателен. Ему каждый был интересен. И каждый имел основания считать, что занимает в жизни Володи особое место. Он всех помнил и каждому готов был помочь. Как это назвать? Талант дружбы?»

Еще один друг Владимира Высоцкого сценарист Эдуард Володарский рассказывал: «Много мы отнимали у него времени и сил, он был человек, который для товарищей готов был сделать все. Кому-то понадобилось лекарство. Он мог ночью помчаться через весь город на машине. Он один раз доставал лекарство в Париже, и всю ночь он следил по телефону, когда самолет прибудет в Шереметьево, потом поехал в Шереметьево и забрал лекарство для матери своего товарища, которая была больна».

Станислав Говорухин свидетельствует: «К нему тянулись люди, он не мог без них – он должен был знать обо всём, что происходит в жизни.

Надо бы сказать ещё вот о чём. Он, чей рабочий день был загружен до предела, вынужден был отнимать у себя время – отнимать у поэзии! – на решение разных бытовых вопросов своих друзей. (Известно, что Высоцкий спал всего четыре-пять часов в сутки, почти все остальное время было посвящено работе. – о. П.Г.) Помогал всем, кто просил помочь. Одному “пробивал” машину, другому – квартиру, третьему – сценарий. Больно говорить об этом, но многие его знакомые нещадно эксплуатировали его популярность и возможность войти в любые двери – к любому начальнику».

Актриса Лионелла Пырьева рассказывает о том времени, когда Высоцкому было всего 23 года, он был молодым, бедным, малоизвестным актером: «Володя был человеком, быстро завязывающим знакомства, очень добрым, впечатлительным, умеющим быстро оценить не только состояние души, но и характер каждого, с кем встречался. Я глубоко убеждена, что Володе достаточно было перекинуться с кем-нибудь парой слов, чтобы знать о нем все. Он был как рентген!.. Когда-то произошла между нами сцена, которую я не забуду, и буду ему благодарна до конца моих дней. Однажды я шла по московской улице. Шла в прямом смысле с пустыми карманами. Не было денег. Ни копейки. Даже на хлеб. Будучи актрисой театра имени Станиславского, я зарабатывала 69 рублей в месяц. Издалека я увидела Володю. Было видно, что он куда-то спешил, но – заметив меня, приостановился. Спросил, как дела, как живу. “Ничего, все в порядке”, – ответила я. “До свидания, Лина”, – сказал тогда Володя. “До свидания, Володя”, – сказала я. И мы разошлись каждый в свою сторону. Но неожиданно Володя вернулся, догнал меня, сунул мне в руку трешку: “У меня тоже дела идут не лучшим образом, больше нет. А ты, наверное, сегодня даже не завтракала”. Как он об этом узнал? По моим глазам? Я зажала трехрублевку в ладонь, слезы подступили к горлу, и я едва прошептала: “Спасибо”. И через мгновение только опомнилась, чтобы посмотреть, как он уходит. Хорошо знала, что Володя как актер театра имени Пушкина тоже зарабатывает немного. Три рубля в то время! Я могла на них прожить целых два дня! Именно те два дня, которые оставались до получки».

Месяца за два до кончины Высоцкий позвонил писателю Василию Аксенову, тогда находившемуся в опале, и сказал: «Я тебе хочу дать тысячу рублей». Но тот стал отказываться: «Володя, зачем?» Он ответил: «Ну, чтобы ты мог жить так, как ты живёшь». Он знал, что Аксенову нигде уже нельзя заработать. Писатель поблагодарил, но денег так и не взял: «Спасибо, ничего, я обхожусь».

***

После смерти Высоцкого в 1980 году Булат Окуджава написал песню «О Володе Высоцком». Вот ее финальный куплет:

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.

Мне неизвестно, какой смысл в эти строки вкладывал сам Булат Шалвович, но можно предположить, что он писал о душе и теле. Душа поэта покинула этот мир и полетела к Богу, а тело было предано земле: «возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3: 19). Но также мне видится в этом образе и другой смысл. И при земной жизни, и после смерти личная жизнь и творчество Высоцкого подвергались обсуждению, осуждению и критике. Конечно, как и всякий человек, он имел грехи и, как любой творец, мог совершать ошибки и создавать не только удачные произведения. Но время все расставляет по своим местам: «большое видится на расстоянии». И самым главным, что оставил после себя Владимир Высоцкий, является не его порой очень бурная и страстная земная биография и не его грехи («черный аист») – все это осталось в прошлом, и за все это поэт уже ответил на суде Божием, – а его огромный талант, добрая душа и его замечательные песни, которые до сих пор помогают нам жить. Вот эта светлая его часть – этот «белый аист московский» – воспарил над суетой, страстями, сплетнями и домыслами и продолжает нести добро.

