Маргарет Бауман |
– Матушка Маргарет, как Вы заинтересовались житиями православных святых, просиявших в германских землях?
– Житиями православных святых я интересуюсь, потому что обращена в православие. Страны, в которых говорят на немецком языке, для меня не чужие, ведь во мне течет немецкая и швейцарская кровь. В ранней юности я семь лет прожила в Германии и Голландии, потом много лет преподавала в школе немецкий язык. И вот, будучи преподавателем, я захотела найти святого покровителя для своего немецкого класса детей – надомников. И стала изучать жития святых. Тогда-то я и открыла для себя святителя Ансгара, епископа Бременского и просветителя Швеции, и преподобного Галла, просветителя Швейцарии. Тогда же я узнала о трудах святителя Иоанна Шанхайского и Сан–Францисского по распространению житий западноевропейских святых, и познакомилась с книгой святого Григория Турского «Vita patrum» («Жития отцов») с замечательным предисловием отца Серафима (Роуза) о том времени, когда христианская церковь Востока и Запада была едина. Из описанных в «Жития отцов» святых больше всех меня заинтересовали Святой Галл и святые Швейцарии. И тогда моя двоюродная сестра из Швейцарии Маргрет Аллгайер, которая впоследствии сопровождала меня в нескольких интересных поездках, подарила мне замечательную книгу о развитии христианства в тех землях.
С одобрения мужа в 2001 году я совершила первую паломническую поездку в Германию и Швейцарию. Потом посетила Голландию, Бельгию, Австрию и снова Германию. В 2006 году меня попросили написать статью о древних святых германских земель для календаря, который готовил к изданию монастырь преподобного Германа Аляскинского в Платине, штат Калифорния. А мой нынешний проект – это уже путеводитель по тем местам, которые связаны с известными мне святыми германских земель. Это земли, включающие в себя современные территории Германии, Австрии, части Швейцарии и небольшие районы Франции, Италии и Люксембурга.
– Как Вы составляете путеводитель? Сначала читаете жития, а затем дополняете картину паломничеством?
– К сожалению, это не так просто. Хорошо написанное житие того или иного святого, составленное близко ко времени жизни угодника или основанное на надежных источниках, может очень помочь приблизиться к святому, почувствовать его. Но все первоначальные жития написаны на латыни, которая была официальным языком церкви на Западе на протяжении многих веков, и лишь немногие из них переведены на английский язык. Чтобы читать их в оригинале, нужно прекрасно знать средневековую латынь – а я, увы, таким специалистом не являюсь. Поэтому сначала читаю короткие изложения житий этих святых в старой версии «Католической энциклопедии» или в «Житиях святых» Албана Бутлера, и просматриваю источники на немецком языке в Интернете, а затем отправляюсь в паломничество. Мне кажется правильным использовать все, что можно найти, чтобы полнее охватить житие святого угодника, поэтому я еду на место, связанное с ним, и ищу все возможные материалы.
Моей первой остановкой каждый раз является церковь, где почивают святые мощи. Путеводители, которые продаются почти во всех храмах, могут помочь лучше сориентироваться, хотя часто бывает, что современные издания ничего не упоминают о хранимых мощах. Встав на колени перед мощами, молюсь святому, и прошу его благословения и заступничества.
Затем я осматриваю изображения и статуи в церкви, они часто помогают увидеть особенности жития святого и позволяют лучше понять характер угодника. Например, святого Винебальда везде – от рельефа на его могиле до миниатюр в манускриптах – изображают смиренным молитвенником, а его старшего брата – святого епископа Виллибальда – тоже погруженным во внутреннюю молитву, но в то же время сильным и решительным.
Мученичество святителя Бонифация |
К тому же, я столкнулась и с такой проблемой: по определенным историческим или уже современным причинам места для молитвы и поклонения вблизи святых мощей не всегда доступны. В некоторых случаях сами мощи уже не хранятся там, где сохранялись раньше. Они могут находиться на складах, в музеях или запасниках, недоступных посетителям, могут оказаться и в охраняемых зонах, за металлическими ограждениями, то есть в местах, не пригодных для молитвы.
Разрыв с ранним христианством
– Мы знаем, что Европа приняла христианство очень давно. Как же появилась эта недоступность мощей?
