Горбачев Андрей Александрович Кандидат богословия, катехизатор Белевской епархии, старший преподаватель кафедры Богословия и библеистики, секретарь Ученого совета Тульской духовной семинарии.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 371
Андрей Горбачев
Главный духовный результат деятельности советского государства заключается в том, что оно приучило своих граждан не думать о вечности.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 495
Даже атеист чувствует свою несамодостаточность и, отвергая Бога, творит себе богов, причем из чего угодно – из спорта, искусства, науки, профессии.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 591
Современный человек, даже приходя в Церковь, несет в себе гуманистическое мироощущение, в центре которого он сам – единственный и неповторимый.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 198
Андрей и Анастасия Горбачевы
Преемственность священства в семье Троицких была не просто бездумным следованием традиции, но сознательным выбором.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 616
Наша молитва является проводником, через который нас достигает Божественная помощь.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 398
Христианин боится, по большому счету, лишь одного – разлучиться с Господом.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 395
Новомученики – это нежеланные дети своего народа. Поэтому они и были пущены «под нож», «в расход»…
Рейтинг: 10|Голосов: 124
Сами по себе все церковные средства остаются бесплодными и бесполезными, если в них не происходит соединения со Христом.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 125
Крещение святые отцы называют дверью, через которую мы входим в Церковь, чтобы получить доступ к духовным богатствам, хранящимся в ней.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 126
Пребывая в Церкви, мы имеем возможность идти тем путем, которым уже прошел воплощенный Бог, – путем победы над грехом и смертью.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 176
Мир духовный имеет свои законы, которые действуют вне зависимости от того, знаем мы эти законы или нет.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 220
Мы предлагаем несколько тематических блоков, основные мысли которых в той или иной степени необходимо раскрывать при катехизации.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 284
Старец Ефрем не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 868
В одиночку человек спастись не может. В одиночку он может только погибнуть.
Рейтинг: 7.7|Голосов: 1949
Существует лишь один законный способ предохранения – воздержание.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 890
У людей появится иллюзия, что «вавилонская башня» безбожной цивилизации наконец-то достроена, а ее создатели стали «как боги».
Рейтинг: 9.5|Голосов: 1613
«Я крещеный уже, – признался он. – Несчастья меня преследуют, вот бабушка одна и посоветовала: крестись второй раз, имя смени – и судьба твоя изменится…»
Рейтинг: 9.6|Голосов: 978
Печальный пример одного из священников-катехизаторов показывает, что у веры нет «несгораемой суммы», и ни сан, ни должность не гарантируют нам незыблемого пребывания в вере.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 665
Решающее значение имеет не политическое устройство, а Божие благословение.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 121
Недостатки в богословии обоих святителей не помешали возрастанию в любви к Богу и ближним, которая и привела их к вечному блаженству у престола Божия.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 212
Закон справедливости, осуждающий на смерть, преодолевается законом милости. Образ подобного встречаем в библейской Книге Есфирь.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 1643
Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Рейтинг: 9.7|Голосов: 1715
Увы, выясняется, что оправдывающих аборты немало и среди тех, кто искренне считает себя православным и воцерковленным! Эти истории – печальное тому подтверждение. Так не пора ли при катехизации учить не только догматам веры?
Рейтинг: 9.7|Голосов: 1075
Организаторы торжества попытались сделать всех гостей участниками некой «свинской мистерии».
Рейтинг: 9.7|Голосов: 2382
Мы живем в стране, где православная вера является культурообразующей. Поэтому знакомство с православной традицией необходимо любому российскому гражданину.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 2206
Современная молодежь недалеко ушла от молодежи советской. Но у советских юношей и девушек место Бога занимали Маркс, Энгельс и Ленин, а что на месте главных ценностей у современных парней и девчат?