Священник Павел Гумеров

25 января 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2
Свящ. Павел Гумеров
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Часть 2
Священник Павел Гумеров
Хорошо нам, таким православным и воцерковленным, сегодня рассуждать о том, правильно ли пел о Боге и вере Высоцкий или нет. Как умел, так и пел. Слава Богу, что хоть так.
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 1 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 1
Свящ. Павел Гумеров
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 1 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Часть 1
Священник Павел Гумеров
Высоцкий не может нравиться всем, и у него много критиков как в светской, так и в церковной среде. В первую очередь указывают на его весьма далекую от нравственных идеалов жизнь. Но поэта нельзя оценивать только по нравственным качествам его личности.
С двухрядкой по Русской дороге С двухрядкой по Русской дороге
О феномене Игоря Растеряева
С двухрядкой по Русской дороге С двухрядкой по Русской дороге.
О феномене Игоря Растеряева

Станислав Минаков
Заплачешь тут! Давненько мы не слыхали такого! Последние слова — как трамплин, потому что, подпрыгнув вместе с песней, мы зависаем над пропастью, и, глядя в бездну, изумляемся: как же случилось с нами, что из нашего поля зрения и сердца совершенно ушел человек труда, созидающий все на земле, кормящий нас всех.
В творчестве некоторых поэтов имеются предсказания будущего. Предполагает ли поэтический дар пророческие возможности? В творчестве некоторых поэтов имеются предсказания будущего. Предполагает ли поэтический дар пророческие возможности?
Иеромонах Иов (Гумеров)
В творчестве некоторых поэтов имеются предсказания будущего. Можно ли ответить с богословской точки зрения на вопрос: предполагает ли поэтический дар пророческие возможности?
Комментарии
Татьяна25 ноября 2013, 14:49
Спаси Христос отца Павла, Владимира Корецкого и всех братий-сестер, в ком есть любовь!!! - и упаси нас всех, Боже, от высокомерно-заумного "православного" брюзжания... Знание - даже духовное! - без любви, как известно, только надмевает, увы. А Высоцкий - он как был оргАн Божий в своё время, так им во все времена и остаётся; и останется - "для тех, кто - понимает". А кто не понимает - пусть и дальше не понимает... Покой, Господи, раба Твоего Владимира, молитвами св. мученика Уара и всех святых, во Царствии Твоем! Аминь.
Читателю от Влада22 февраля 2013, 23:52
Ну вот вы и подтвердили свою наивность теперь уже вашими собственными суждениями ) Не спасение для веры , но вера для спасения. Тем более , что бесы тоже веруют... И не очень-то дано простым смертным решать - кому спастись.
Ирина16 февраля 2013, 07:36
Инне К.
Вы поэт и поэтому знаете КАК ПИШУТСЯ СТИХИ??????????? Я скажу Вам ОЧЕНЬ ПРОСТО, стихи Высоцким НЕ ПИСАЛИСЬ, ОНИ РОЖДАЛИСЬ ИМ. Запомните, Инна К., что ЛЮДИ ЛЮБЯТ ВЫСОЦКОГО ЗА ЕГО ВЫСОКИЙ ДУХОВНЫЙ ТРУД ПОИСКА ИСТИНЫ, ТО ЕСТЬ БОГА, КОТОРЫЙ НЕВИДИМО ФИЗИЧЕСКОМУ ГЛАЗУ ДРУГИХ ПРОИСХОДИЛ В ЕГО ДУШЕ И ВЫЛИЛСЯ НАРУЖУ ЧЕРЕЗ ЕГО ТВОРЧЕСТВО И ОСОБЕННЫЙ ПЛОД ЭТОГО ТРУДА – ЭТО ЕГО СТИХИ.
читатель для Влада10 февраля 2013, 13:03

Кто наивен??? Моих слов там вообще нет.
Вы считаете, что святитель Игнатий не знал Писание?
Святитель Игнатий не говорит, что все верующие обязательно спасутся.
С чем Вы не согласны? Вам хочется, чтобы атеисты спаслись? Но этого не будет.
Влад наивному читателю 8 февраля 2013, 17:55
Если уж начали вспоминать цитаты о вере , то вспомни главное: 1) не все , говорящие Господи ... 2) аще и горы могу двигать , а любви не имам ...
читатель для Ивана Х.31 января 2013, 22:39
" Бог требует от человека для его спасения одной ЖИВОЙ, ИСТИННОЙ ВЕРЫ. Она, как залог спасения и вечного блаженства, должна быть для христианина дороже его земной жизни. "

" По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть па весах правосудия Божия: все они смертные, то есть о ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель, вечная мука в адских пропастях.