У германских земель очень непростая история. В V веке, с уходом римских войск с Рейна и Дуная, и падением Рима, германские племена, тогда еще, в основном, языческие, переселились в области, первоначально входившие в состав Римской империи. И христианство, уже давно существовавшее в этих краях, было ими заменено кровавым идолопоклонничеством. Тогда многие церкви были уничтожены или заброшены. Например, когда в местечко Брегенц (Австрия) спустя два века после ухода римлян приехали миссионеры, то обнаружили, что в церкви святой Аврелии местные жители приносили жертвы древним германским языческим божествам. Миссионеры заново освятили церковь в честь святой Аврелии, но пробыли в этих краях всего три года из–за жестокого сопротивления христианству со стороны местного населения. Можно предположить, что когда они уехали, церковь вновь стала использоваться как капище, до тех пор, пока православие окончательно не победило в этих местах.
Конечно, и христианская вера, и образование сохранялись в больших городах бывших областей Римской империи, но люди в окрестных землях были неграмотными, зачастую воинствующими и поклонялись языческим идолам. Позднее сюда пришли странствующие монахи и священники из западной Франции, из городов нынешней Германии, например, Трира, и из Ирландии. Здесь они вели жизнь пустынников и занимались миссионерской деятельностью, и некоторые из них даже прославлены в лике святых. Это святой Кастор Рейнский, святой Гоар Рейнский, святой Свитберт (миссионер из Англии, проповедовавший на территории современных Голландии и северной Германии) и святой Эммеран Баварский.
Когда я занялась хронологией житий, то оказалось, что мы знаем мало местных святых, живших в V – VII веках. Объяснить это можно тем, что в это время продолжались войны и переселения, к тому же на территории Европы многие области, заселенные германскими племенами, не были под властью Рима, и там сохранялось язычество.
Изучив этот вопрос, я сделала вывод, что в начале VIII века в германских землях кое-где жили христиане, но даже священники порой исповедовали смесь христианства, суеверия и идолопоклонства, а основная часть населения были язычниками и занимались колдовством.
Святой Бонифаций |
– Были ли первоначальные жития, с переведенными версиями которых Вы работаете, написаны в то же самое время?
– Не всегда. Одни были написаны учениками святых, другие составлены позднее. Ища эти жития, я столкнулась с неожиданной проблемой. Дело в том, что после Великой схизмы, в период Крестовых походов, многие жития были изменены. Из–за своего уже искаженного к этому времени благочестия западные христиане порой добавляли в жития фантастические, пышные элементы, искажавшие подлинность первоисточников. Иногда жития при переписке сознательно превращали в легенды, вытеснявшие истинные события из памяти народа. Например, если посетить места, где трудился святой Фридолин в Бад-Зекингене в Германии, то на всех изображениях вы увидите его воскрешающим из мертвых мужа по имени Урс, который по его молитве восстает из могилы, чтобы подтвердить в суде, что завещал все свое имущество монастырю. В первоначальном житии святого об этом событии ничего не говорилось, этот сюжет в какой–то момент стал появляться в житийных изображениях святого, а оттуда уже перекочевал в житие.
Затем, когда Запад и Восток еще более отдалились друг от друга в вопросах веры и исполнения обрядов, наступила опустошительная Реформация, или протестантская революция. Тогда были осквернены многие церкви, известные своей историей, красотой и святостью. В них больше не совершались таинства, они лишились не только своего великолепного внутреннего и внешнего убранства, но и мощей святых, которые покоились там. Храмы стали безликими и однообразными. Некоторые священные предметы, благодаря их исторической и материальной ценности, были помещены в музеи, но многое исчезло навсегда.
Я была очень удивлена, узнав, что Наполеоновские войны отрицательно повлияли на историю церкви в Германии. Между 1803 и 1808 годами в нескольких районах французы секуляризовали церковную собственность и передали ее немецким дворянам, которые участвовали в снабжении наполеоновской армии, или компенсировали ею потерю французских земель в пограничных с Германией областях. Земли, дававшие пропитание монастырям, были отобраны, а сами монастыри, построенные в память о святых, отнимались у монашеских общин и использовались для светских нужд. Все это приводило к роспуску обителей, а бывшие монастырские церкви становились протестантскими. И только там, где монастырские храмы, сделавшись приходскими, остались католическими, почитание местных святых и их мощей сохранилось до наших дней. Теперь эти храмы являются драгоценными местами паломничества для многих.