Рейтинг: 9.8|Голосов: 892
Церковная жизнь имеет свои требования, свои духовные законы, не зная которых, мы обрекаем себя на неизбежные аварии и даже катастрофы.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 716
«Поначалу я беседовал со всеми, но потом увидел, что большинство слушателей совершенно равнодушно к вопросам веры».
Рейтинг: 9.6|Голосов: 1172
Батюшка с энтузиазмом обличал собравшихся – и в ответ люди стали выкрикивать: «Это насилие!», «Почему именно Православие?!» «Мои предки вообще были атеистами!»
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1340
Современный человек не любит богословия. Догмат в его представлении – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.
Катехизация современников – дело не только сверхтрудное, но порой и с удивительными поворотами. Вера и атеизм, большевизм и Православие, астрология и православные обряды… – вот тот хаос, с которым сталкиваешься. Поделюсь историями на эту тему.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 544
Наглядно продемонстрировать, чем мировоззрение атеиста отличается от взгляда на мир верующего человека, можно с помощь изображений со стереоэффектом, т.н. «magic pictures».
Рейтинг: 9.8|Голосов: 964
Мы – духовные младенцы, обладающие, но не владеющие дарованной нам Божественной энергией. И нам еще надо научиться владеть полученной нами благодатью.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 525
Члены Символа веры соотносятся с темами богословских споров, проходивших в ту или иную эпоху истории Церкви. И, следовательно, перед концом мира распространятся ереси и учения, отрицающие «воскресение мертвых и жизнь будущаго века».
Рейтинг: 9.7|Голосов: 236
Поклонение Богу Отцу «в духе и истине» есть поклонение в Святом Духе и в воплотившемся Сыне Божием.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 2461
Как через одержимого человека говорили бесы, как через змея в райском саду Еву искушал диавол, так и через Иуду, после принятого им от Спасителя куска хлеба, действует сатана.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1086
Мы, будучи существами с гораздо более сложной организацией в сравнении с гидрой, в своих реакциях уподобляемся упомянутому пресноводному полипу.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 363
Противники выборов патриарха на самом-то деле составили чуть более пятой части от числа выступавших.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 1504
Недавно отмечали 100-летие Ленинского комсомола – в том числе и в школах. Сказали, что надо. И вот православные педагоги уже воодушевленно разучивают с учениками: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!»
Рейтинг: 9.8|Голосов: 919
Мы говорим: «главное – здоровье», «главное – дети», это и то – «наше всё», забывая, что Христос и есть наше главное и наше всё, что мы этими бездумно повторяемыми фразами отвергаем Его и что за свои слова нам придется отвечать.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 1136
Уныние – состояние, которое хоть раз пережил каждый. Поможет преодолеть его память о том, что Бог видит нас, любит и все делает для нашего блага. А примеры из жизни святых и праведников укрепят в осознании Божиего попечения о нас.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 2251
Жизнь по Заповедям, покаяние и молитву не следует оставлять на старость.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 986
Молитвы Церкви привлекли Божие благословение и Божественную помощь, позволившую нашему народу одержать победу в этой страшной войне.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 1508
Современному христианину приходится тратить свои и без того невеликие силы на вещи, о которых раньше человек даже не задумывался.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 2220
Развал семьи напрямую связан с отступлением мужей от Христа. Верность Христу и жертвенная любовь к жене являются фундаментом христианской семьи.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 58
У каждого из таинств Православной Церкви есть внешняя сторона — последовательность священнодействий и внутренняя — сообщаемая человеку в таинстве благодать. В статье автор рассуждает над вопросом, возможно ли разделение внешней формы Таинства Крещения и его благодатного внутреннего содержания
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1258
В прежней орфографии слово «мироносицы» можно было написать с помощью разных букв – «ѵ», «и», «i», наполняющих его различными смыслами. Рассмотрим, какими же.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 1111
Понтий Пилат предлагает иудеям выбор, кого отпустить: Иисуса Варавву или Иисуса, называемого Христом (Мф. 27, 17).
