Что знает о Швеции среднестатистический россиянин? На ум сразу приходят с детства знакомые словосочетания «шведский стол», «шведская семья» и, возможно, «шведский социализм». Однако вряд ли кто-то из нас подумает о шведском Православии. Между тем свет истинной веры светит на земле потомков викингов уже много сотен лет. О судьбах Православия в Швеции и своем непростом служении под северным небом рассказывает настоятель расположенного в Стокгольме Сергиевского прихода Московского Патриархата протоиерей Виталий Бабушин.
– Отец Виталий, Православие в Швеции имеет достаточно долгую историю. Как давно был создан стокгольмский приход преподобного Сергия Радонежского?
– Наша община молода и стара одновременно. В 2017 году мы будем отмечать 20-летие Сергиевского прихода и 400-летие русской церковно-приходской жизни в Швеции. Этот юбилей ключевым образом связан с другой юбилейной датой – подписанием Столбовского мирного договора между Россией и Швецией в 1617 году, один из пунктов которого провозглашал возможность русским посольским и торговым людям (в основном приезжавшим из Новгородских земель) иметь в Швеции свою церковь, священника, утварь и богослужение по русскому чину. Для шведской стороны определялась равная возможность иметь то же самое в русских землях, однако до сих пор наш русский приход Московского Патриархата не имеет своей церкви. В отличие, например, от шведской протестантской общины святой Катарины в Санкт-Петербурге.
В Стокгольме небольшое храмовое помещение имеется только у прихода Вселенского Патриархата, некогда вышедшего из-под омофора Патриарха Московского. До недавнего времени это был единственный существовавший несколько столетий русский приход в Швеции. После возвращения значительной группы прихожан в лоно Московского Патриархата и начала богослужебной жизни Сергиевского прихода в 1992 году, мы с каждым годом всё острее испытываем чувство некоей исторической несправедливости и необходимости поддержки со стороны нашей Родины. Сегодня нас более 800 человек, но регулярно участвует в Таинствах, к сожалению, четвертая часть от общего числа прихожан. Во многом виной тому помещение, которое мы арендуем у лютеранской Шведской церкви. Оно крайне мало (рассчитано на 30 человек), а купить здание или начать стройку своими силами мы не в состоянии. Аренда боле просторного помещения в настоящий момент может окончательно закрыть для нас надежду иметь свой храм. Тому есть ряд причин, прежде всего наша финансовая несостоятельность.
![Отец Виталий на фоне подсобного помещения протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Фото автора](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102019/201988.p.jpg?0.7071133116260171)
Надо признать, что Швеция ни чинит никаких особых препятствий для жизни нашего прихода, даже наоборот – выплачивает незначительное пособие и отчасти материально поощряет культурно-просветительские мероприятия. Однако в деле с будущим храмом ставит перед нами исключительно коммерческий вопрос, и цена этого вопроса для Русской Церкви всегда почему-то запредельно высока.
Поэтому я пользуюсь возможностью со страниц сайта «Православие.Ru» дерзновенно обратиться за помощью ко всем, кто в состоянии внести посильную лепту в развитие Русского Православия в Швеции. Я предлагаю тему 400-летнего юбилея Столбовского мирного договора и первого зарубежного прихода Русской Церкви в Европе как повод для широкой огласки культурных, политических и религиозных связей России и Швеции и как повод для привлечения церковных, государственных и частных структур к преодолению исторической несправедливости в отношении уже не сотен, а тысяч наших соотечественников, оказавшихся в Швеции и до сих пор не имеющих своего храма и культурного центра.
К юбилейному 2017 году Сергиевский приход запланировал ряд праздничных мероприятий, одним из которых станет научно-практическая конференция, посвященная культурно-историческим связям Швеции и Новгорода. Мы рассчитываем привлечь русскую и шведскую общественность, ученых, СМИ и священноначалие. Но, не имея своего здания храма, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев, и вся наша 400-летняя русская церковная история на Свейской земле будет достойна разве что сочувствия, а в конечном итоге может в недалеком будущем предаться забвению.
Не имея своего здания, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев
– Отец Виталий, срок аренды подсобного строения протестантской церкви на улице Бельмансгатан, в котором располагается ваш приход, подходит к концу. Как скоро наступит тот день, когда Сергиевский приход, как говорится, попросят освободить помещение?