Смертный грех — неверие: он отвергает единственное средство к спасению — веру во Христа. "

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Аскетические опыты. Книга I
Вера и дела.
Иван Х.31 января 2013, 19:36
В чём проблема обсуждения данной статьи? В невозможности чёткого соотнесения понятий "добрый" и "верующий человек". Не все верующие добрые, не все добрые - верующие. Например, великий художник В. В. Верещагин всю жизнь был атеистом, но оставался очень добрым человеком, искренне ненавидел войну, так как знал о ней больше многих.
Проблема современного церковного сознания в подспудном смешении данных понятий. При всей любви к Есенину, не могу принять мысли современного сериала "Есенин" о поэте, что он был верующим. "Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь".
Так же и с Высоцким. Это, несомненно, выдающийся человек широкой души, наделённой светлыми порывами, Божией искрой, но утверждать о его вере без оснований неправильно. Почему? Это сужает человека (понятие Ф. М.), что может исказить восприятие ближних. Ах ты в Бога не веришь? Значит, ты - негодяй.
Такое мнение может родиться из уверенности, что все порядочные люди всегда были верующими.
Инна К.31 января 2013, 00:10
"Ирина:
Иван Х., Вы пробовали кроме хороших стихов любить еще и людей, например авторов тех самых хороших стихов , которые Вы любите?"

Ирина, Вы не о том пишете. К чему это вообще?
1. Стихи, вообще искусство - создается как плод долгих размышлений, в момент душевной и мысленной сосредоточенности, долго правится, переписывается (как правило, бывают исключения). Не зря ведь Пушкин написал о поэте, когда он не творит6 "И средь детей ничтожных мира, быть может всех ничтожней он..."
2.Да и любить никто не мешает поэта - радоваться его радостью и горевать над его падениями...
Инна К.30 января 2013, 20:43
Игорю:

Называть стихи Галича "псеводуховным навозом" можно только будучи совершенно литературно безграмотным... Не стоит рассуждать об искусстве, не понимая его совершенно.
Ирина30 января 2013, 06:50
Ивану Х.на:"А почему нельзя просто хорошие стихи читать?Высоцкий, Есенин, Пушкин, Маяковский. Почему обязательно ещё и кумир таскать за собою? Можно же просто любить стих: один, два, десяток, сотню."
Иван Х., Вы пробовали кроме хороших стихов любить еще и людей, например авторов тех самых хороших стихов , которые Вы любите? И еще, а Вы действительно, ХОРОШИЕ СТИХИ ЛЮБИТЕ?!
Людмила29 января 2013, 22:34
Люди добрые!Да никто не создает кумиров на православном сайте,просто в день 75-летия помянули поэта добрым словом.Неужели это так несносно для православных,вы своих знакомых(даже не говорю близких) не поминаете?И все они были безгрешными,воцерковленными.А что касается Корецкого,просто человек не хочет,чтоб стерлось из памяти имя В.С.Высоцкого и его песни.Давайте вычеркнем Высоцкого,Пушкина,Блока,др. поэтов,мы же умные,православные,высокодуховные,разве можно нас еще чему поучать?Вас никто не заставляет любить Высоцкого,но и охаивать не надо,еще многим он дорог.
р.б.Сергий29 января 2013, 21:17
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Не сотвори себе кумира..."
"Не осуждайте, и не будете осуждены..."
Царствие Небесное рабу Божиему Владимиру! Упокой Господи его душу, "идеже присещает свет лица Твоего"!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
р.Б. Иулия29 января 2013, 19:48
Есть ощущение, что пытаемся притянуть за уши и выдать желаемое за действительное.
Николай29 января 2013, 17:25
Уважаю военные песни Высоцког, но не уверен, что это персонаж для статьи на Православном сайте. Не гонитесь за модой и сами не создавайте из него кумира.
Зорро29 января 2013, 11:05
нат :
ДМИТРИЮ очень точно!!! я
также чувствую - поэтому от
открыла статью, посмотреть,
как понимают его на
православном сайте.
Я с детства (еще от родителей)
слушаю высоцкого и люблю, но
ощущаю, что гений его -
мрачный!
Выс-ий безусловно поэт, его
песни несут заряд энергии, но
вот заряд этот со знаком минус.
Он вдохновляет, но - на что?
Грубо говоря, выпить, подраться
или затосковать вусмерть. Я не
пью и не дерусь, это я так
обобщаю его настроение, которое
сквозит.
поэтому я стала думать, что мне
не стоит его слушать, хотя и
нравится.
Дмитрий:
Хороший человек, но от его
творчества лучше держаться
подальше.


Странно меня от творчества ВСВ ни напиться ни удавиться не тянет.
Может дело в слушающем?
Лично мне у него нравится цикл стихов посвященных ВО войне.
Да и вообще много познавательного в его стихах... Ведь даже будучи воцерковленным и стараясь жить праведно можно, и лучше знать о грехах и возможных жизненных перепитях не из своего опыта, а например из творчества тех кто это пережил, да еще смог ОЧЕНЬ доходчиво донести. Не?
Зорро29 января 2013, 10:51
Се человек! Он жил так как жил по тому что по другому не мог. А его тут фарисеи судить начали. Ну орлы! :))))))

Высоцкий мне не кумир и к творчеству его я отношусь спокойно но то что это Советский Пушкин глупо отрицать.