Святые мощи и места паломничества сегодня
Подводя итоги, можно сказать, что в тех местах, где храмы после Реформации оставались в лоне католической церкви, могилы местночтимых святых поддерживались в хорошем состоянии, их жития передавались из поколения в поколение, совершались паломничества к святыням, и евхаристическая жизнь окружала эти места.
Не так давно появились проблемы другого рода – это рост вандализма, требующий усиления безопасности, и безразличие к святым мощам. Многие реликварии постоянно закрыты или труднодоступны, так как есть опасения, что мощи украдут или осквернят. И поскольку охлаждение к вере в западной Европе растет все больше, к сожалению, иногда можно встретить безразличие к святым мощам и среди самих католиков.
Например, в Фульде мы встретили церковного старосту, который рассказал, что увидел мощи святых, которые продавались на «блошином рынке» – он скупил их и хранил в безопасности. Приведу и другой пример – католический священник храма святого Мартина Турского не знал, хранятся ли все еще мощи святого в реликварии, который был недавно возвращен со склада. А в Швейцарии один бенедиктинский иеромонах сказал мне что, хотя бенедиктинцы и почитают святых, но он лично не думает, что мощи являются чем-то особенным. Это притом, что их обитель владеет огромным количеством мощей, часть которых просто уникальна, их больше нельзя найти нигде в мире.
Впрочем, не все так плохо. Многие католики с глубоким благоговением относятся к мощам святых, и ищут возможности приехать в те места, где можно уединенно помолиться у святых мощей, где присутствие благодати Божией особенно ощутимо. Вы почувствуете это в Бад-Зекенгене – в церкви святого Фридолина, в Эйхштедте – в женском бенедиктинском монастыре святой Вальбурги, в небольшом городке Шеер на Дунае перед ракой святых Вальбурги, Виллибальда и Винебальда, в крипте церкви в честь Честного Животворящего Креста в Донауверте – там, в реликварии, находится частица Животворящего Креста, и в городе Сент-Гоар на Рейне, где есть рака с частицей мощей святого Гоара[1]. Во многих местах святые мощи, обычно недоступные из соображений безопасности, выносятся с крестным ходом в дни памяти святых, и в те дни к ним можно приложиться; иногда можно зайти в крипту, сокровищницу или другое помещение, если есть предварительная договоренность.
– Скажите, живущие в Германии православные ездят в паломничества к этим местам?
– Большинство православных, эмигрировавших в германоязычные страны, не знают, что существуют местные дораскольные святые, чьи жития и посмертные молитвы освятили ту землю, на которой они теперь живут, и что эти святые – православные. Но есть люди, которые распространяют информацию об этих святых и этим вдохновляют людей на паломничества.
– Матушка Маргарет, расскажите о Ваших паломничествах.
Во время своей первой поездки в Европу, которая состоялась в 2001 году, я смогла посетить родину моей матери город Базель. Это красивый древний город на Рейне, где сходятся границы Франции, Германии и Швейцарии. Впервые я почувствовала очарование этого города, будучи 20-летней студенткой, когда мы с моим двоюродным братом весь день бродили по городу, разглядывая его прекрасные старинные дома. Потом я ночевала в доме его родителей на берегу Рейна, и всю ночь слушала, как на баржах, идущих из Роттердама, гудят сирены, предупреждающие о тумане над рекой. Это было чудесно.
Базель |
Конечно, я не ожидала увидеть иконы, но где были фрески? Статуи? Мощи? Кто были небесные покровители церквей? Ответа я не находила. Бродя по Базелю в поисках святынь, я набрела на церковь, которая была превращена в исторический музей. Вот там можно увидеть все внутреннее убранство церкви и даже несколько прекрасных реликвариев! Позже я узнала, что в начале XIX века все мощи, переданные во время Реформации в архивное хранилищеБазеля, были извлечены из ковчежцев, и архивисту города было предписано либо выбросить их в Рейн, либо сжечь! Архивист оказался человеком достойным и порядочным, и не стал делать ни первого, ни второго, а бережно пометил их и продолжал хранить. Позднее он передал мощи монастырю за пределами города, где их привели в порядок и украсили, и многие из них можно увидеть по сей день. Так что в музее для туристов выставлены только пустые ковчежцы, а монастырь хранит настоящие сокровища – драгоценные кости святых!