– Я думаю, что этот день, о котором вы говорите, не станет для нас неожиданностью. Если нас попросят освободить помещение, будем искать, где можем арендовать новые площади. Этим вопросом мы уже заранее озаботились. Но, к сожалению, даже аренда нового помещения, как я уже заметил, для нас сегодня весьма непростая задача. Нас не выгоняют отсюда, и слава Богу, потому что нам идти пока некуда.
В 2013 году в рамках акции «Русскому храму – быть!» мы начали оповещать русскоязычную и шведскую общественность в Стокгольме о своем намерении приобрести церковное здание или построить храм. Для этого мы завели особый счет, точнее – он был уже открыт Сергиевским приходом, но о нем мало кто знал, потому эту акцию мы начали проводить с помощью нашего обновленного сайта на домене «Приход.Ру».
– Принесло ли это какой-то результат?
– Я очень радуюсь тому, что люди откликаются на призыв, жертвуют и по 10, и по 20 крон, есть пожертвования по 500 и по несколько тысяч крон и даже редкие пожертвования по 100 тысяч крон. Сбор средств проходит максимально прозрачно, ведомость публикуется на нашем сайте, так же своевременно и открыто будут публиковаться и расходы, связанные с предполагаемым строительством или покупкой храма. Благотворители в перспективе могут войти в попечительский совет, в роли которого выступает совет прихода.
За первые годы существования накопительного счета, еще до акции «Русскому храму – быть!», было собрано около 120 тысяч шведских крон (чуть более 12 тысяч евро). С момента начала акции в 2013 году сумма накоплений составила более 800 тысяч крон. Однако тот темп, с которым собираются пожертвования, учитывая рост цен, позволит нам подойти к строительству или покупке храма лет через 20.
Цены на недвижимость и землю в Стокгольме и окрестностях очень высокие, их крайне завышают выступающие в качестве посредников маклеры. Скажем, расположенная неподалеку от нас церковь на площади Мариеторьйет недавно выставлена на продажу за 30 млн. крон (более 3 млн. евро). Эта цена, на мой взгляд, почти в 2 раза завышена, реальная стоимость такого некоммерческого здания (я консультировался с юристом) составляет максимум 17 млн.
Негодование шведского пенсионера, увидевшего купол храма и крест, может стать решающим фактором для запрета строительства
– Что предпочтительней для вас: построить здание с нуля или купить готовое?
– Мы периодически делаем мониторинг в шведских коммунах, прилегающих к Стокгольму, и я должен сказать, что земельные участки стоят более чем дорого. Кроме того, строительство в Стокгольме скорее всего будет весьма и весьма затруднительно ввиду не только отсутствия подходящей по размеру площади, но и пусть, может быть, не очень традиционной (из-за особых требований властей), но вполне узнаваемой характерной для русской церкви архитектуры. Негодование гуляющего по парку шведского пенсионера, увидевшего рядом с дорожкой, по которой он привык всю жизнь ходить, купол храма и православный русский крест, может стать решающим фактором для запрета строительства.
![Вторая комнатка помещения Сергиевского прихода – это одновременно детская и взрослая воскресные школы, трапезная, иконописная школа, место бесед, семинаров и лекций. Фото автора](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102019/201992.p.jpg?0.3062474522739649)
Тут также есть и другой момент. Если мы приобретем участок километрах в 40 от центра Стокгольма, в отдаленной коммуне, располагающей земельными угодьями, то люди, которые посещают наш храм, находящийся в центре, один-два раза в неделю, боюсь, смогут приезжать лишь несколько раз в год. Из сотни прихожан, которые приходят на воскресные службы, я думаю, за город доберутся человек десять-пятнадцать, так что предвижу значительное снижение посещаемости. Потому приоритетом для нас остается поиск недвижимости в Стокгольме.
Мы концертов не даем, а наш храм – всегда битком
– Некоторые скептики говорят: у РПЦ, дескать, есть миллионы, так почему она не тратит их на покупку церковных зданий за рубежом?