Хороший был человек.
Упокой Господи душу раба твоего Владимира!
Валентина29 января 2013, 01:26
Человек, конечно, был талантливый – глыба! Но причём здесь православие и духовность! Эта и подобные ей статьи ярчайший пример подмены ДУХОВНОСТИ на душевность. Н. Толстой то же был великий гений и литератор! Что же тогда его предали анафеме? И за что Высоцкого так вознесли до Небес. Что ж теперь всех гениев к лику святых будем… Талант таких людей неоспорим и никто его не принижает! Но всему своё место.
Согласна с Еленой:(2013-01-28 15:35) - к кому ведёт В.Корецкий к поэту Высоцкому или ко Христу? Увы, подмена идёт уже явная... и это на православном сайте...
Людмила28 января 2013, 23:20
Всем " Православным праведникам",хулящим Высоцкого.Вы-то кем при союзе были-молитвенники ярые в красных галстуках и с комсомольскими значками.Когда на 1000км. один захудалый храм в глухой деревне,или в городе с "часовыми".Как быстро "нимб" воссиял.Это вы несчастные,вы хоть строчку сами сочинили,да так,чтоб весь народ пел.И не знать,когда помрете,что вы после себя оставите.А его будут помнить,доколе песни и стихи будут звучать.И что за дурная совковая привычка охаивать то,что когда-то было ценно, потому что мы уже другие "перестроились".
Иван Х.28 января 2013, 22:22
А почему нельзя просто хорошие стихи читать?
Высоцкий, Есенин, Пушкин, Маяковский. Почему обязательно ещё и кумир таскать за собою? Можно же просто любить стих: один, два, десяток, сотню. Зачем ещё и автора (уже мёртвого) в храм тащить?
Святые отцы хорошие мысли цитировали, взяли терминологию у язычников, сами слова для рассказа о Боге в богословие и всё. Православие ни на йоту не пошатнулось. Да и на авторов ссылок обычно не делали.
Наверно и нам так можно и нужно относиться к хорошим мыслям не православных людей.
Н.Н.28 января 2013, 21:22
ИгорьИ:
"Меня всегда занимал один вопрос: "Каким бы стал Высоцкий сегодня:... А как вы думаете???"

В принципе, неблагодарное это дело, прогнозировать поведение незнакомого человека, да ещё АКТЁРА... Но если бы меня припёрли к стенке и сказали: говори!, то ответила бы: ПРОТИВ ВЛАСТИ, причём ЛЮБОЙ.
Елена28 января 2013, 15:35
Больше всего в этой статье меня умилил В.Корецкий. Православный человек (по крайней мере, как он сам себя считает), который живет так, как учит его Высоцкий в своих песнях и все делает во имя Высоцкого : и путешествие на яхте имени Высоцкого с песнями Высоцкого, и яхт-клуб имени Высоцкого, и спектакли с песнями Высоцкого, и фестиваль песен Высоцкого, и набережная имени Высоцкого с семью часовнями, и плавучий храм-памятник некрещеному Высоцкому. Вот и получается, что приводит он молодежь не ко Христу, а к Высоцкому. Сотворил себе кумира. А фанатам Высоцкого хочу сказать, что ни в коем случае не осуждаю Владимира Семеновича, человеком он был несчастным, были и у него хорошие душевные песни. Но духовности в его творчестве нет, по крайней мере мне она не встречалась. Духовность нужно искать в других источниках.
Инна28 января 2013, 13:35
Даже если В. С. был в жизни грешен, за него много молящихся.
Вечная память Владимиру Высоцкому.
Ирина Л.28 января 2013, 10:57
Благословите. Прочитала статью, прочитала "Владимир Высоцкий. Часть 1". Потом прочитала "Владимир Высоцкий. Часть 2" и сделала сознательный выбор : больше Высоцкого не слушаю , никаких больше "может гения недопоняла". И подписываюсь под каждой буквой комментария на "Владимир Высоцкий. Часть 2" от Андрея 2012-02-09 в 5.13 Спаси Бог, Андрей, за четкость выражения мысли .
Лысенко И.В.28 января 2013, 05:00
Спасибо за статью! Я В.Высоцкого слушаю с 1976 г., когда жил на Д.Востоке, в Хабаровском крае. Хотя он не был у нас. Но записи доходили. Даже в том дальнем, не только по названию, краю его знали и любили. У настоящего поэта стихи многомерны. В одном возрасте мы один смысл видим, в другом - следующий слой и т.д. Как и у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока и других русских поэтов. Да и у зарубежных тоже. Я думаю и в 31 веке и далее будут читать и слушать В.С.Высоцкого, обращаться к нему, поверять свои поступки с его стихами.
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю!
Вечная память! Спаси, Господи!
Татиана28 января 2013, 00:15
Комментарий "Игорь И:" полностью поддерживаю.
Al27 января 2013, 22:27
Владимир Семенович - наш национальный русский поэт. Вечная память!!!
Спасибо за статью, Бог в помощь!
Игорь Х.27 января 2013, 22:14
В песне подчёркивается, что если у души "Света – тьма, нет Бога!", то конец пути человека будет трагический - " Плаха с топорами". Так оно есть.
Это касается также у кого "И ни церковь и ни кабак ничего не свято" тех "ожидает под горою вишня" т.е. обман и разочарование.
Или в песне "Две судьбы".
"Брось креститься причитая,
не спасёт тебя Пресвятая Богородица.
Тех, кто руль и вёсла бросит,
тех нелёгкая заносит - так уж водится».
Эти слова произносит «Злая Бестия», а вовсе не герой песни.
Здесь важно быть внимательным и не приписывать В.Высоцкому «безбожия» т.е. слов тех его персонажей в песнях, которые он явно не разделяет.
Василий Правдолюбов27 января 2013, 22:00
Поют вечную память некрещеному Высоцкому, который пел:
"в церкви курят ладан, я и в церковь бы пошел, но мне туда не надо".
Высоцкий держал нос по ветру и сначала в молодости завоевал себе популярность среди молодежи блатными песнями, а потом стал зарабатывать деньги на патриотизме и "пророчествах".
Всю жизнь пил и возможно наркоманил. Так и умер не крещеным.
Василий УКраинец27 января 2013, 21:48
Кем была вдохновлена его поэзия?

