Чтобы не было православного гетто

Что делают наши войска на Кавказе?

На днях протоиерей Андрей Туляков, настоятель вологодского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, вернулся из «пастырской командировки» на Кавказ. Отец Андрей, председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством Вологодской епархии, ездил туда с полицейскими, которым предстоит полгода нести службу в далеко не легких условиях Кавказа, и в течение недели общался с нашими ребятами в Чечне, Дагестане и Кабардино-Балкарии. Мы задали священнику несколько вопросов.

    

– Отец Андрей, это была первая ваша поездка на Кавказ?

– Нет, это уже четвертое пастырское путешествие за последние два года. А вообще священнослужители Александро-Невского храма Вологды постоянно ездят на Кавказ с начала 2000-х годов. Я же просто продолжаю когда-то начатое благое дело.

– Не боялись ехать?

– Скорее – тревожился: всегда очень переживаешь за благополучное служение, о том, чтобы найти нужное слово для воинов, спрашивающих тебя о чем-то для них важном. И, конечно, надеешься на Бога. Страха нет: во-первых, сейчас Кавказ все-таки спокойнее, чем пару лет назад; во-вторых, бойся – не бойся, а службу свою священник нести должен, как и наши военные и полицейские; и в-третьих, если на Бога надеешься, то страх отступает – миллионы раз проверено. Так что главное – это та же самая тревога, которую испытывал и при рукоположении: служить достойно.

– Где вы были на Кавказе?

– В Кабардино-Балкарии, в Нальчике – там находится отряд вологодского СОБРа; потом в Дагестане, в Хасавюрте – там сводный отряд наших полицейских; затем в Чечне, в селении Шалажи – там наш ОМОН.

– Вы сказали о достоинстве служения. А в чем оно состоит, это пастырское служение? В чем его особенности на Кавказе?

– Я убежден, что преподать благословение людям, нашим воинам, несущим труднейшее и благородное служение на благо Отечества, – это и естественно, и необходимо. Как для Церкви Христовой, так и для самих воинов, так и для их близких и родных, оставшихся дома. А, следовательно, и для всех нас. Мы же говорим: «Наша армия», «Наша страна», «Наша Россия»? Если не говорим, то – беда: и России, и нам. Но большинство-то, я знаю, все-таки говорит. А за словами должны стоять дела. Такими словами и делами мы и становимся соотечественниками. Без этого – мы «сопаспортники» какие-то. Так что в пастырское служение на Кавказе, я думаю, входит еще и усиленное патриотическое воспитание. Оно везде кровно необходимо, просто там его необходимость осязаема: там воочию видна его востребованность в нашем обществе. Понимаете, там никогда не услышишь это преступно-брезгливое: «эта страна» – там люди понимают, что такое Россия. А зачастую и гибнут за Отечество.

– Как ведут себя местные жители по отношению к русским? Как там вообще жизнь?

Протоиерей Андрей Туляков. Протоиерей Андрей Туляков.
    

– Давайте не будем забывать, что совсем недавно русские тоже были местными жителями на Кавказе. А если брать чисто внешние впечатления, то я был удивлен прекрасными дорогами, построенными в Чечне, большими, просторными домами, чистотой и богатством – особенно в Грозном, Гудермесе, Шали. В Кабардино-Балкарии удивило огромное количество автосалонов «Мерседес», «Крайслер» и т. п. – «Автоваз» я там не увидел, и, думается, это сделать непросто. Такая картина на фоне официальных статистических данных о самом высоком по стране уровне безработицы идет вразрез с представлениями о безработных как о нищих, оборванных, голодных людях. А заодно заставляет задуматься о происхождении тех денег, на которые покупаются все эти «мерседесы» и «крайслеры». Но это так, к слову.

В Грозном, неподалеку от мечети «Сердце Чечни», находится маленький православный храм во имя архистратига Михаила. Молодой настоятель церкви, отец Алексий, рассказал мне, что в городе сохранилась маленькая русская община, что храму помогает руководитель Чечни Рамзан Кадыров, что есть небольшой приходский дом.