– Я бы предложил людям, задающим такие вопросы, приехать к нам в приход в Стокгольме на какой-нибудь церковный праздник. Православные вынуждены стоять в тесноте, духоте. Рядом – большая протестантская церковь Марии Магдалины, где никогда, даже на Пасху и Рождество, не бывает много народа. Единственное, что может завлечь туда шведов, – это органный или джазовый концерт, и то храм будет далеко не полон, а мы концертов не даем, а храм – всегда битком.
![Рождество-2015. Богослужение проводится в арендованной протестантской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102019/201993.p.jpg?0.2585819016676396)
И дело тут не в квадратуре. На Рождество и Пасху мы арендуем большие шведские храмы, и они всегда заполнены. И те прихожане, что ходят на службы, – это не банкиры, а обыкновенные люди, оказавшиеся на чужбине. Московский Патриархат в данном случае – это мы, а мы тут не располагаем миллионами. Если бы они у нас были, мы бы купили подходящее здание и для храма, и для наших приходских школ. Сейчас у нас всё располагается на очень маленькой площади: богослужебная жизнь, детская и взрослая воскресные школы, здесь же и трапезная, здесь проходят разные встречи, беседы, семинары, ютится иконописная школа.
– Отец Виталий, расскажите, пожалуйста, кто еще помимо вас служит в Сергиевском приходе.
– Почти два года назад нашего прихожанина Павла Макаренко рукоположили в священный сан. Отец Павел получил назначение в удаленный на 100 километров от Стокгольма город Вестерос. У него небольшой приход, посвященный Казанской иконе Божией Матери, там примерно те же проблемы, что и у нас: приходится арендовать небольшое помещение у Шведской церкви. Поскольку отец Павел живет в Стокгольме, я прошу его также помогать нашему храму.
Я и наши прихожане очень признательны отцу Павлу за помощь. Священник Александр Пискунов, первый настоятель Сергиевского прихода, под руководством которого много лет еженедельно проходят занятия нашей иконописной школы, хоть и вышел за штат, но также помогает в богослужениях и приходской жизни.
– Поделитесь, пожалуйста, статистикой по богослужебной жизни Сергиевского прихода.
– Четыре года назад, когда я приехал в Стокгольм, в воскресный день у нас было около 25–30 причастников. Сейчас у нас меньше 60 не бывает. Если 60 человек будут исповедоваться по одной минуте – это час, но за одну минуту человеку, как правило, не удается даже о главном рассказать, не то что затронуть какие-то навязчивые греховные мелочи и всё детально разобрать и покаяться. Поэтому очень трудно представить себе одного единственного священника и его большую паству в очень тесном помещении, где каждый надеется, что его выслушают, поймут, уделят нужное время, помогут и при этом не задержат окончание богослужения. В нашем случае именно так и было, за исключением того, что служба всегда затягивалась из-за исповеди. Сейчас, благодаря помогающему духовенству – отцу Александру и отцу Павлу – богослужение приобретает правильный, строгий и стройный характер.
В последние пару лет в приходе действует шведская группа катехизации. Приходящих к Православию шведов катехизируют именно православные шведы. Такая практика приносит добрые плоды. Наверное, с точки зрения шведа, мы, русские, в особенности священники, даже с хорошим знанием шведского языка всегда останемся отчасти чужими, несмотря на христианское единство, и не всегда можем иметь авторитет. Чтобы расположить шведов к русскому Православию, я предложил шведской части нашего прихода заняться катехизацией и подготовкой печатных материалов просветительской направленности. Мы только начинаем эту работу, и поэтому итогов пока особых нет. Есть добрый плод – начата работа. Далее Господь поможет!
Приходящих к Православию шведов катехизируют именно православные шведы. Такая практика приносит добрые плоды
Еще могу сказать, что за последние два года (с 2013 по 2014 годы) в приходе крестилось свыше сотни человек. В основном это дети, но было и с десяток взрослых. Крестились трое шведов.
Такая же статистика, правда, раз в десять в процентном соотношении меньшая, чем в Стокгольме, в других наших приходах в Швеции, но только там, где чаще всего совершаются регулярные богослужения. Имею в виду города Вестерос и Умео. Кстати сказать, в прошлом году для Петропавловского прихода в городе Умео был рукоположен священник – иерей Иоанн Бурлак. Отец Иоанн несколько лет до этого жил и работал на севере Швеции, был прихожанином в приходе города Умео. Теперь он там настоятель. Так что можно сказать, что благочиние Патриарших приходов Московского Патриархата в Швеции насчитывает четырех священников.