Если некоторые православные уж так любят Высоцкого то некоторые "католики" впереди прогресса... и любят Леди ГАГА (смотрите исполнение ее песен польскими монахами_доминиканцами (язык не поворачивается так их назвать)
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=aP74qJBWsKY

Ирина27 января 2013, 14:19
Помяни Господи его во Царствии Твоем и упокой Господи его душу! Молимся все за упокой души Владимира Высоцкого.
Читатель27 января 2013, 13:18
С ужасом жду времени, когда упокоится Пугачёва. От икон тогда точно не отвертимся.
Елена27 января 2013, 11:02



Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.


И снизу лед, и сверху - маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз...



Вечная память Владимиру Семёновичу!



р.Б. Андрей27 января 2013, 07:04
Мне кажется, что наиболее точно и емко высказался о т.н. русском роке, Высоцком и ему подобных о. Рафаил Карелин. http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3712/index.html

иов27 января 2013, 03:04
Бог нам Судья. Ему слава и держава во все века. Аминь
Сергей Герук27 января 2013, 00:25
Во-первых, низкий поклон автору, о.Павлу! Братья и сестры, боящиеся "неправославного" творчества! Вsсоцкого любил русский народ, и не только русский. Душа народная не ошибается, особенно, выверев свою оценку и любовь временем. Поэт России, которую он любил, поэт Родины, людей которой он воспевал. Прочтите его поэзию о войне, о подвиге, о том, как "за други своя" - нет выше той любви! "Друг! Оставь покурить! А вокруг тишина - он вчера не вернулся из боя... Наши павшие нас не сотавят в беде, наши павшие, как часовые. Все теперь одному, только кажется мне, это я не вернулся из боя..." Так могла чувствовать и сказать настоящая христианская душа. Вечная память поэту!
Вера27 января 2013, 00:23
"не в силе Бог, а в правде". И тем, кто говорит эту правду, должны прощаться многие грехи. Таких людей нельзя мерить обычными мерками. Никого нельзя судить, а таких людей,как Высоцкий, тем более. На них нападают искушения другой силы, которые обычный человек никогда бы не смог выдержать. Любила Высоцкого в 14 лет, люблю и сейчас, в 43. И всегда буду любить, хоть и не совсем понимаю, за что. Есть в нем какая-то непонятная сила...
OWladimir27 января 2013, 00:15
А как не учесть слова того же Св.Ап. Павла:"...все творите в Славу Божию..."? А разве не дело Божие учить праведности, добру, истине как умеешь? А то, что его т.н. О.Константином "истерики" не были покаянием внешне (в нашем стандартном понимании), не значит, что он был нераскаянным. По плоду познается дерево. Плоды (творчества) его известны. А что было на его душе Бог весть. И кто почитает его творчество, не значит поклоняется ему.
Игорь26 января 2013, 23:39
Если и есть что-либо ценное в Высоцком, так это то, что он как бы воплотил в себе портрет того поколения, которое было порождено т.н. "оттепелью" Хрущева. Как известно, в течении этой "оттепели" было взорвано и снесено храмов больше, чем за весь советский период. Так вот это поколение начинало с высоких мечтаний ("И на Марсе будут яблони цвести" Войнович), а закончило полным духовным фиаско - депрессия, деградация, алкоголизм и наркомания(Вова Высоцк был и тем и другим). Закономерный итог "гордого" отрицания Бога. Оставили после себя кучу псевдодуховного навоза (от Галича, клячкина, Эренбурга, и упомянутого уже Войновича до "Иронии с легким паром" Рязанова) и породили поколение голых циников - авторов и делателей нынешних реформ. Как показательный пример отрицательного мировоззрения, греховности - Высоцкий вполне годится. Но, те кто восхищаются им, называют его гением, и при этом считают себя верующими, православными, должны серьезно в себе разобраться - а в кого они, собственно, веруют? Точно ли в Бога? А может в великого обманщика и врага рода человеческого?
Владимир26 января 2013, 22:21
Высоцкий, как известно, в обычные рамки не лезет - не надо, ребята, пытаться его туда всовывать.
Разве был человек на Руси, кто бы миллионам людей десятки лет п о м о г а л ж и т ь? Разве это не избранник Божий? Заслепила нас, что-ли, "праведность" наша...
Просто - с уважением надо к вершинам подходить, тем более к Эвересту. Так альпинисты говорят.
Батюшка по сути говорит, о главном, а мы... Как эти... не хочется обижать...
Спасибо, отче, за статью!
ИгорьИ26 января 2013, 19:10
Меня всегда занимал один вопрос: "Каким бы стал Высоцкий сегодня: что бы он пел, какие идеалы разделял, с кем и за что боролся?". Ответить не просто, учитывая перерождение некоторых популярных певцов, бунтарей советской эпохи, таких, например, как Макаревич, Шевчук. Первый активно поддерживает предателя Горбачева, яростно защищает либеральные ценности, периодически напоминая о себе письмами в адрес Путина. Второй, не менее активно включился в борьбу либералов против закона Димы Яковлева. Думаю, что Высоцкий не поддержал бы их старания угодить западным кураторам современного искусства. Впрочем, как знать... А как вы думаете??? Спаси и взразуми нас Господи, направь на путь правильный...
Георгий26 января 2013, 14:34
"В церкви смрад и полумрак..."
"Нет, и в церкви все нет, все не так, как надо!"
"И не церковь, и не кабак - ничего не свято!"
Цитаты без коментариев.