Сохранилась православная церковь и в Хасавюрте. Там православная община побольше, чем в Грозном. Действует кладбище: одна часть его мусульманская, другая – христианская. Кстати, кладбище прекрасно ухожено, никакого вандализма там нет. Знаю, что в Косово, в Митровице, есть мусульманское кладбище в сербской части и христианское в албанской. И если мусульманское кладбище на православной стороне в целости и сохранности, то сербское на албанской – осквернено и разрушено вместе с церковью. Такого, слава Богу, на Кавказе нет.

Да и большинство кавказцев относятся к русским с уважением и любовью. Вот, например, наши ребята рассказывают, что в разговорах с ними часто звучат просьбы, чтобы русские полицейские оставались там: мол, на своих-то молодых надежды мало в смысле порядка и законности.

– А это не лесть? Искренние слова, как вы думаете?

– Думаю, что искренние. Кавказцам войны не нужны – они же сами от них и страдают. Ведь враждебные настроения разжигаются на Кавказе и управляются извне. Из-за границы идет и финансирование банд. В этих бандах – представители решительно всех национальностей. А свои преступления они научились прикрывать «борьбой за чистоту ислама». Религиозную карту разыгрывают и вербуя местную молодежь в банды. Впрочем, это только такое «благопристойненькое» прикрытие, что ли: на самом-то деле гораздо чаще используются прямые угрозы («не пойдешь в горы с нами – убьем семью»), шантаж, плохое материальное положение семьи, мужское тщеславие («какой же ты мужик, если без автомата ходишь?»), многие виды психологической обработки. Так что местное кавказское население, особенно молодое, – это просто разменная карта для больших и очень грязных как геополитических, так и экономических игр.

– Часто слышишь такие слова: «А что Россия вообще делает на Кавказе? Построить бы нам большую стену вокруг гор – и всё будет хорошо».

– Не будет всё хорошо. Наоборот – будет всё еще хуже. Если мы уйдем с Кавказа, то случай с Косово нам покажется детской игрой: будет в разы страшнее. И заборы, о которых так любят говорить их сторонники, нам придется отодвигать всё дальше вглубь России – до тех пор, пока они не окружат отведенное нам «русское православное гетто». Впрочем, я вообще сомневаюсь, что даже гетто православным будет отведено – речь идет об уничтожении христианства и России под корень. Подумайте: сколько русских из-за войн на Кавказе в последнее время стали беженцами! Об этом не любит говорить официальная статистика, но беженцев от этого меньше не становится. Уйдем оттуда – банды двинутся дальше. Потеряем и Ставрополье, и Волгоград, и так далее.

Не надо думать, что враги России – это страшилка неуверенных в себе «ура-патриотов». Есть у нас враги, настойчиво преследующие свои цели. Мы пока, слава Богу, боремся. Перестанем бороться – нас просто сомнут, сотрут в порошок. Думаю, все наши воины это хорошо понимают.

    

– А как относятся к появлению священника солдаты и полицейские?

– Очень доброжелательно! Зачастую в сложной обстановке, лишенный привычного спокойствия и комфорта, человек вспоминает о Боге, Церкви. Когда не знаешь, что тебе готовит не только день грядущий, а следующая секунда, то начинаешь убеждаться в необходимости установлений доверительных и добрых взаимоотношений с Христом. Так что для очень многих из наших солдат и полицейских такие наши командировки – повод для размышлений о Боге и вечности. Для многих – и повод для очень серьезных размышлений и поступков. Так что нет худа без добра: даже опасность можно использовать как возможность приблизиться к Богу. Если уж в мирное время у нас это плохо получается… Хотя лучше бы получалось – глядишь, и надобность в опасностях бы отпала.

А как наши встречают священников? – С радостью. Вместе с вологодскими ребятами в Хасавюрте были полицейские из Магадана, в Шалажи – из Ростова и Саратова. Видят, что к вологодским священник приехал, – идут все: «Батюшка, благословите, мы – на молебен». Всем радость – и священнику, и наши ребята тоже себя хозяевами чувствуют: все-таки «ихний» батюшка-то приехал.

