Отец Олег (Олег Мельничук) – лицо духовное, протоиерей, представитель УПЦ при уполномоченном Президента Украины по правам ребенка. На своей странице в Facebook в графе «компания» он написал «совесть». В его устах это слово не звучит пафосно, как, впрочем, и другие из ряда высоких – доверие и любовь.
– Отец Олег, проблемы Православной церкви, гордящейся своей ортодоксальностью, известны. Не мешают ли они осуществлению вашей миссии?
– Они никак не сказываются на моем служении и вовсе не мешают мне. В первые минуты знакомства мой собеседник остается в плену стереотипов, которые вы имеете в виду, но дальше начинается разговор сердца и доверия. Я привык сам судить себя, осуждать себя и воспитывать в себе любовь и способность дарить. И своих помощников я учу работать в наших проектах на основе главного критерия – любви. А любовь помогает разрушать все негативное, в том числе и стереотипы. Когда я впервые пришел как проповедник в роддом, медсестры и роженицы спрашивали, не баптист ли я или католик. Наши проекты призваны не только помочь людям именем Господа, но и избавить их от стереотипов относительно нашей Церкви.
– Проекты – современное понятие, немного странно звучит в устах священника.
– И вновь стереотип (улыбается). А если
серьезно, проектов у нас не так много: детский клуб
«Воскресная школа», ветеранский клуб
«Связь поколений», молодежное социальное
служение. Особое место среди всех социальных инициатив
занимает служение в роддоме. В 2002 году впервые в Украине
создали храм в честь иконы Богородицы «Помощница в
родах» в стенах роддома. Он стал местом
духовно-психологической помощи беременным женщинам,
роженицам и персоналу. Сначала это было мое ежедневное
священническое служение, а потом была создана
Всеукраинская благотворительная организация «Мама и
немовля». Ее цель – предотвращение раннего
социального сиротства, создание центров матери и ребенка.
Этот проект преобразовался в одно из направлений
государственной гуманитарной политики, и сегодня в Украине
действуют уже 16 таких центров. Ведь интернатные заведения
– пережиток прошлого, рассадник субъектов
криминального права.
Наш скромный журнал «Купол» – тоже
проект, но уже просветительский, миссионерский, в котором
мы говорим о Боге как об источнике любви. Девиз нашего
пастырского, социального служения – «Берегите
жизнь для Счастья». Эксклюзивно для «ПЛ»
скажу: «Бог» и «Счастье» –
синонимы, поэтому слово «Счастье» я всегда
пишу с прописной буквы.
– Чувствуется, что у вас есть светское, в частности юридическое, образование.
– Да, помимо Киевской духовной академии я
окончил Киевский Национальный университет им. Т. Шевченко
по специальности «правоведение». Я вообще
очень люблю учиться. А сегодня явный дефицит учеников в
обществе, все хотят быть учителями (улыбается). Но, в
сущности, дело не в образовании, а в том, насколько
человек может слышать Творца и транслировать то, что
Господь диктует. Ведь как бы осел, везший Христа в
Иерусалим, ни был красив, не ослу оказывали почести, а
Господу, именно Ему дети кричали:
«Осанна!»
Мои скромные знания наук – это открытие Господа в
любых отраслях, на основе системы ценностей, изложенной в
Евангелиях. Хотя я считаю очень важным сотрудничество
государства и церкви как субъектов права в социальной
сфере. Церковь отделена от государства, но, будучи
социальным институтом, не может быть отвлеченной от
государственных институций.
– Однако
взаимодействие церкви и государства обоснованно
должно рассматриваться в контексте «моральное
– аморальное». Ведь любая, в том числе
Православная, церковь всегда сотрудничала с
государством. И этот негативный стереотип в
общественном сознании вполне объясним.
– Буквально вчера я был в Министерстве
внутренних дел на круглом столе, где обсуждали положение о
детских приемниках-распределителях. Я предложил внести ряд
изменений в это положение: изменить само название,
поскольку оно ассоциируется с принуждением, насилием, и
организовать в таких приемниках комнаты
духовно-психологической помощи. Мое предложение поддержали
единогласно, и теперь я готовлю проект организации этих
комнат. Вот вам пример целиком морального взаимодействия.
– Исповедуете теорию малых
дел?