В 2009 году я поехала в Мариаштайн – тот самый бенедиктинский монастырь, в который были в свое время переданы мощи. Туда от железнодорожного вокзала в Базеле идет трамвай. В трамвае мы познакомились с монахом, и расспросили его, как пройти к монастырю. Получасовой подъем на холм во время дождя – и мы уже в монастырской церкви. На северном и южном престолах храма были размещены дисплеи с множеством мощей, рядом с каждыми мощами стояла пометка с именем святого. Так как я не могла прочитать все имена с того места, на котором стояла, то спросила у одного из монахов: «Правда ли это мощи из Базеля и существует ли отдельный их список?» Он порекомендовал обратиться к историку монастыря. Поразительно, но им оказался тот самый монах, с которым мы разговаривали в трамвае. Из разговора выяснилось, что это он написал статью о мощах, которая привела меня в монастырь. Он показал нам не только материалы из архивов, но и рукописный список всех мощей из Базеля, подписанный настоятелем, получившим их в 1835 году. Среди них были мощи святого Мартина, святых Урсулы, Пантала, Фридолина, Верены и апостола Филиппа, и многих других святых (всего 91 святой).
Кстати, монастырь Мариаштайн посвящен Божией Матери и построен в память о чуде, произошедшем несколько столетий назад. Тогда мальчик, упавший со скалы в том месте, где сейчас расположен монастырь, был спасен Богоматерью. Сейчас монастырь является одним из известнейших центров паломничества.
– Замечательно. Были ли еще места, которые Вам особенно запомнились?
– Во время моей первой поездки я посетила Кайзераугст, бывший римский город недалеко от Базеля, в котором находятся древнейшее христианское надгробие в Швейцарии и крестильная церковь IV века, а также два бывших древних монастыря (Пейенн и Роменмотье) и действующий монастырь в честь святого Маврикия – африканского воина-мученика, погибшего около 300 года вместе с другими солдатами Фивейского легиона.
Переправившись на другой берег Рейна, я оказалась в Бад-Зекингене, где поклонилась святому Фридолину, потом посетила Санкт-Галлен и, наконец, добралась до Баварии, где находится место упокоения святой Вальбурги – игуменьи и проповедницы из Англии, помогавшей святому Бонифацию в утверждении христианства в Германии.
Цюрих |
Прошло время, и сегодня швейцарцы сознают свои потери, по крайней мере, в области истории искусства: теперь все сохранившиеся в церквях фрески открыты, и ими можно любоваться, а уцелевшие предметы богослужебного назначения бережно хранятся в музеях.
Большинство мощей из этих храмов были бы потеряны навсегда, а почитание святых сохранилось бы в лучшем случае на культурно-историческом уровне, если бы не два события, произошедшие по милости Божией в недавнее время, и послужившие возобновлению почитания святых покровителей Цюриха в этом городе.
Однажды, просматривая книги в книжном магазине, я узнала, что в 1950 году в честь покровителей Цюриха была освящена католическая церковь, и их мощи были перенесены в нее из Андерматта, где хранились до тех пор.
А в 2004 году священники всех представленных в этом городе Православных Церквей – Русской, Сербской, Элладской и Румынской, а также пяти древневосточных дохалкидонских церквей совершили общее всенощное бдение в Гроссмюнстере накануне дня памяти святых Феликса и Регулы и затем подарили церкви икону этих святых. Ведь эти святые являются «общей собственностью» всех христиан, поскольку были казнены около 300 года. По преданию, Феликс и Регула были воинами Фиваидского легиона, их обезглавили в Цюрихе, но мученики взяли свои головы в руки и прошли от места своей казни, которое называется Вассеркирхе («Водная церковь») до Гроссмюнстера. И сейчас их икона висит в Гроссмюнстере на лестничном спуске к бывшей часовне – усыпальнице мучеников.
И теперь такие общие богослужения в день памяти этих святых проводятся каждый год, благодаря этому в Цюрихе появилась даже «Ассоциация православных церквей», а недавно преставившийся ко Господу епископ Амвросий Лозанский (РПЦЗ), проявлявший большой интерес к житиям швейцарских святых, написал им службу. Все это говорит о том, что православные христиане Швейцарии почитают древних местных святых и обращаются к ним с молитвой.
Золотой реликварий с мощами волхвов
– А как насчет Кельна? Мы знаем, что там хранятся мощи трех волхвов.