"В городе Волгограде живет человек, который с помощью песен Владимира Высоцкого творит, не побоюсь этого слова, великие дела. " - это в положительном смысле, батюшка? творить добрые дела песнями В.С.Высоцкого?

Фестиваль песен, памятник и семь часовен (а зачем, в часовне ведь, как и в церкви, все не так? Смрад там, и все остальное...). Фото Корецкого говорит само за себя - для тех кто встречал подобных несчастных людей. Глупый вопрос, но все же: а есть у него семья ? Если каким-то чудом есть, то как они к этим всем великим делам относятся?

Статья и ее финал, учитывая священный сан автора, удручает: "...огромный талант, добрая душа и его замечательные песни, которые до сих пор помогают нам жить." - это православным христианам помогают жить песни Высоцкого? А талант - он же разный бывает! И из разных источников! И по плодам видно, что за источник. Плоды - толпы кумиров, пьянство, и прочее.
По поводу "Добра!" - да это любой мужик, особенно любящий выпить, так говорит. Сам видел: "Быть добру!" - и стакан водки хлоп!
Разборчивей нужно быть батюшке, особенно в наше-то время. Простите.



Николай26 января 2013, 13:59
Да спасет нас Господь на путях наших.
Иван26 января 2013, 12:07
Виктор:
Наркоман. который шутливо - с высока - отзывался об Иисусе Христе:
"Они к нам ездят неспроста —
Задумайтесь об этом! —
И возят нашего Христа
На встречу с Магометом."
Достойный персонаж для православного сайта

Мне кажется,вы вырываете слова из контекста,при этом явно теряется их смысл!
Лариса26 января 2013, 06:28
Виктору. Ваш комментарий попахивает фарисейством.
Максим26 января 2013, 03:05
"Мы отделяем грехи творцов и их произведения, навеянные этими грехами, от них самих." - То есть произведения были навеяны грехами... и мы произведения отделяем от творцов их... а кто же они такие тогда без своих произведений? Что то я недопонял.
" все это осталось в прошлом, и за все это поэт уже ответил на суде Божием," - и откуда это известно автору?! Может вообще не отвечал, и за свои добродетели, которые были втайне, молнией миновал мытарства и уже в раю, а может и до сих пор и вечно будет отвечать?
Лично я ничего против Владимира Семеновича Высоцкого не имею. Упокой Господи его душу со святыми.
Простите меня.
Н.Н.26 января 2013, 00:47
Замечательный актёр! Посчастливилось однажды видеть в театре. И песни свои он - играл! Тем и отличается его исполнение от любого другого - хрипеть "под Высоцкого" - это примитив... Но каюсь, никогда большим поэтом его не считала; принесли книжку стихов (ещё самиздатовскую)"Нерв" - отказалась... На мой вкус - стихи совершенно не читаются, какая-то корявость есть... Так и не купила. На мой взгляд, сравнивать с Пушкиным - неправомерно - Пушкин был христианином, и это проходит красной нитью через всё его творчество, а Высоцкий - очень хороший и хорошо оплачиваемый актёр и автор - исполнитель своих песен... Злободневный. Мне нравились юмористические песни... А всё остальное - надрывает душу и никуда не ведёт.
Иван26 января 2013, 00:25
"Про черта" 1965 (фрагмент)

 «Я, брат, коньяком напился вот уж как!