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1170
Богослужение Великих четвертка и пятка однозначно утверждает: Иуда был причастником Тела и Крови Христовых. Причастие Иуды соотносится с кенозисом: тут крайнее снисхождение Спасителя к человеческой личности. Но и предупреждение нам.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 672
Это и образ немощного от грехов человека, и ущербности, неполноты его покаяния, и добродетели, искаженной тщеславием. Трость и лен – это также символы царства и священства.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1541
Отрекшийся от Христа лишился и земной жизни, и вечного спасения, а те, кто решился умереть ради Господа, наследовали вечное блаженство.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 646
Страсть, будучи болезненным состоянием души, паразитирует на потребностях, и потому способность различать границу между потребностью и страстью становится для христианина необходимым условием на пути христианского совершенствования.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 783
28 декабря 1929 года Русская Православного Церковь потеряла для своей земной деятельности великого святителя, талантливого богослова и успешного борца с расколами.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 78
В Православной Церкви существует три чиноприема приходящих в нее из инославия: одних инославных принимают через крещение, других – через миропомазание, третьих – через покаяние. Можно ли из такого разделения сделать вывод, что в таинствах, которые совершаются в рамках неправославных конфессий, все-таки присутствует благодать? Об этом рассуждает автор статьи, основываясь на древней и современной практике Церкви.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 1092
История упрямая вещь. И забвение ее уроков чревато необходимостью повторять забытое на собственном опыте.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1248
У нас сложилась бредовая ситуация. Ежегодно мы выхаживаем 100 тысяч недоношенных детей и убиваем миллионы таких же недоношенных.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 928
Святитель Иларион (Троицкий), несмотря на обстоятельства жизни, которые многих его современников ввергли в отчаяние и гибель, не потерял той пасхальной радости, которую пронес через всю свою недолгую, но насыщенную жизнь.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 3375
Мы верим православно, но каким образом по-христиански реагировать на обыденные житейские обстоятельства – не знаем.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 1417
Как телу естественно сохранять единство, так и для христианина естественно стремиться к единству с главою Церкви — Христом и со всеми христианами, объединенными во Христе в единое тело.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 653
«Русский характер воспитывался в течение веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека является почти непременно отпадением от России».
Святитель Иларион — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор МДА, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–1918 гг. в числе кандидатов на патриаршество, сподвижник Святейшего Патриарха Тихона, активнейший борец с обновленческим расколом.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 455
25 (13) сентября исполняется 130 лет со дня рождения священномученика Илариона (Троицкого), талантливого богослова, самого молодого в свое время архимандрита и профессора МДА, сподвижника Святейшего Патриарха Тихона, активнейшего борца с обновленческим расколом.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 1094
Человек, как и весь мир, создан из ничего и не имеет автономного источника существования. Он имеет необходимым условием своего существования утвержденность в бытии божественном.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1540
Понять, почему апостола Петра опечалил именно третий вопрос Спасителя: «Любишь ли Меня?», помогает греческий текст Евангелия: спрашивая в третий раз, Господь употребляет иное слово «любовь».
Рейтинг: 9.8|Голосов: 275
Андрей и Анастасия Горбачева
О предках владыки Илариона нам известно, что не позднее чем с конца XVII века они были церковно- и священнослужителями Христорождественской церкви с. Токмаково Тульского уезда.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 1317
Зачавшийся во чреве Пречистой Девы Сын Божий становится Сыном Человеческим в сам момент зачатия, а не через какой-либо другой период времени.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 1104
Почему у одних «жизнь складывается удачно», а других «преследуют одни неприятности»? Как сказываются на душе скорби, если переживать их должным образом, а как – если не по-христиански?
Рейтинг: 9.9|Голосов: 1966
Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами: служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни.
Рейтинг: 6.5|Голосов: 21
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Андрея Горбачева «Для чего нам Церковь?»