– Кельн – один из первых римских городов, построенных вдоль Рейна (основан в 50 году нашей эры). Несмотря на бомбежки конца Второй мировой войны в Кельне сохранились десять романских церквей[2], и много храмов более поздней постройки, но тоже старинных. В этом городе хранятся мощи многих древних святых. До конца XII века духовным центром Кельна была церковь святого Гереона, в которой до сих пор пребывают мощи мучеников из Фивейского легиона[3], перед которыми в прошлом происходило помазание королей. Но, когда в 1164 году Кельн получил мощи трех волхвов, для их хранения был воздвигнут величественный Кельнский собор, ставший символом города.
Расскажу немного об истории мощей святых волхвов. С V века мощи пребывали в церкви неподалеку от Милана, а до этого, вероятно, в Константинополе. Сохранилось несколько легенд о том, как были обретены святые мощи. Одна из них гласит, что могилы волхвов обнаружила в Персии святая равноапостольная Елена, которая и перенесла их в Константинополь. Когда в 1864 году рака святых волхвов была вскрыта и исследована, оказалось, что в ней находятся почти полностью сохранившиеся скелеты трех людей: одного юноши, одного мужчины среднего возраста и одного старца, а также мощи трех других святых. Также была обнаружена древняя ткань – подобные ткани изготавливались на Востоке в I – IV веке нашей эры.
Много лет назад мне случилось быть в Кельне в день памяти Трех царей, собор был полон, и все мы по очереди благоговейно подходили, чтобы приложиться к честным главам этих святых (для этого раку открывают с одного конца). Я читала, что по молитвам верующих здесь происходит много чудес, особенно часто исцеляются эпилептики.
Святые Галл и Фридолин – два святых миссионера из Ирландии
– Если говорить о любимых святых, кто из покровителей германских земель Вам особенно дорог?
Преподобный Галл, просветитель Швейцарии |
Живя в этом уединенном месте, Святой Галл вел подвижническую жизнь. Он отказался от предложения стать епископом Констанцским и игуменом того монастыря во Франции, которым управлял святой Колумбан, а когда получил богатства от одного герцога, дочь которого была его молитвами избавлена от беснования, то немедленно раздал их нищим. Святой дружил с простыми людьми, жившими в горах по соседству, собрал вокруг себя несколько учеников, а одного местного мужа обучил и подготовил к епископскому служению, чтобы тот стал архиереем вместо него. Святого Галла почитают как просветителя этих мест. После того как он отошел ко Господу, по его молитвам здесь совершалось много чудес. Это именно тот святой, с которого я начала свои изыскания, и в трудные минуты моей жизни в Америке он появлялся в моей памяти снова и снова, вдохновляя меня на возвращение в Европу и продолжение паломничеств. Его мощи хранятся в соборе Санкт-Галлена.
Один раз я решила испытать на себе, какими были леса в то время, когда святой Галл искал себе место для отшельнической жизни. Села на поезд, и он привез меня в местечко между Арбоном на Констанцком озере, откуда Галл начинал свой путь, и Санкт-Галленом. Вышла на пустынной станции, расположенной среди лесов, и просто пошла пешком. Это был солнечный весенний день, неровный свет падал сквозь верхушки деревьев, вокруг не было ни души, и я представила святого Галла, начинающего свой путь из Арбона после проведенной в молитве ночи и вверяющего себя Богу, чтобы Он привел его к новому дому. Я тогда чувствовала, что святой был близко, и радовалась. Однако путешествие самого святого вовсе не было столь идиллическим, и, вероятно, он захотел, чтобы я хоть немного приблизилась к тому, что происходило здесь на самом деле много столетий назад. Так и получилось. Я планировала немного погулять по лесу, затем сесть на поезд на следующей станции и поехать в Санкт-Галлен. Но не смогла перейти овраг, чтобы вернуться обратно к железнодорожной станции, и мне пришлось, не останавливаясь, блуждать еще очень долгое время через леса, а затем через сельскохозяйственные посадки. За это время я не встретила ни одного человека и не знала, где нахожусь. Наконец, я увидела пожилого мужчину, который сказал мне, что если пойду вперед еще дальше, то, возможно, успею на последний автобус в Санкт-Галлен. Таким образом, мой опыт в тот день был похож на опыт самого святого Галла, ведь он шел пешком от рассвета до трех часов дня, а я сбилась с пути и закончила свое путешествие с сильной болью в ногах! Но я была вознаграждена за свои труды: меня пропустили в крипту монастыря, и я с чувством благодарности приложилась к мощам святого, хотя обычно туда пускают только группами и по предварительной договоренности.