– У этого «малого
дела» глубокое концептуальное обоснование:
объединение самых разных социальных институтов вокруг
проблемы. Если объединяться вокруг проблемы, а не вокруг
конфессиональных убеждений, общество можно изменить к
лучшему. Я говорил об этом не раз, в том числе на
официальном уровне.
– Тем не менее люди не доверяют никому: государство сотрудничает с церковью для усиления контроля и получения информации, священники нарушают тайну исповеди, сотрудничая с административным аппаратом власти.
– Все социологические исследования говорят об обратном – о доверии к церкви. В сегодняшних условиях государство обязано взаимодействовать с религиозными организациями в деле социального служения. Никакие нормативные акты не способны изменить внутренние убеждения человека. Мы можем регламентировать кодексами отношения в социальной, политической, общественной сферах, но не в духовно-интимной жизни. Разумеется, государство не должно использовать церковь в корыстных целях, сознательная, ответственная власть должна просить церковь помочь ей.
– Все это правильно, даже аксиоматично. Но готова ли УПЦ МП стать ближе к людям, отойти от жестких ортодоксальных канонов?
– Конечно. На одном из телевизионных ток-шоу меня спросили, как отнесется церковь к женщине, которая была изнасилована, стала нечистой, и я ответил: если она придет ко мне, я ее обниму, поцелую и скажу, что ждал ее.
– Было бы странно, если бы священник оттолкнул жертву, ведь такая женщина – жертва насилия. Но как быть с воинствующей нетерпимостью УПЦ МП по отношению к верующим других конфеcсий, категорическими запретами на брюки в храме, отказом в поминании в молитвах иноверцев, самоубийц, прихожан Киевского патриархата и даже – перекрещивании?!
Вот я сегодня забыла взять платок, чтобы покрыть голову, но вы же позволили мне зайти в храм.
– Лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе! В нашем храме человек должен почувствовать дух любви, а не закона. По закону намного легче жить, чем по любви, ведь любовь – это всепрощение, доброе отношение к тому, кто причинил тебе зло. Это сострадание греховному состоянию другого, молитва за него. Но самая высшая степень любви – не сострадательная, а сорадовательная. Я радуюсь успеху вашего журнала, но молюсь за то, чтобы вы выдержали весь тот груз ответственности, который стоит за успехом. Быть публичным перед людьми намного проще, чем перед Богом.
"Православной церкви, гордящейся своей ортодоксальностью" не первый раз встречаюсь с употреблением слова ортодоксальность в смысле - маргинальность, что за глупость, весь тон этого предложения не имеет ничего общего с православием. Православие это практически точный перевод слова Ортодоксия.
"отказом в поминании в молитвах иноверцев" ну откуда такое невежество, а то что на ектиньях поминают страну, власти и воинство это что как не всеобщая молитва и за инославных и за вообще всех? Молится церковь не только не запрещает, но требует - "Молитесь за обижающих вас".
В общем странная статья.
Насчёт платков и брюк.
Любовь пишет: "Тон комментариев такой, что можно подумать, что без платка и в брюках - непристойность для женщины." А Вы, Любовь, просто внимательно посмотрите, прилично ли смотрится женщина 50-60 размера в обтягивающих брюках? И сзади, и спереди? А в лосинах? И так ли уж прилично смотрятся встрёпанные ветром волосы даже у ещё довольно молодых женщин? А седые взлохмаченные ветром волосы смотрятся прилично?
Любови:
Варварство - это грубость, дикость нрава,невежество. Если Вы пришли в храм на дверях которого написано, что женщина должна быть с покрытой головой и в женской одежде, без платка и в штанах, то это проявление грубости, дикости и хамства, по отношению к людям находящимся в храме и отрицание Бога, потому что порядки в церкви созидаются Духом Божиим. Неприятие порядков церкви - это противление Богу. Женщина которая сознательно заходит в храм без платка и в мужской одежде ставить себя выше Богородицы, которая смотрит на неё с икон. И эта женщина обязательно будет наказана за свою дерзость. Познер, например, говорит, что считать гомосексуализм грехом, есть проявление пещерного мышление.
А для христианина это грех.
Не стоит выносить на всеобщее обозрение свое невежество и дикость нрава. Лучше с помощью Божией попробовать изменить себя.
"Эти варварские, придуманные требования ..."
Прав о. Олег, лучше зайти в храм без платка, чем вовсе в него не заходить. Церковь открыта для всех. Но это ведь не повод считать церковные установления какой-то фантазией.