Думаю, давно уже прошло время дикарства, когда от священника бегали с полными ужаса глазами люди, накушавшиеся «антирелигиозной пропаганды». Сейчас ребята, а уж тем более в таких условиях, знают, для чего приходит священник. Нужно еще раз отметить, что служба в армии или в полиции в таких условиях – это хороший повод для качественного повышения духовной грамотности человека. Такие условия способствуют тому, что человек начинает интересоваться вещами гораздо более важными, чем то, какой рукой надо ставить свечку или из какого металла купить крестик. Люди задумываются над более серьезными – настоящими – вопросами духовной жизни.

– Еще собираетесь ехать на Кавказ?

– У священника принцип воинский: надо ехать – поеду. Даст Бог, получится.

С протоиереем Андреем Туляковым беседовал Петр Давыдов

10 октября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Неизвестный Кавказ Неизвестный Кавказ
Репортаж
Неизвестный Кавказ Неизвестный Кавказ
«Дорогой! – почти кричит наш собеседник. – Запомни! Здесь никогда не было христиан! Никогда!» «Что я, врать тебе буду, что ли? – удивляется монах. – Я же священник! Так в старых книгах пишут».
Как семинарист Василий в войсках ВКО служил Как семинарист Василий в войсках ВКО служил Как семинарист Василий в войсках ВКО служил Как семинарист Василий в войсках ВКО служил
Марина Вологжанина
Студент Сретенской семинарии Василий Лапкин рассказал о том, почему в армии больше нет дедовщины, куда подевался «наряд на столовую» и как солдаты приходят к вере.
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Студент Сретенской духовной семинарии Иван Букарев после четвертого курса ушел в армию добровольцем – и по собственному желанию попал в разведроту ВДВ. О том, почему десантники называли его отцом и зачем выполнять долг перед Родиной, он рассказал своим друзьям и порталу Православие.Ru.
Свящ. Григорий Куценко: Пастырский долг там, где была война Свящ. Григорий Куценко: Пастырский долг там, где была война Свящ. Григорий Куценко: Пастырский долг там, где была война Пастырский долг там, где была война
Беседа со священником Григорием Куценко, настоятелем храма архангела Михаила в Грозном
Наталья Нестеренко
Несколько лет назад разрушенный храм в Грозном пережил второе рождение. Сейчас здесь проходят регулярные богослужения, а сам храм стал центром социальной помощи для местного русского населения. О приходском житье-бытье рассказывает настоятель православной общины священник Григорий Куценко.
«Ты представляешь? Мы будем мучениками!..» «Ты представляешь? Мы будем мучениками!..»
О свящ. Анатолии Чистоусове
«Ты представляешь? Мы будем мучениками!..» «Ты представляешь? Мы будем мучениками!..»
Игумен Нектарий (Морозов)
Эта поездка запомнилась мне особенно хорошо — до каких-то малозначащих, но намертво въедающихся в память мелочей. Возможно потому, что она была последней из немногочисленных, но крайне насыщенных командировок в воюющую Чечню. Возможно потому, что именно во время нее произошла одна из тех встреч, которые просто невозможно забыть, а все остальное как бы «зацепилось» за нее.
Собор Архистратига Михаила Собор Архистратига Михаила
Архим. Тихон (Шевкунов)
Собор Архистратига Михаила Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Мы на днях вернулись из города, в котором в нынешний праздничный день совершается великое престольное торжество. Это – город Грозный, и в нем – разрушенный до руин кафедральный собор в честь святого Архистратига Божия Михаила. Перенесемся внутренним взором к этим руинам из красного кирпича. Что же мы видим? Горстка пожилых измученных женщин – вот, наверное все, кого земная воинствующая Церковь представила сегодня в этом храме прославлять Архангелов и Ангелов.
Комментарии
Кафолик19 октября 2013, 18:21
Михайлович Игорь.
* Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
* научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
* Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
* Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
* если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.(Исаия,1:16-20)
Почитайте Библию,толкования свв. Отцов,вникните в учение Церкви. И по вере вашей - да будет вам.
Р.Б. Мария15 октября 2013, 12:44
Добрый день.
Насколько я знаю настоятель храма Св. Архангела Михаила в Грозном отец Григорий.
Сейчас я в Грозном (в гостях у родственников),родилась в Грозном, постоянно проживаю в Подмосковье. Никакой ненависти и агрессии на себе и своих детях не испытываю. О войне здесь сейчас не принято вслух говорить. Народ очень позитивный. Конечно, было много грязи и убийств как с одной, так и с другой стороны. Но в одной семье дети бывают разные. К сожалению, со времен Каина и Авеля.
Не судите, и не судимы будите. Знаю много случаев, когда во время войны чеченские семьи укрывали в своих подвалах русские, армянские, украинские семьи от бомбежек. Тех,которые не успели уехать и у них не было своих подвалов. У нас в городе жило 160 национальностей.
Очень горько читать на православном сайте столько антихристьянских комментариев.
Спаси всех Господи!
Михайлович Игорь15 октября 2013, 11:18
Кафолику:
А если -- не дай Бог -- на Ваших глазах кавказцы будут резать глотку очередному русскому, Вы не станете вмешиваться или звонить в полицию, а прочитаете ему свою проповедь о "терпении и вере святых" ? И русский должен будет покорно подставить своё горло под кавказский нож, утешаясь тем, что "кто убивает, тому надлежит быть убиту" ?
Николай14 октября 2013, 19:29
Павел,русские творили с русскими и похлеще. При Иване Грозном,скажем,или Иосифе Сталине... Государственный зверь,потерявший дух христианства,превращается в подобное. И многие у нас до сих пор хотят их канонизировать... Поклонники зверя. Не надо забывать,что в Вечности он низложен. Нет у них царя,кроме кесаря,узурпатора Христовой человечности.
Кайпини Атоллов14 октября 2013, 12:37
Сергей ответил хорошим примером. С богословских позиций его можно перефразировать так. Кавказцам необходимо сначала явить то,что евреям велено было являть нечестивым народам,препятствующим их пути и жизни в земле Обетованной. И только после этого они воспринимают милосердие Новозаветное. Шамиля,к примеру,поразило то,что наши ему не мстили за его жестокости,после того,как он оказался в плену. И он, до определенной степени, проникся христианством и стал молиться Христу. Женственные народы хотят видеть сначала звериное,дикое,хаотическое и только потом готовы на братство. В известном смысле, антихрист - это безрассудная,дикая женственность с бородой. Сейчас в "Станице"- это показывают. Она смертельно боится Богородицы. А Она - наш покров.
Анна С.14 октября 2013, 10:49
Живу в Нальчике, республика Кабардино-Балкария не куда уезжать не собираюсь, так как террористы везде по всему миру сейчас есть. Террористическое подполье у нас почти уже подавлено полицией и спецназом. Боевики убивают всех кто не с ним не зависимо от национальности и веры. Не надо к жителям Кавказа относиться плохо, мы такие же люди, мы здесь живём все в большом стрессе так как у нас было нападение боевиков на город в 2005 году, много людей погибло и было ранено. Вчера 13 октября годовщина была. И после этого убийства боевиками милиционеров, муфтиев, культурных деятелей, журналистов и представителей власти не прекращаются. Поэтому люди отсюда уезжают и не только русские, все, потому что страшно . У нас в городе два храма , слава Богу пока покушений на батюшек и храмы не делали боевики, видимо Бог хранит .
Павел14 октября 2013, 09:40
Братья и сестры. Обратите внимание на то, что у нас в стране мусульмане избивают, насилуют, грабят издеваются и т.д. над людьми.
Примеров масса и видео в интернете масса. И множество таких случаев не расследуется, потому, что полиция подкупается.

