Церковь почитает в лике святых мучеников целый ряд воинов, состоявших на службе в римской армии. Христианство тогда сильно распространилось, и они во время гонений на христиан предпочли мирской воинской славе славу вечную, неувядаемый венец мученичества, публично исповедовав веру во Христа и не отказавшись от нее ценой собственной жизни.
Великомученик Георгий жил во времена императора Диоклетиана, правившего в 248–305 годы. Это был император, весьма приверженный языческим богам. По этой причине он занимал очень враждебную позицию по отношению к христианам; может, его преследование христиан, длившееся вплоть до 305 года, было самым жестоким и долгим. Тогда он заболел психически, и его стали «преследовать и гнать» его собственные жертвы. Ему постоянно грозила опасность быть убитым. Поэтому он покинул свой дворец на побережье Далмации и стал жить изолированно, не принимая никого, кроме охраны; но ее он тоже боялся и жизнь проводил весьма мучительную. Предполагается, что умер он в 313 году, когда и прекратилось гонение на христиан. Умер в одиночестве, пребывая в ужасе от всяческих страхов, не дававших ему покоя.
Все эти сведения мы узнаём от Лактанция[1], человека весьма образованного, служившего учителем в доме Диоклетиана.
Вначале Диоклетиан преследовал христиан не так сильно, то есть не до смерти. Между тем Лактанций стал христианином и лишился места службы, но написал все хроники времен Диоклетиана, а в книге «О смертях гонителей» показывает, что все гонители, преследовавшие Церковь Христову, плохо кончили, и самым яркий пример тому являет Диоклетиан, которого он знал и в самые благополучные годы, и в период его безумия.
Безумие Диоклетиана было мрачным, то был человек, преследуемый внутренними страхами. Ему постоянно казалось, что сейчас придут христиане, придет Иисус и накажет его за совершённые им убийства, а потому еще больше гнал христиан.
Сначала, как я сказал, гонение не было тяжким. Первой формой гонения было распоряжение о том, чтобы все служащие в армии принесли жертвы божествам, если хотят оставаться в армии, если же нет, то да будут изгнаны. Это было его первым гонением. Между тем он посетил языческих оракулов, всегда дававших путаные ответы. И эти оракулы сказали, что ему надо преследовать христиан. И тогда он в 303 году издает очень суровый декрет, в котором говорит, что все Священные Писания, имеющиеся у христиан, надо сдать властям и публично сжечь их на площадях.
В этой ситуации его зять, Галерий, подстроил два пожара в императорском дворце в Никомидии, где тогда находился Диоклетиан, и свалил вину на христиан. Тогда Диоклетиан распорядился арестовать всех клириков (священников и диаконов) и принуждал их приносить жертву богам. Так многие христиане подверглись пыткам, были брошены на съедение зверям, умерщвлены, и христианство дало тогда чрезвычайно высокое число мучеников.
Это гонение охватило всю империю. Оно простерлось вплоть до Румынии, когда в Никулицеле умерщвлены были мученики Зотик, Аталос, Филиппос, Камасис…[2] Это было повсеместное гонение. Тогда Диокетиан приказал, чтобы все воины, а не только офицеры, верующие во Христа, исповедали свою веру, чтобы принять за это кару.
И тогда обнаружилось, что христиан очень много, возможно, десятки, сотни тысяч, и всем им предстояло пострадать
В этих обстоятельствах святой Георгий решил исповедать свою веру во Христа. Он происходил из высокопоставленной семьи, имел соответствующее воспитание, и родители его были христианами. Внешностью обладал красивой, был одним из самых храбрых воинов, и поскольку он был столь одарен и отличился в сражениях, то Диоклетиан очень быстро продвинул его и назначил начальником императорской охраны. В таком положении и застал его декрет Диоклетиана, уже простиравшийся на всех римских граждан, которые обязывались раз в месяц публично приносить жертву идолам на площадях. И тогда обнаружилось, что христиан очень много, возможно, десятки, сотни тысяч, и всем им предстояло пострадать. В таких обстоятельствах святой Георгий и решил исповедать перед императором и сенатом свою веру в Бога и Христа.