Но ты, наверно, пьешь денатурат…

Слушай, черт-чертяка-чертик-чертушка,

Сядь со мной — я очень буду рад…

Да неужели, черт возьми, ты трус?!

Слезь с плеча, а то перекрещусь!»
Олег26 января 2013, 00:09
Многие строки песен Высоцкого можно взять девизом для жизни. Что он искал, в чём искал, что нашёл? И, по моему, главный вопрос: "в чём?", это будет ответом на вопрос: "Нашёл ли?"
И ещё одно - слова из песни Александра Розенбаума: "Не продажного его отварили..."
А песни его надо слушать, они заставляют думать.
Людмила25 января 2013, 23:12
2)Меня до сих пор поражает его "настоящесть",искренность.в нем не было ни капли фальша.Он был и есть неординарный человек.В нем былв живая душа,которая выплескивала из себя как родник стихи и песни,рождала его героев на сцене.Он любил людей,такими какие они есть.И поэтому люди любят его.Я думаю,дай нам Бог,тем что ходят в церковь,иметь такие высокие душевные качества,какими обладал он.
Людмила25 января 2013, 22:20
Почему некоторые православные считают,что,если православный-значит белый и пушистый и "зализанный",без изъянов.Да если не увидите своих грехов,будете стараться выглядеть кем-то правильным,то пойдете "в кривь".Именно эта неподдельно русская душа,искренняя,верящая в добро,мужественная-стала голосом народа.Как жаль,что нет Высоцкого в наши дни,его явно не хватает.До сих пор слушаю его песни и люблю.Очень покоробил фильм о нем,но кто его любил,будет любить всегда.
Инна25 января 2013, 21:12
Да уж, "бедный" Аксёнов, от чьего "Ожога" и неправославного-то мутит... Мы тут что, стараемся показать, что мы тоже "крутые" (в своих вкусах хотя бы), в общем, так сказать, как все, только в Бога верим?
посетитель25 января 2013, 20:57


Из беседы с настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной протоиереем Константином Смирновым.


- Отец Константин: Высоцкий был, есть и будет лжекормчим.


- Вопрос: Можно ли сказать, что православному христианину, если его отношение к Высоцкому сродни кумиропоклонению, необходимо в этом каяться?


- Отец Константин: Если понимать покаяние, как метанойу - перемену ума - несомненно. Как сказано у апостола Павла: "Умоляю вас, братия… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12.1-2).
"Не сообразуйтесь с веком сим". А он, Высоцкий, сообразовался. Он - дитя времени, чадо "мира сего". Были слезы, были истерики, но это не было покаянием. Он не мог измениться по существу. Это великий труд - преображение ума, освобождение от греха и стяжание Духа Святаго. А тот православный, кто поклоняется Высоцкому, сам живет "сообразуясь с веком сим". Это тема особого разговора: насколько мы сообразуемся с веком сим и как мы преобразуемся? Но, что скрывать, многие церковные люди даже не задаются этим вопросом…