В другой раз я возвращалась в дом моего родственника после посещения Санкт-Галлена и нечаянно вышла из автобуса на одну остановку раньше. В итоге, я заблудилась в лесу, дело близилось к ночи, становилось все темнее, и у меня началась паника. Но, вспомнив о святом Галле и о том, как хорошо ему было в лесу (он даже повелел медведю удалиться из леса в горы, чтобы никто не тревожил его отшельническое жилище), успокоилась и, в конце концов, нашла дорогу обратно.
Санкт-Галлен |
Другим ирландским святым миссионером, с которым я «познакомилась» во время первого паломничества в Европу, был святой Фридолин. Он прибыл на континент, вероятно, в VI – VII веках, и житие его замечательно. В Ирландии он был рукоположен в сан священника, и еще на родине стал странствующим проповедником. Он был так любим народом, что, когда он решил отправиться в Галлию, и его корабль уже отплыл от берега, сотни людей плыли на лодках за кораблем, чтобы попрощаться. Свою последнюю проповедь в Ирландии святой Фридолин произнес, стоя на борту корабля.
В отличие от большинства ирландских странствующих подвижников, предпочитавших уединенную жизнь, святой Фридолин горячо проповедовал там, куда приводил его Господь. Он обошел всю Галлию, неся Благую Весть тем, кто еще не был обращен в христианство. Наконец, он прибыл в Пуатье, где находился заброшенный монастырь святого Илария, разграбленный варварами в 409 году. Здесь святой Иларий дважды являлся святому Фридолину в видениях, во время одного из которых предсказал ему, что он восстановит эту обитель и возобновит в ней богослужения, а во время второго сказал, что в будущем Фридолин и сам построит монастырь на острове посреди Рейна. Оба предсказания сбылись.
Также святой Фридолин основал монастырь и два храма в Эльзасе и еще одну церковь в Швейцарии – все они были посвящены святому Иларию из Пуатье и хранили его святые мощи. Со временем святой угодник нашел остров на реке Рейн, который был необитаем. От берега его отделяла только полоса мелководья, и местные жители перегоняли туда скот на пастбище. По просьбе святого этот остров был пожалован ему королем Хлодвигом, Фридолин поселился там, и начал его исследовать. Тогда местные жители решили, что он замышляет недоброе, и сильно избили его прутьями, причем не один, а несколько раз. Подвижнику пришлось обратиться за помощью к королю Хлодвигу, и оказанная королем поддержка позволила святому начать расчистку земли для строительства храма. Одновременно с этим Фридолин проповедовал Евангелие, и вскоре большинство местных жителей искренне обратились ко Христу и стали помогать святому в его трудах. Но были и те, кто ненавидел святого, и после смерти короля Хлодвига они даже попытались силой вернуть себе остров обратно. Святой Фридолин усердно молился и, вдохновленный свыше, решил положить срубленные сосны в русло реки, изменить этим ее глубину и отделить свой островок от берега уже не мелководьем, а стремительным течением. Со временем бывшие враги святого Фридолина покаялись и стали просить у святого молитвенного заступничества. На этом острове Святой Фридолин построил женский монастырь, первыми насельницами которого стали местные девушки.
Бад-Зекинген |
Если Вы посетите Бад-Зекинген сегодня, то удивитесь, как и я, куда же делся остров. В XIX веке рукав реки, проходивший между островом и берегом, был осушен, поэтому бывший остров теперь соответствует «старому городу» Бад-Зекинген. В городе много прекрасных статуй и фонтанов, красивых цветочных композиций, но самое интересное – это деревянный мост через Рейн с ящиками красной герани по всей его пешеходной длине. Этот мост является самым длинным крытым мостом в Европе и соединяет Бад-Зекинген с городком Штайн-на-Рейне.
Спустя несколько лет, по милости Божией, у меня появилась возможность снова приехать в город святого Фридолина, вернее, придти, потому что жила я на другом берегу Рейна, и дважды пешком ходила по этому мосту к его церкви. Второй раз, хотя меня ждала хозяйка, я с трудом смогла заставить себя выйти из этой дорогой мне часовни, так сильны были те чувства, которые испытывала я рядом с мощами святого.