– Двое из четырех священников – это бывшие прихожане: можно сказать, что в Швеции идет своеобразное естественное воспроизводство священнослужителей. Стоит ли ждать новых священников и новых приходов?
– Вполне. Подрастает наша молодежь, некоторые помогают в алтаре, можно реально рассматривать вариант их обучения в семинарии и возвращения сюда с перспективой стать священниками.
Всего у Московского Патриархата в Швеции сейчас восемь приходов, четыре из них (в Стокгольме, Гетеборге, Вестеросе и Умео) зарегистрированы в Камер-коллегии, то есть официально входят в состав благочиния. Не зарегистрированы те приходы, которые имеют определенные экономические проблемы, поскольку регистрация требует создания финансового счета. Священник приезжает в такой приход, по шведским правилам, как в религиозную группу, а на самом деле это полноценный организованный приход под руководством, или, как мы говорим, окормлением, священника, принятый в общение с Русской Церковью особым постановлением Священного Синода.
– Отец Виталий, для того, чтобы окормлять приходы Московского Патриархата в Швеции, вам часто приходится садиться за руль и отправляться за несколько сотен километров от Стокгольма. Трудно было привыкать к такому служению после службы в Московской епархии?
Одна такая Литургия вместе с дорогой занимает почти два дня
– К подобному походному образу жизни семейному человеку, имеющему маленьких детей, привыкнуть очень трудно, поскольку одна такая Литургия вместе с дорогой занимает почти два дня. Поначалу это вообще воспринималось мной как подвиг. Однако во многом благодаря моей матушке Юлии, терпеливо и участливо относящейся к моему служению, вскоре пришло ощущение, что мы в Швеции все одна большая Христова семья, и обычно задумываешься не над тем, сколько километров тебе рулить, а чем полезным заняться в дороге. Например, послушать давно желаемую музыку, интересную лекцию или шведский продолжить учить. Когда передвигаешься поездом, возможностей для занятий больше. Обычно что-то читаю, составляю богослужебное расписание или отвечаю на электронные письма.
![Две комнаты, в которых размещается Сергиевский приход, соединяет лестница, на которой порой из-за тесноты во время богослужений стоят и сидят прихожане. Фото автора](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102019/201997.p.jpg?0.4058605346363038)
Священнику, служащему в Московской епархии, трудно, наверное, себе представить еженедельные поездки из Москвы в Мурманск для того, чтобы служить Литургию для 10–20 человек. От Стокгольма до Лулео (самого отдаленного от Стокгольма прихода) – 900 километров, как от Казани до Москвы. У священника из Стокгольма такая поездка бывает примерно раз в месяц. Но всегда по субботам, то есть еженедельно, приходится выезжать в другие приходы, находящиеся на расстоянии 300, 500 километров. Чаще всего езжу я, отец Павел окормляет приходы вблизи города Вестерос, в Евле, также он помогает в Упсале, Арбуге. Иногда приезжает по моей просьбе в Гетеборг. В Покровском приходе Гетеборга бывает и отец Александр, как церковный художник проводит мастер-класс по иконописи.
От Стокгольма до Лулео (самого отдаленного от Стокгольма прихода) – 900 километров. Такая поездка бывает примерно раз в месяц
Слава Богу, что отец Иоанн из Умео сейчас охватывает северную часть Швеции – лен Норботтен. Мне ехать из Стокгольма 900 километров или ему 250 из Умео – значительная разница. Отец Иоанн очень выручает. А я из Стокгольма стараюсь проводить с отдаленными приходами еженедельные встречи в формате «Скайп»-конференции. Изучаем Священное Писание, говорим о Боге, церковной жизни.
Еще один отдаленный приход в Хельсинборге, на границе с Данией, посещает священник Сергий Бондарев, настоятель прихода святого благоверного Александра Невского в датском Копенгагене.
– Получается, что в любой точке немаленькой по европейским меркам Швеции найдутся православные?