http://www.pravpiter.ru/pspb/n167s/ta016.htm
Валентина25 января 2013, 19:54
Благодарность вам огромная за всё, что делаете! Храни вас Господь и Матерь Божия!!!))) Творчество Владимира Высоцкого столь многогранно, что его считают СВОИМ все поколения, независимо от возраста и рода занятий!!!
Михаил25 января 2013, 19:06
Высоцкий, наверное, не может оставить равнодушным никого, но от его песен веет страстью. Вот в чем дело.
Тройнова Светлана25 января 2013, 18:39
НАТ: ...."хороший человек, но от его творчества лучше держаться подальше "... Это по каким таким критериям вы судите "хороший человек" или не очень не будучи с НИМ знакомы лично ?(да и не удастся уже) ....а что касается творчества, так вы не внимательно прочли статью о.П.Г.("...кощунственные произведения Пушкина или "Евангелие" Толстого )...по Вашему, давайте теперь подальше держаться от ТВОРЧЕСТВА Пушкина, Толстого, Достоевского лишь по той простой причине , что они прежде всего были люди и в их жизни были и "чёрные"дни, и скорби и т.д... и в этом состоянии они так же создавали произведения отражающие их состояния души на тот момент....
Сергей25 января 2013, 18:16
Нат и Дмитрию:я не согласен с тем что Высоцкий несет негативный заряд. Может быть есть песни грусные, но у меня они не вызывают желание выпить и затосковать в усмерть. скорее прочувствовать эмоции героев, задуматься о дружбе, о добре, о любви, и о жизни и смерти, о потере близких,о войне. да, В.С. не был святым, но он и не претендовал на святость, он был простым обычным человеком, но очень хорошим человеком. вспомните, как он обращался с зрителям в записи его телеконцерта, с какой добротой и сердечностью.как раз о его отзывчивости и доброте рассказано в статье.
что касается грустных песен- ведь и в жизни у нас не всегда одно веселье и праздник, и эти песни как блюз, когда "хорошему человеку плохо". Тем более что много и веселых и шуточных песен.
Что касается борьбы со злым началом - там мы все ее ведем, в той или иной степени, бывают победы и поражения, и на все - Бог судья. поэтому судить о Владимире Высоцком считаю неправильным. кто мы, чтобы его судить?
Замечательные песни, прекрасные стихи, хорошие роли - талант он и есть талант, творчество его живет и по-прежнему актуально и талант его победил смерть, а как известно победителей не судят.
Виктор25 января 2013, 18:02
Наркоман. который шутливо - с высока - отзывался об Иисусе Христе:
"Они к нам ездят неспроста —
Задумайтесь об этом! —
И возят нашего Христа
На встречу с Магометом."
Достойный персонаж для православного сайта.
Ирина25 января 2013, 17:18
Огромная благодарность за статью о В.С.Высоцком. Он будет актуален и нужен всегда... Мы его любим и помним, слушаем песни и смотрим фильмы, читаем стихи... Вечная память!
Иван25 января 2013, 16:35
Да и вообще, собственно, как в любом искусстве, в песнях Высоцкого можно найти то, что сам захочешь. И то, на что твоя душа отзовётся. Это же не Библия, право.
Кто-то сделает выводы о "выпить, подраться и затосковать".
А кто-то "если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа, наблюдал свысока, и в борьбу не вступил с подлецом, палачом, значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем".
Правда с первыми я не знаком, а вторых знаю очень много.
Иван25 января 2013, 16:25
Дмитрий, Вы рассуждаете весьма ограниченно.
Одних военных песен Высоцкого хватит, чтобы понять, что его слушать надо.
И как раз-таки не важно, какой он был человек. Важно, что песни его высоко культурны и высоко духовны.
О "через песни Высоцкого к Православию" говорить сложно. Но "через песни Высоцкого к лучшему, чем был" - безусловно.
Может быть, его песни не воспитают православного, но его песни воспитывают настоящего человека, как минимум.

"Если ты знаешь, чем мерить слова -
Воля, отвага и честь,
Что значит горечь потерь от бескрылости сил?
Если преданность женщин и верность друзей –
Это все, что у тебя есть,
Значит ты с детства хорошими песнями жил."
нат25 января 2013, 15:32
ДМИТРИЮ очень точно!!! я также чувствую - поэтому от открыла статью, посмотреть, как понимают его на православном сайте.
Я с детства (еще от родителей) слушаю высоцкого и люблю, но ощущаю, что гений его - мрачный!
Выс-ий безусловно поэт, его песни несут заряд энергии, но вот заряд этот со знаком минус.
Он вдохновляет, но - на что? Грубо говоря, выпить, подраться или затосковать вусмерть. Я не пью и не дерусь, это я так обобщаю его настроение, которое сквозит.
поэтому я стала думать, что мне не стоит его слушать, хотя и нравится.
Дмитрий:
Хороший человек, но от его творчества лучше держаться подальше.
Ирина25 января 2013, 15:05
Спаси Господь! пусть звучит голос Владимира Высоцкого с призывом к поиску истины! Больно смотреть на ребенка с табличкой на груди "ХРАМУ НЕТ"(фильм "Не верю"
Елена25 января 2013, 15:02
Спасибо, о.Павел! очень проникновенно!!!
Дмитрий25 января 2013, 14:04
Хороший человек, но от его творчества лучше держаться подальше. Возможно, кто-то через песни Высоцкого и пришел к Православию, но гораздо большее число людей он увлек вслед за собой в духовный тупик.
Однако изучать его произведения с христианских позиций бывает полезно. Например, об источнике вдохновения поэта:

...Во мне живёт мохнатый злобный жлоб
С мозолистыми цепкими руками.
...Он ждёт, когда закончу свой виток, —
Моей рукою выведет он строчку,
И стану я расчётлив и жесток,
И всех продам гуртом и в одиночку.
...
Но я собрал ещё остаток сил,
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю —
Пусть жрёт, пусть сдохнет — я перехитрил.

Невоцерковленному человеку с этим существом не справиться.

Ирина25 января 2013, 12:52
Cпаси Господи за добрые слова о Гении!
Андрей Бедрин25 января 2013, 12:07
Спаси вас Господь! Вечная память Владимиру Семёновичу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×