–
Вы очень тщательно проводите свои изыскания. Были ли
еще в этих землях святые подвижники, или Вы
рассказали нам обо всех?
Святой Гоар. Работа иконописца А. Столярова
– Конечно, были. Те святые и мощи, о которых мы только что говорили – это лишь малая часть всего того наследия, которое я изучаю. Еще есть много других святых, о которых я пока мало знаю. Немного расскажу вам о них. Вдоль извилистой реки Мозель с ее замками и виноградниками находятся места, связанные с жизнью святого Кастора Карденского. Невероятно богат своей духовной историей город Трир, чтобы рассказать обо всех древних святых угодниках города, а также о мощах, которые хранятся в его храмах, потребуется целая книга. Расположенный неподалеку Эхтернах (Люксембург), хранит мощи святителя Виллиброрда, просветителя Нидерландов, а также древние манускрипты, украшенные миниатюрами, а в городе Кобленце хранятся мощи святых Кастора и Гоара. Вдоль среднего Рейна расположены бывшие римские города Бонн, Ксантен и Майнц, со старинными церквями, хранящими мощи ранних мучеников и епископов. Кроме того, есть северная Германия, Бавария, Австрия, другие части Швейцарии, и везде мы найдем чтимые святыни и мощи, если знаем, как правильно искать.
Практические советы паломникам
– Матушка Маргарет, поделитесь своими рекомендациями относительно совершения паломничеств.
– С радостью. Сначала я тоже не знала, как подступиться к своей задаче. Мои первые исследования были полны волнений и приключений, я ощущала себя детективом или археологом, но многого не замечала, потому что не знала, что искать и где. Если вы изучаете святых, пусть трудности такого рода вас не останавливают, потому что никогда не знаешь, что может произойти, если продолжать поиск информации о том или ином святом месте, мощах или житиях. Я уверена, что святые рады, что мы мысленно обращаемся к ним, и стараются помочь нам и направить на верный путь.
При первой моей поездке в Эйхштедт, где трудился святой Виллибальд и где сейчас находятся мощи святой Вальбурги, у меня не был зарезервирован номер в гостинице. Я приехала туда ближе к вечеру в субботу в надежде, что смогу остановиться в монастырской гостинице. Но я была не права! Это был длинный праздничный уикенд, и все места в гостинице монастыря были заняты, а весь город полон отдыхающих. Монахиня учтиво рассказала мне, что можно поискать номер в одной из маленьких семейных гостиниц городка, и указала путь. Я уныло побрела в ту сторону, таща за собой свой чемодан. После двух – трех неудачных попыток, наконец, нашла гостиницу со свободным номером, куда вошла и буквально тут же свалилась от нервного напряжения и усталости. На следующий день я увидела ту же монахиню снова. Она оказалась настоятельницей этого монастыря. Игуменья спросила у меня, удалось ли мне найти ночлег, и призналась, что молилась за меня весь предыдущий вечер. Этот и несколько подобных ему случаев не только укрепили мою веру, но и научили меня резервировать номера в отелях заранее. Еще хочу обязательно напомнить: в Европе в большинстве случаев ковчежцы и другие вместилища, хранящие святые мощи, можно увидеть лишь по специальной договоренности.
– Вы совершили уже несколько паломнических поездок по святым местам Европы. Возникало ли у Вас чувство, что святые сами руководят Вами?
– Да, такое чувство у меня бывает часто. Это и мой опыт в лесах, по которым ходил святой Галл, и другие случаи. Верю, что по молитвам святых, Господь посылал мне помощь, когда я оказывалась в трудной ситуации. Помню, как в Регенсбурге долго ждала поезд до Мюнхена. Мне нужно было сделать пересадку в Мюнхене на другой поезд, но время все шло, а поезда все не было. Неожиданно ко мне подошел приятный немецкий бизнесмен, и сказал, что есть еще один маршрут до Мюнхена, более того, он отвел меня на нужную платформу, посадил в поезд и подробно объяснил, что надо делать дальше!
В другой раз я искала в книжном магазине одного маленького городка житие местной святой – преподобной Лиобы. Увы, ее жития в продаже не было, но управляющий магазина вдруг вспомнил о том, что много лет назад выходила книга о святой Лиобе, написанная одной монахиней. Он тут же позвонил в местную католическую церковь, где секретарь нашла один оставшийся экземпляр этой книги, я расплатилась, и он отправил мне эту книгу по почте на адрес моей следующей остановки.