Вот очередной пример:
http://vk.com/mstrokru?w=wall-50583910_2409

«Вставай на колени!», - орёт азербайджанец на русского парня, их окружает толпа. Русский подчиняется, следует новый приказ: «Говори, что ты обезьяна!», требует агрессор в красной куртке. Парень соглашается: «Я обезьяна» и получает удар ногой в лицо от кого-то из толпы, падает. Его окружают кавказцы и требуют не притворяться, а заводила в красной куртке бежит и снова требует кого-то встать на колени.
Кафолик13 октября 2013, 20:51
Они не вне закона,который един для всех,включая дьявола. Того закона,о котором Господь сказал: и как хотите,что-бы с вами поступали люди,так поступайте и вы с ними. А Апостол Иоанн в Апокалипсисе: кто убивает,тому надлежит быть убиту и кто ведет в плен,тому самому должно оказаться в плену. Здесь терпение и вера святых. Там-же сказано,что зверь святых победит,а его самого Господь. Но слова Господа вне времени,поэтому верующие у которых Его Царство уже внутри,переживают эту победу и в истории. Поэтому,если мы исполняем заповеди,то дьявол и его последователи ничего сделать не могут: противостаньте ему и убежит от вас. А если Бог попускает ему,подобно,как с Иовом,который образ Его Самого(близкий друг),то это и есть величие,хочется думать,свойственное и нашему народу. Именно поэтому - православному. А если не исполняем,тогда и говорить не о чем. Тропарь новомученикам и исповедникам Российским заканчивается именно этим прошением: тех предстательством долготерпеливе Господи,страну нашу в Православии сохрани до скончания века. Т.е.раз в Православии,значит Россия до конца времен! Верующие тоже будут до конца времен; Россия и ее Церковь - маяк для них. А насчет псов и свиней - ответ известный. В Ветхом Завете говорит Тот же Бог,что и в Новом... Есть повеление,что таковые да: будут вам,как язычник и мытарь...
Гость13 октября 2013, 12:46
Если честно, то на сайте все чаще появляются какие-то необдуманные слова, фразы, статьи.. То разжигание вражды, то деление на своих и чужих.. Такое впечатление, что все делается по лекалам ТВ: самое главное, чтобы был резонанс и куча комментов.. И чтобы не быть голословным: вот что означает подзаголовок "Что делают наши войска на Кавказе?". Кто это,- НАШИ и НЕ НАШИ?. Дорогие, авторы, Кавказ - это Россия!!! И еще перл из статьи: "А что Россия вообще делает на Кавказе?" Извините, но это уже явно перебор.. Что может делать Россия в России??. Думайте, господа, думайте, прежде чем писать.. Мне всегда хочется сказать, тем, кто делит мир на "русских" и "нерусских": "Однажды Господь не признает в вас "своих", потому что вы очень усердно признавали Его не "своим", ведь и Он тоже - "нерусский".. Всех благ всем!.
Сергей13 октября 2013, 08:57
Чтецу Виктору. Добиться их уважения... очень хорошо.Однако Вам нужно знать, если еще не знаете, национальные особенности кавказского уважения )). Служил в 88-м в одной из военно-строительных частей. Уже в карантине (рота свыше 300 человек) призыв из Дагестана (40 человек) сразу стал "показывать себя" - отбирать деньги у русских кто послабее, пытаться переложить на них задания сержантов по уборке. А поскольку они сразу начали "залетать" с нарушениями, в основном отказываясь выполнять приказания, то уборка им доставалась в туалетах почти всегда. Наезжать на всех подряд было неразумно и дело закончилось массовой дракой в умывальнике, где дагестанцам конечно сильно досталось, во-первых в виду массового преимущества славян, а во-вторых потому, что в карантине как раз была сотня ребят из Казани, больших специалистов по массовым побоищам. Интресное началось позже. На следующий день к нам пришли знакомиться часть этих дагестанских ребят, в основном городские. Оказалось они сами не очень любят своих земляков (горных), но так принято у них, своих поддерживать до последнего. И еще сказали: "Мы не могли с вами знакомится пока не подрались, у нас так не принято. Если бы вас побили, тоже не стали бы дружить, значит вы слабые, вас бы угнетали". Это национальные особенности, так их с детства воспитывали - дружить можно только с сильным, слабого нужно давить! Ребята неплохие были, честные, открытые. С некоторыми даже хорошо дружили потом, но мозги у них таким воспитанием серьезно испорчены.
Михайлович Игорь12 октября 2013, 20:12
Кафолику:
А как по-Вашему, в поисках национальной идеи, когда "мы терпеливо их смирять должны,показывая пример" -- сколько ещё русских глоток должно быть перерезано, чтобы пример был воспринят? И как "терпеливо смирять" того, кто не считает тебя человеком?
Кафолик11 октября 2013, 14:17
Кавказоненавистникам. Да,местные не крещены,но если вы заходили на Всенощную,там читается молитва: Христе Свете истинный,просвещаяй и освящаяй,ВСЯКОГО человека грядущего в мир. В этой ненависти слышится: мы переносим тягость и зной дня,а Ты сравниваешь нас с ними... Русский народ и велик,потому что принял такую Веру. Те народы,как капризные красотки,чуть тронь скандал,истерика,а мы терпеливо их смирять должны,показывая пример. Это трудно и требует самоотречения - это мессианство,та самая национальная идея,которую ищут... Иначе чем мы отличаемся; наша Вера от ихней?.. Раньше на Кавказ служить просились,что-бы возмужать,осознать и укрепить свою веру. Пройдя сквозь эти испытания,глубже задумывались о своей жизни и призвании. Почувствовав это смирился даже гордый и воинственный Шамиль. Посмотрите "Последний парад победителя"- об Ахмате Кадырове.
Николай11 октября 2013, 14:14
Я в советское время служил в армии вместе с ребятами чеченской и ингушской национальности. Уже тогда они объединялись против нас по принципу - Кавказ под зеленое знамя ислама и пытались всех себе подчинить. Для них тогда люди другой национальности - в основном русские были врагами и ничтожествами. С тех пор много воды утекло, но семена ненависти проросли и дали плоды. Насчет кого нам бояться или не бояться я перескажу слова одного мудрого чеченца - бояться нужно только Бога. Мы же Бога не боимся и сами знаем, как нужно выходить из сложных ситуаций. Результат тоже мы знаем.
Олесь10 октября 2013, 23:41
В результате, как известно, это кончилось тем, что русский город Грозный, русское население которого было преступно уничтожено чеченскими бандами или вынуждено было бежать, превратился ныне в форпост экстремистского панисламизма и ваххабизма, стремящегося распространить свою экспансию на прилегающие русские территории.
Исторический опыт убедительно свидетельствует, что наивно пытаться задобрить или откупиться от бандитов. Будучи бандитами они понимают хорошо только язык силы.
Во всяком случае, нашим власть предержащим, поклонникам американской демократии и политики, следовало бы помнить и следовать рекомендации президента Теодора Рузвельта - "speak softly and carry a big stick" ("говорите мягко но носите {имейте} большую дубинку").
Олесь10 октября 2013, 23:39
Мне довелось служить в 1958-61г.г. в Грозном, в дивизионе Внутренних Войск, созданном для поддержания порядка после восстановления ЧИАССР (Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики) в 1957г. Сразу же после этого в Грозном и др. городах восстановленной Республики начались грабежи, убийства, бандитизм. Бандиты совершали преступления преимущественно против русского населения, которое преобладало в городах, а иногда и против своих соплеменников, не поддерживающих их, и затем скрывались в горах.
В августе 1958г. в Грозном были жестоко убиты чеченцами 3-ое русских парней, вернувшихся из армии. Хрущевские советские местные и центральные власти не приняли немедленных и решительных законных мер к преступникам, трусливо опасаясь, что это заденет национальные чувства чеченцев и только усилит их враждебность. В результате это вызвало народное возмущение русского населения и привело к мощному восстанию, которое было решительно подавлено со многими арестами и жестокими приговорами, без малейшей боязни, что это оскорбит и ранит национальные чувства русских жителей Грозного,униженных чеченским безнаказанным растущим бандитизмом. Не также реагировали на проявления чеченского бандитизма и либерально-демократические ельцинские правители России, что только способствовало разгулу чеченского бандитизма и смыканию его с зарубежными спонсорами?
Геннадий10 октября 2013, 20:47
Был со мной случай в Пятигорске. Еду по центральной улице, пробка, две полосы в одном направлении, поток ползёт со скоростью велосепидиста. Перед перекрёстком пытаюсь перестроиться в правый ряд, там образовался просвет, пытаюсь вклиниться. Авто с номерами 73 региона поддаёт газу, и не даёт перестроиться, следом с номерами 95 региона, притормаживает и уступает дорогу. Тот, 73й, когда поток тронулся, остаётся неподвижным, я перекрыв две полосы сигналю ему, он высовывается из окна и с руганью что-то кричит, я ему показываю, что по его вине перекрыл обе полосы. 73й, славянской национальности, возрастом за 30, массивного телосложения, в машине 95 региона, чеченец средних лет.