Когда император сидел в сенате и там принимали какие-то решения, вошел святой Георгий и стал много говорить о своей вере и Христе как Царе. Сказал, что, чем служить императору языческой империи, он предпочитает служить Христу, а служение его Христу будет состоять не в орудовании мечом и воинских состязаниях, а в принесении себя в жертву ради Христа. Он перед всеми исповедал, что готов принять мученическую смерть. Это исповедание святого Георгия, снискавшего любовь императора и восхищение сената, вызвало смятение и сожаление, но и негодование тоже.
Император приказал, чтобы святого Георгия арестовали. Он был заключен в темницу, и от него потребовали отказаться от веры. Но поскольку он ответил на это отказом, то был подвергнут всяческим истязаниям и стал, возможно, одним из самых многострадальных мучеников: ноги ему заковали в раскаленные железные сандалии с гвоздями, и колесовали его, и бросали в море с камнем на шее, но он, как говорится в акафисте, на волнах морских стоял как на суше, бросали в яму с известью, но он нимало не пострадал.
Бог подает Своим мученикам силу духовную – я видел это в тюрьме
Бог подает Своим мученикам определенную силу духовную, и я видел это в тюрьме. То есть люди совсем слабые, люди больные, едва дышащие, каким был Гафенку[3], обладали необыкновенной силой: истязали ли их, морили ли голодом – они не ощущали страданий и продолжали исповедовать Бога, благословлять своих истязателей. Таким был Гафенку, принявший кончину как святой. Так же происходило со всеми мучениками. Бог подает им силу, и они зачастую не испытывают физических страданий. Их плоть рвали на куски железными когтями, вбивали гвозди им в руки и ноги, жгли в огне, а они не ощущали боли. Бог подавал им эту силу переступать через страдания.
Между мной и святым Георгием существовала теснейшая связь. Когда я сидел в тюрьме, то всегда призывал его, и он во многих обстоятельствах помогал мне. С тех пор и доныне я не перестаю каждый день обращать к нему особую молитву. Я убежден, что между святым и тем, кто ему молится, устанавливается тесная связь, и часто многие из черт святого, если у тебя имеется близкая духовная связь с ним, проявляются и в тебе.
В моем случае, например, как святой Георгий прошел через тюрьмы, так прошел через них и я; как святой Георгий был укрепляем Богом в тяжелых обстоятельствах, так и я был укрепляем в самые трудные моменты, когда мог погибнуть не только физически, но мог погибнуть и душевно. Но присутствие святого укрепляло меня, потому что он передает тому, кто ему молится и носит его имя, твердость своей веры и духовную защиту, которую Бог подает нам через него.
Обращайтесь к святому, имя которого носите, и он будет помогать вам. Обращайтесь к нему в скорби, болезни, трудных обстоятельствах – и в минуты радости
Обращайтесь к святому, имя которого носите, и он будет помогать вам, обращайтесь к нему во время скорби, болезни, в трудных обстоятельствах и в минуты радости: «Святый Иоанне, защитителю мой (или: святый Георгие), моли Бога о мне, грешном!» Обращайтесь к нему, и он услышит молитву вашу! Он адвокат наш пред Богом, адвокат всех носящих его имя. Он доносит молитву нашу пред Бога и ходатайствует о нас.
А в конце жизни, когда мы отправимся на тот свет, рядом с нами будет стоять и наш покровитель. Если мы почитали его и молились ему, он будет стоять рядом с ангелом хранителем, чтобы защищать нас от обвинителей сатаны.
Это потому, что на частном суде диавол извлекает все грехи наши, которых мы даже и не помним, выставляет их на всеобщее обозрение, бросает на чашу весов, и нам необходимо иметь адвоката для защиты, который предъявил бы наши добрые дела. Ведь мы будем так унижены, что, может, даже не вспомним своих добрых дел, как позабыли и свои грехи. Но приходят ангел хранитель и святой покровитель и кладут на весы все наши добрые дела. И часто одна слеза перевешивает все злые дела, которые мы совершили за свою жизнь.
Так что прошу вас, помните о святых, имя которых носите, и молитесь, чтобы они защищали вас, защищали семью, наш народ и всех людей[4].
Очень благодарна Вам. То, что я узнала, так важно для меня. Это не просто информация, это те зернышки,которые дают жизнь колоскам, укрепляющим в вере.
р.б. Юрий