Так что не отчаивайтесь, если возникают проблемы с расписанием, вы опаздываете на поезд, или происходит что-то незапланированное. Во время паломничеств эти трудности порой посылаются нам свыше. И если вы проявите терпение, то будете обязательно вознаграждены. Как-то раз у нас была запланирована поездка в одно отдаленное святое место близ Донауверта, до которого было сложно добраться. Неожиданно мы остались без транспорта. Тогда мы решили посетить местную церковь Святого Животворящего Креста. Мы пошли от железнодорожной станции вдоль реки, а затем шли по лесу, пока не увидели храм.
Мы зашли, и обнаружили, что там хранятся мощи многих святых, а в часовне внутри крипты находилась большая частица Животворящего креста Господня, подаренная местному герцогу Мангольду I императором Романом III в 1029 году во время визита Мангольда в Константинополь. Вернувшись, Мангольд построил часовню для хранения этой святыни, а позднее здесь появились большой храм и монастырь. Молитва около этой великой святыни была одним из наиболее значительных моментов в моей жизни, и с тех пор мне постоянно хочется туда вернуться.
Донауверт |
И уже дома, стоя на праздничной службе в честь Креста Господня, я вспомнила, как это было, и мои губы задрожали. Тогда я подумала про себя: «Эти губы прикладывались к Животворящему Кресту!»
Конечно, думая так, я думала не о себе, а о той невероятной силе, которая исходит от самого Креста. Ведь там, в Донауверте, я не только в полной мере почувствовала, что это тот самый Крест, который нашла святая Елена, и силой которого был воскрешен мертвый, но и окончательно уверилась в необходимости паломничеств по святым местам, сохраненным для нас Господом и Его святыми.
Православные святые, родившиеся в Германии
– Все святые, о которых Вы говорили, были родом из других стран. Среди них римляне, англы, ирландцы и даже африканцы. А есть ли немецкие святые?
– Мне часто задают этот вопрос и он, как мне кажется, связан не со святыми германского происхождения (потому что англы и саксы тоже принадлежат к германской группе), а со святыми, родившимися в германских землях. Действительно, существует не так много святых, родившихся в Германии. Объясняется это тем, что христианство утвердилось в этих краях довольно поздно. Мне известны святой Отмар Алеманн, превративший уединенное жилище святого Галла в процветающий монастырь, святой Штурм, ученик святого Бонифация, который основал знаменитый монастырь Фульда и святой Лиудгар – фриз, ставший выдающимся миссионером, и проповедовавший своим соплеменникам фризам и саксам на севере Германии.
За годы своих путешествий я поняла самое главное: первые 1000 лет христианства – это наше величайшее духовное богатство. Ведь люди тогда ездили в Иерусалим и Константинополь, а, возвращаясь, привозили с собой апостольское вдохновение и распространяли влияние святых отцов-пустынников на западные земли. Так расходились по миру и свидетельства о мучениках, и мощи святых и апостолов, и частицы Животворящего креста (в Трире хранится даже гвоздь от креста Господня, привезенный туда святой Еленой). Миссионеры и просветители, в чьих сердцах горела неугасимая любовь ко Христу, направляемые Духом Святым, открыли путь к вечной жизни тем, кто был в состоянии видеть и слышать. Все это до сих пор духовно присутствует в этих краях, и нужно только немного потрудиться, чтобы нам открылись заново не только особая германская традиция святости, но и само истинное православное христианство.
1. Мне кажется, что в 1054 году де-юре произошло то, что было уже долгое время де-факто.
После 1054 года православие сохранялось на западе в Ирландии, Британии и Южной Италии, приблизительно до 12 века.
2. Что касается "Бронислава", в церквях и монастырях с большой осторожностью относятся к чему-то незнакомому(что связано с тем, что у нас есть и раскольники и греко-католики и даже католики которые приходят в монастыри и подают записки на поминовение), потому я думаю можно просто объяснить что вы поминаете православных христиан находящихся в лоне Вселенской Православной Церкви (но в другой Поместной Церкви).
Мне в одном храме сказали, а что это за "Бронислава"? Не полячка ли? Мы за поляков не молимся!" На мое упоминание о существовании Польской Православной Церкви удивились немало...
Статья весьма познавательная и полезная! Спаси Бог!