Алексей10 октября 2013, 19:54
Честное слово, мне непонятно почему всегда приводят этот аргумент - уйдем с Кавказа - потеряем чуть-ли не всю Россию. В чем фактическое обоснование этого? Вести военные действия на территории противника и удерживать опасность на расстоянии, в этом что ли? Но пока жители Кавказа являются гражданами РФ они могут свободно передвигаться по России. Интересно, что было бы в городах Израиля, если между ним и Палестиной не было стены? Боитесь потерять Кавказ, а лишиться Сибири и Дальнего Востока не боитесь? А как думаете, хватит силенок чтобы удержать то и другое, может пора уже определить приоритеты, как раз отсечь руку, чтобы не потерять все тело. И еще, русский народ ушел (бежал)с Кавказа, и вернется ли? Так зачем же удерживать территорию, которая фактически нам не принадлежит? Может для того, чтобы не создавать соблазна другим, входящим в состав РФ. А если через года повторится ситуация с самопровозглашением свободной Ичкерии - что тогда, третья чеченская война? Так не лучше ли сделать шаг первыми.
Дмитрий10 октября 2013, 19:37
«Как для Церкви Христовой, так и для самих воинов, так и для их близких и родных, оставшихся дома.» - Кто же, пардон, Церковь Христову, от указанного сообщества отсоединить успел?
«– Давайте не будем забывать, что совсем недавно русские тоже были местными жителями на Кавказе.» - А маленькая община церкви Архистратига, а с ними и иные по весям Кавказа, сами из гостей будут? Надеюсь это частное мнение отдельного пастыря, а не взвешенная пропаганда сепаратизма. Русские были, есть и будут местными на Кавказе. Они его традиционные жители, в разные времена с разной плотностью заселения и особенно взаимовыручки. Протоиерею спасибо за визит. Укрепляйте, примиряйте, вдохновляйте и комментируйте с мудростью змеи и кротостью голубя.
чтец Виктор10 октября 2013, 16:35
Ларисе и другим: мы ДОЛЖНЫ добиться их уважения и достигнуть этого можно не столтко пролитием крови, сколько тем, чтобы россияне стали уважать и любить свою страну и работать на её благо. Если не решить проблемы на Кавказе, они придут в Россию.
Юлия Мазур10 октября 2013, 15:37
Ларисе.
Батюшка так и пишет: Если мы уйдем с Кавказа, то случай с Косово нам покажется детской игрой: будет в разы страшнее. И заборы, о которых так любят говорить их сторонники, нам придется отодвигать всё дальше вглубь России – до тех пор, пока они не окружат отведенное нам «русское православное гетто». Впрочем, я вообще сомневаюсь, что даже гетто православным будет отведено – речь идет об уничтожении христианства и России под корень. Подумайте: сколько русских из-за войн на Кавказе в последнее время стали беженцами! Об этом не любит говорить официальная статистика, но беженцев от этого меньше не становится. Уйдем оттуда – банды двинутся дальше. Потеряем и Ставрополье, и Волгоград, и так далее.
vera10 октября 2013, 14:02
Считаю, что потенциально большинство населения Чечни способно к терроризму против России, иначе зачем там были бы нужны наши ОМОНовцы, местное население и не собирается бороться с терроризмом на своей территории, их все устраивает, не будет платить Кадыров, заплатит "Аль-Каеда". Без помощи местных жителей террористы не просуществовали бы второе десятиление.
Георгий10 октября 2013, 13:35
"Да и большинство кавказцев относятся к русским с уважением и любовью"
"Кавказцам войны не нужны – они же сами от них и страдают. Ведь враждебные настроения разжигаются на Кавказе и управляются извне"
"...сколько русских из-за войн на Кавказе в последнее время стали беженцами! Об этом не любит говорить официальная статистика, но беженцев от этого меньше не становится"
как совместить эти фразы?
если всё зло только извне, то почему же так легко поддаются этим внешним силам те, "которым войны не нужны"?
почему так много беженцев и главное - ПОЧЕМУ русские не хотят возвращаться к тем кому "войны не нужны"??!!
почему Евкуров даже хочет закрепить за каждой вернувшейся русской семьей "кураторов"-ингушей?!!!!!
может все же поговорим о внутренней почве на которой так легко всходят семена "враждебных настроений"? наверняка и в Вологде имеют место случаи "бытовых ссор" - вот про них бы статью