– Да, найдутся. Есть места, где они неорганизованны и где священник бывает только в виду частных просьб, приезжая к больным, умирающим. К сожалению, наши соотечественники в Швеции часто вспоминают о своих православных корнях только тогда, когда случается что-то нехорошее: кто-то заболел, скончался. Начинают искать священника. В такой драматической ситуации выясняется, что они хотели бы быть православными с приходской точки зрения, но не знают вокруг никаких других православных, поскольку не общаются с другими выходцами из России.
– Отец Виталий, расскажите о внебогослужебной жизни Сергиевского прихода.
– У нас есть своя молодежная группа, состоящая из еще совсем юных прихожан. На базе детской воскресной школы мы проводим наш молодежный семейный лагерь с участием молодых пап и мам с детьми. У некоторых из них по четыре-пять детей в семье. Некоторые в этом году готовятся в шестой раз стать родителями. Молодцы!
![Участники молодежного семейного лагеря Сергиевского прихода. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102019/201999.p.jpg?0.935006391024217)
Мы выезжаем за пределы Стокгольма, снимаем помещение и проводим недельный лагерь, в котором дети вместе с родителями и священником учатся совместно проживать эти дни, молиться, готовить еду, ходить в лес, совершать там Литургию, друг другу помогать, быть в дружине, в одной команде, разделять и дождь и зной, жить под одной крышей. Одно дело, когда ты приходишь на службу по воскресным дням на один-два-три часа, а другое – когда мы находимся друг у друга на глазах в течение недели. Это, конечно, оставляет впечатление и желание собираться вновь и вновь.
– Совершает ли ваш приход паломничества, благо что для поездки, например в Грецию, виза не нужна?
– У нас есть предложения от некоторых паломнических фирм, но, к сожалению, в нашем приходе пока нет человека, который взял бы на себя организацию таких поездок. В прошлом году, когда отмечалось 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, мы запланировали поездку в Троице-Сергиеву Лавру. Прихожане активно включились в подготовку поездки – так было до тех пор, пока я не объявил цену пребывания в России. Паломнические и туристические фирмы, с которыми мы связывались, воспринимают нас как иностранных туристов с толстым кошельком, но это не так. Так что если среди нас найдется хороший организатор, готовый взять на себя подготовку поездок, впереди у нас перспектива посмотреть Европу или спланировать паломничество в Грецию.
– Кто знает, быть может кто-то из российских священников, читателей сайта «Православие.Ru» захочет стать принимающей стороной для паломнической группы из Швеции, обеспечив местом для проживания…
– Возможно. Мы были бы бесконечно признательны за такую помощь.
– Подъем патриотизма среди соотечественников как-то повлиял на состав прихожан?
– В принципе у нас достаточно стабильная паства, которая ходит в храм вне зависимости от политических событий. Мы, духовенство, стараемся снизить градус напряженности, которую люди могут испытывать из-за своих политических взглядов.
Церковь – это единственное место, где мы не говорим о политике. Когда в политике всё нормально, люди придерживаются более-менее однородных политических взглядов, тогда и говорить нечего. А когда политическая обстановка накаляется, хочешь – не хочешь, а эти разговоры в церкви всё равно бывают. Здесь и в других наших шведских приходах имели место пара инцидентов с георгиевской ленточкой: люди просили меня убрать «эти символы фашизма». Поэтому я бы предпочел, чтобы мы вообще не говорили в церкви о политике.
– Но вы ведь не убрали георгиевские ленточки?
– В День Победы я эти символы не убрал, но впредь тактично провожу с людьми разъяснительную работу.
Знамя Победы, георгиевские ленточки – священные символы. Но воспитанные на либеральных СМИ соотечественники зачастую воспринимают их совсем по-другому
То, что является сокровенным для каждого русского человека, воспитанные в Швеции на либеральных СМИ соотечественники зачастую воспринимают совсем по-другому. В Церковь привносится не свойственная ей культура, от нас отторгают память о жертвах Великой Отечественной войны и дорогих нам символах. Маленький пример: перед Днем Победы я повесил при входе в храм объявление о панихиде и молебне. На изображенном на нем ордене Отечественной войны кто-то из прихожан нарисовал жирный черный крест.
– Может, это был не прихожанин?
– Скорее всего – прихожанин, но я оставляю это на его совести, на его воспитанности. Я так подозреваю, что это человек, который не приехал из России, а живет здесь.