Рейтинг: 8.5|Голосов: 51
Спасение в Церкви – одна из главных тем богословия священномученика Илариона (Троицкого). А что писали о Церкви и спасении, о ее единстве святые отцы? Как характеризовали таинства раскольников и самочинников?
Рейтинг: 9.3|Голосов: 422
Как совместить «здоровую самооценку», которая, по определению психологов, должна быть «выше средней», с необходимым для спасения смирением? И нужно ли пытаться это совмещать?
Рейтинг: 8.7|Голосов: 219
Почему Англия старая и добрая, Германия – великая, Франция – прекрасная, Америка – свободная, а Русь – святая?
Рейтинг: 7.2|Голосов: 9
О фактах, удостоверяющих, что под влиянием архиепископа Илариона (Троицкого) епископ Виктор изменил свое отношение к декларации митрополита Сергия.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 13
Охотник вернулся злой и молчаливый. Он признался, что марал ушел у него «из-под носа» и добавил: «Это ты во всем виноват».
Рейтинг: 8.9|Голосов: 186
«Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается» (святитель Феофан Затворник).
Рейтинг: 9.3|Голосов: 275
«Путешествие в 1000 ли начинается с одного шага», — говорят китайцы. Так и любая страсть начинается с одного помысла, который называется «прилог».
Рейтинг: 9.4|Голосов: 434
Соседка по больничной палате удивлялась: «Как за тобой, Елена, дочки-то ухаживают!» «Да, – отвечала та, – когда я их рожала, было очень тяжело, а теперь, наоборот, очень легко!» Детей у нее было семеро.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 66
Принадлежность рассматриваемого письма мученику Михаилу Новоселову представляется наиболее вероятной.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 62
Спасение человека, его духовное возрождение, начинающееся в крещении, не является плодом только человеческих усилий или действием одного Божественного могущества, но – синергией, содействием, со-работничеством человека и Бога. Бессознательное отношение к возрождению в таинстве крещения оборачивается боязнью столь же бессознательной гибели от печати антихриста.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 53
Наибольший отклик вызывают взгляды священномученика Илариона на вопрос о границах Церкви, его полемика с инославием, а также сотериологические воззрения.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 69
Христос стал путем спасения, по которому мы можем двигаться в Церкви. Господь помогает нам в этом, но двигаться мы должны сами. Наше будущее Господь влагает в наши руки.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 813
«Надо верить, что Церковь устоит. Без этой веры жить нельзя. Пусть сохранятся хоть крошечные, еле светящиеся огоньки – когда-нибудь от них всё пойдет вновь…»
Рейтинг: 9.6|Голосов: 66
Полемическая заостренность богословских работ архиепископа Илариона (Троицкого) была нацелена, прежде всего, на вразумление православных, сочувственно относящихся к западным религиозным идеям. Сочувствие это в среде православных нередко простиралось до того, что многие были «серьезно готовы католичество и протестантство считать Поместными Церквями».
Рейтинг: 9|Голосов: 8
Церковь – богочеловеческий организм, в котором немощные сами по себе человеческие усилия усовершенствуются всесильным действием Божественной благодати. И потому, пишет архиепископ Иларион (Троицкий), нельзя «смотреть на христианство лишь как на сумму догматических положений», но необходимо «усматривать сущность христианства в церковной жизни. Здесь при действии благодати Святого Духа восполняются все человеческие недостатки».
Рейтинг: 7.9|Голосов: 14
Единство Церкви в человеческом аспекте ее существования не есть единство совершенное, неизменное, но – растущее, совершенствующееся, как и свойственно живому организму. Отсюда естественный вывод, что отпадающий от этого природного, органического единства теряет и все блага, доступные ему в Церкви. И пока он остается вне Церкви, он теряет возможность обожения, совершенствования и спасения. Причины отпадения вторичны. Смерть есть смерть, вне зависимости от причин, вызвавших ее. Как бы ни отделилась рука от тела, она теряет жизненные силы.