дед Фадей10 октября 2013, 12:51
Просто Рай на кавказе! Интересно много русских вернулись в свои дома и квартиры?
Геннадий10 октября 2013, 12:08
Правильно батюшка всё описал, ничем не погрешил. Живу в КБР, в русском, казачьем (в прошлом) городе, предки мои казаки. До начала девяностых, город был населен только русскими, да ещё немцев было много. Немцы в массе своей повыехали в фатерлянд, русские, приехавшие во времена ссср, когда на Кавказе было модно жить, тоже в массе своей выезжают, есть куда. Пытаются выехать и многие другие, но не из-за того, что страшно жить, это сказки, в основном из-за безработицы и мизерной зарплаты. Средняя з-а в моём городе меньше средней пенсии.
Бываю в Пятигорске очень часто, в неделю три-четыре раза. Люди в Пятигорске доброжелательные (как и в моём городе) не взирая на национальность. Знаю, что в Пятигорске произошли большие сокращения, многие потеряли работу. Где пятигорчанам её искать, наверное, первое, что придёт в голову, в столицах РФ?
Лариса, не удивлюсь, если вы выехали в Москву за сытой жизнью, да за длинным рублём (как говорили в ссср) так сделали многие мои знакомые. Когда вы продавали своё жильё, если не секрет, какой национальности был ваш покупатель? Так же и у тех, кто повыехал за все эти годы? Кто и какой национальности вселился в их дома? Теперь же, похоже, вы ищете себе оправдания?
Алексей10 октября 2013, 10:19
Зравствуйте Отец Андрей! Знаю как "они" расползались по всей России в девяностые и знаю как "наши" тормозили их.
Но кто такие эти "они"? кто укажет мне на мой дом как на гетто? Банды что-ли? Кто может хозяйничать в доме сильного не связав сильного?
Будем любить врагов по заповеди Царя нашего и по правилам установленным Св. Александром Невским и...
А стену "они" постороят сами, да уже и строят. И пусть богаче будут на деньги "наши". Не жалко "верхней одежды", да и "нижнюю одежду" отдадим пусть живут с радостью и миром.
Жирок им не помешает, а нам он не к чему. Была бы голова светла да разумна.
Низкий поклон бойцам стоящим там и Вам лично!
Лариса10 октября 2013, 09:23
Радужная картина. Батя или всего не увидел, или не может сказать. Как вы думаете, люди, которые казнили о. Анатолия Чистоусова, Евгения Родионова и многих других, взялись из воздуха и в нем же растворились?
А мои родственники, которые в Пятигорске живут, говорят, что ваххабитские вербовщики активно действуют даже в Ставропольском крае,не говоря за КБР, даже в ВУЗах, и что в Пятигорске им как реальная сила противостоят только казаки, и откуда тогда, при таком уважении к русским постоянные теракты, и почему русские массово покидают Кавказ? Нет там никакого уважения к русским. О том, как к нам относится Кадыров, свидетествует памятник в Дади-Юрте и день чеченской женщины, установленный в память о том, как женщины из Дади-Юрта прыгали с моста в воду, утягивая за собой ермоловских солдат. Они нас презирают глубоко. Переменись ситуация, там тут же станет как в Сирии.
Лариса, родилась на Кавказе, живу в Москве
Светлана10 октября 2013, 09:02
Прекрасная статья. Спасибо. Спасибо батюшкам, которые служат вместе с нашими ребятами ! Я верю нашим священникам, которые рассказывают о ситуации на Кавказе, только им.
Спасибо за трудное служение !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×