![9 мая 2014 года. Благодарственное молебное пение о даровании Победы в Великой Отечественной войне и панихида по погибшим воинам и всем усопшим, Победы ради потрудившимся. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина](http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102020/202003.p.jpg?0.13868630398064852)
Действительно, с красным знаменем большевики уничтожали Русскую Церковь, но внешне схожее с ним знамя Победы – это совершенно другой символ. Этот священный символ имеет право на существование. И в День Победы эти символы можно показать, рассказать о них детям. Иногда меня приглашают в школу при Российском посольстве, у нас проходят встречи с ветеранами и здесь, в приходе.
Поэтому в связи с геополитикой прихожан не прибавилось, но, слава Богу, и не убавилось. Часть наших прихожан – выходцы из Украины, в том числе из Западной Украины, из Киева, читают и слушают украинские СМИ. Когда с ними возникает маломальский разговор о политике и чувствуется некое недопонимание друг друга и всё более нарастающее напряжение, я стараюсь свести разговор к тому, в чем мы уж точно будем едины, – это в том, что мы можем оказывать гуманитарную помощь мирным жертвам Донбасса, пострадавшим от военных действий.
– В приходе ведется сбор средств?
– Мы используем православный портал «Предание.Ру», через который посредством нашего приходского сайта можно пожертвовать деньги, а также пару раз передавали помощь из рук в руки.
Каждое воскресенье мы совершаем молитву о мире на Украине – мы начали читать ее еще до циркуляра Святейшего Патриарха. Слава Богу, у нас здесь пока нет прихода так называемого «Киевского патриархата», хотя тенденция к его созданию наблюдалась. Но наших прихожан в числе инициаторов создания такой группы не было. В Норвегии недавно уже, кажется, был такой прецедент с организацией прихода УПЦ КП. В прошлом году туда приезжал глава киевских раскольников Филарет Денисенко. А в Стокгольме некоторым посольским сотрудникам, насколько мне известно, поступали угрозы в связи с обострением ситуации на Украине. В общем, всё это очень неприятная и грустная тема.
– Можно ли говорить о попытках расколоть приход?
– Нет, таких признаков нет. Те, кто ходит в русскую церковь, не ищут ничего другого. Они прекрасно знают, что в Киеве не все стоят с кулаком в сторону Москвы, есть и искренне верующие люди, однако все, кто находится в расколе, лишены благодати, и у нас с ними нет общения.
С другой стороны, все-таки чувствуется напряжение. Скажем, на сайте Украинского посольства еще несколько лет назад можно было найти информацию на русском языке о русско-шведско-украинских связях, сейчас этого нет. Еще два года назад в конце мая – начале июня совместно с украинско-шведскими и русско-шведскими обществами и с мэрией древней столицы Швеции города Сигтуны мы проводили посвященные родившейся там преподобной Анне Новгородской мероприятия, в том числе богослужение. В эти Русские дни в Сигтуне ежегодно проходили ярмарки, выставки, лекции; в местном музее выставлялись древности, демонстрирующие культурные связи России и Швеции.
После того, как на Украине начались нестроения, нашему приходу перестали поступать приглашения, и нам, получается, отказывают от участия в Русских днях. Скорее всего, они носят иной формат. Возможно, в этом году удастся оживить эту традицию, будем связываться непосредственно с местным протестантским приходом.
(Окончание следует.)
Спасибо братьям и сестрам во Христе за благие пожелания.
Сергею по предложению посетить Плёс и Тверь: не могли бы Вы прислать Ваш майл для дальнейшей связи. Спаси Христос!
мой адрес: rusortswed@hotmail.com
протоиерей Виталий Бабушин(Стокгольм)
Помоги Вам Господи в вашем нелегком служении Господу,у нас в Пушкине-Царском селе,к 700-летию Сергия Радонежского освящен новый замечательный храм,желаю и Вам найти новое помещение,р.б.Татиана
прошу тебя Светоносне Богоносне отче наш Сергие помоги
своим христианам позаботься обзавестись им новым домом Божиим
сотвори по благодати твоей у Господа
а мы помолимся
во Имя Отца и Сына и Святаго Духа
Аминь