Неужели требование приготовиться к посещению храма, соответствующим образом одеться, может стать препятствием для человека, который собирается в Церковь?
Получается, что свой приход в Церковь Любовь обставляет ТРЕБОВАНИЕМ изменить церковную традицию: либо Церковь изменится, либо Любовь в Церковь не придет... Мне кажется, такая позиция, в первую очередь, унижает того человека, который ее высказывает. Ужели на ТАКОМ уровне решаются у современных женщин духовные вопросы.
Сейчас такие священники глаголят на каждом углу.
И у всех мнение разные. Надо соблюдать Постановления Вселенских Соборов и Апостольские Правила, чего эти священники не делают.
Для Ларисы.
Апостолъ Павелъ заповдалъ христіанамъ: жены ваши въ церквахъ да молчатъ (1 Кор. 14, 34). Собственно сими словами воспрещается женщинамъ быть церковными проповдницами. Но если имъ не предоставлено даже и для назиданія бесдовать въ храм, можно ли думать, что он здсь имютъ право празднословія? Аще ли, продолжаетъ апостолъ, чесому научитися хотящія, въ дому своихъ мужей да вопрошаютъ (ст. 35). «Имъ, изъясняетъ святый Златоустъ, не позволено въ церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чемъ-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тмъ боле не позволительно говорить напрасно. Почему же апостолъ поставилъ ихъ въ такомъ подчиненіи? Потому, что женщина есть существо слабйшее. Ей надлежитъ быть до того молчаливою, что она не должна говорить въ церкви не только о житейскихъ, но и о духовныхъ предметахъ. Въ этомъ состоитъ для нея приличіе, въ этомъ ея стыдливость». (На 1 Кор. бес. 37. На 1 Тим. бес. 9). На основаніи заповди апостольской, и шестый вселенскій соборъ правиломъ семидесятымъ за непозволительное призналъ «женамъ во время божественныя литургіи глаголати».
Фото: из архива Олега Мельничука
Большое спасибо! Огромное спасибо за статью!! Прекрасные фотографии, очень толково и внятно Отец Олег все объяснил! Спасибо! С ПРАЗДНИКОМ!
–Конечно."-с готовностью отвечает протоиерей Олег,будто эти каноны он только на днях сам лично установил.
Если теребить каноны Церкви ради захожан, то скоро ничего не останется ни от канонов, ни от Церкви.
Видимо, такая готовность к компромиссам у о.Олега от необходимости плотного общения с представителями мирской власти.Вспомните,отче,какая заповедь первая ...
Наверное, многие смотрели фильм "Игрушка", в сюжете есть ситуация, когда герой (П.Ришар) оказывается по обману и силой в ночной пижаме среди общества людей высшего света, проводящих суаре. Герой испытывает испуг, смущение, стыд - быстро извиняется и ретируется (однако событие лежит раной в его душе, и несколько позже он платит подобным своей обидчице). Зрителю симпатично такое поведение героя.
Описанная сцена, не требовала комментария и для советского зрителя. Однако все-таки необходимо осознать: почему во Франции, центральной стране "загнивающего Запада", даже во времена сексуальных и молодежных революций, описанная фабула, де-факто, считается назидательной и востребована, а в начале третьего тысячелетия в России все Православные Храмы бесцеремонно заполняются женщинами, одетыми в мужские одежды и не покрытыми головами? Неужели настоящие православные это французы?
Хорошо, есть и будут некие люди, которые считают себя иными и время свое особым, однако в Евангелии сказано навсегда: "если женщина не покрывает своей головы, то пусть бреется". Т.о. если уж Вы, женщина, забыли свой платок дома, то рассчитайте: может быть быстрее обернуться до ближайшей парикмахерской.
Церковь - это дом Бога, а не священника. В священной книге написано, что женщина должна быть в храме с покрытой головой. Господ не сказал, что лучше торговать в храме, если нет свободного времени, чем не зайти вовсе, а взял и изгнал торговцев из храма. Все начинается с малых уступок. Затем пляски в храме. После этого взрывы. Спаси, Господи, этого священника. Научи его настоящей любви и мудрости.
Чем журналистке это мешает? Что это вообще за новшества? Любовь, любовь.. а как она достигается? Любовь не бесчинствует, так что давайте оставаться в рамках дозволенного!