Анадырь — столица Чукотки и самый северо-восточный город России. Все, что говорится об этом крае, наверное, по праву должно нести прибавление «первый». Здесь первыми в нашей стране встречают новый день и первыми провожают год уходящий. Каждый год самый первый раз во всей Русской Православной Церкви весеннее небо оглашается пасхальным звоном и радостным «Христос Воскресе!» Да и сам город, и полуостров, на котором он находится, иначе как землей первопроходцев и первооткрывателей никак не назовешь. Ведь именно им — отважным казаку Семену Дежневу и командору императора Петра Великого — русскому датчанину Витусу Берингу, открывшим пролив, соединяющий два материка — Евразию и Северную Америку, наша страна обязана этой землей. Здесь, на берегах студеного Берингова моря начинается Россия.
Если взглянуть на Анадырь из иллюминатора идущего на посадку самолета, то на первый взгляд он может показаться маленьким игрушечным городком, сложенным из деталей детского конструктора или же набором разноцветных кубиков, заботливо разложенных рукой гиганта на зеленом ковре чукотской тундры. Все это объясняется тем, что фасады домов Анадыря раскрашены в яркие жизнерадостные цвета с тем, чтобы компенсировать у северян недостаток скудной на природные краски Арктики. Да и сам город очень похож на оазис-прибежище, с одной стороны отделенный от всего остального мира Анадырским лиманом, а с другой — бескрайней северной тундрой и сопками, носящими имена святых Дионисия и Михаила. И все-таки, несмотря на всю свою суровость и кажущуюся на первый взгляд неприглядность, Анадырь обладает своей, понимаемой со временем, прожитым здесь, красотой. Пожалуй, что красивее всего он становится поздним летом и ранней осенью, когда северное небо становится похожим на опрокинутую чашу, накрывающую лазоревым покровом цветущий простор пестреющей красными, зелеными и фиолетовыми красками тундры, богатой в это время разнообразными полярными ягодами и грибами, которых не встретишь в таком обилии на материковой части России.
Если же подходить к Анадырю со стороны лимана, то первое, что встречает гость города — это возвышающаяся на скалистом берегу величественная бронзовая статуя святого покровителя всех моряков и путешественников Николая Чудотворца, осеняющего своими святительскими руками заходящие в маленький северный порт корабли. Рядом с ним — визитная карточка города: самый большой в России действующий деревянный собор в честь Святой Живоначальной Троицы, собранный в Сибири и привезенный в город по частям на судах через весь Тихий океан.
История Анадыря — это история борьбы, история преодоления природы и самого себя. Летопись города, как и историю всей Чукотки, слагали три категории людей — воины-казаки, монахи-миссионеры и купцы-мореплаватели. Именно им, наряду с коренным населением Чукотки — малочисленными народами Севера удалось создать тот необычайный колорит, который отличает Анадырь от других городов России.
История Чукотки в составе России началась с походов казака-исследователя Семена Дежнева, отправившегося в 1648 году в экспедицию на судах-кочах, приспособленных для плавания в северных морях, на поиски новых земель, лежащих к северо-востоку от Сибири. Именно в ходе этой экспедиции Дежнев и его казаки впервые открыли пролив, разделяющий Азию и Америку. А уже в 1652 году смелыми казаками строится первое временное зимовье-острог на берегу реки Анадырь. Именно по названию этой северной реки, правильнее называемой на языке народа юкагиров — Онандырь (в переводе буквально и означающее «река») и получил свое имя самый северо-восточный город России.
Освоение Чукотки на этом не окончились — и уже в 1713 году неутомимым царем-реформатором Петром I издается указ об отыскании морского пути с Охотского побережья на Камчатку, а в 1725 году — о снаряжении Первой Камчатской экспедиции (1725–1730 годы) во главе с Витусом Берингом на поиски пролива между Азией и Америкой, который почти век спустя повторяет открытие Дежнева.
Но окончательное прочное и бесповоротное закрепление России на северных берегах реки Анадырь происходит во второй половине века XIX-го. 9 июня (по старому стилю) 1889 года в Анадырский лиман входит клипер «Разбойник», на борту которого прибывает назначенный царем Александром III первый глава городской округи — Леонид Францевич Гринивецкий, памятник которому благодарные потомки установили в центре города в 2014 году ровно на 125-летие официального дня рождения Анадыря.
Анадырь — город со своей духовной историей. Вместе с казаками — первооткрывателями на Чукотку всегда шел монах-миссионер или священник. Так, в 1743 году в Анадырском остроге возводится самая первая на северо-востоке России церковь, куда через год был прислан и первый миссионер — священник Прокопий Трифонов. В течение XIX века по всей Чукотке строятся храмы и часовни, ставшие местами христианского просвещения коренных народов Севера. А уже к началу XX века труды миссионеров привели к тому, что Христианство прочно вошло в жизнь чукчей и других коренных народов Севера. Анадырь, как и вся Чукотка, стали полноправным субъектом Российской Империи с полноценной жизнью всех населявших ее просторы подданных. Мудрая политика русских царей позволила органично развить на Чукотке Православие, не повредив при этом местную культуру северных народов.
Анадырь — город военной славы. Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 год через него и всю Чукотку проходила авиационная трасса по перегонке военных самолетов из США в СССР в рамках союзнической помощи «ленд-лиз». Трасса получила наименование «Аляска-Сибирь» или кратко — АлСиб. Ее протяженность от США до Красноярска составила 14 тысяч километров. Мужество русских и американских летчиков беспримерно. Учитывая уровень развития авиационной техники, связи и навигационного оборудования тех лет, сложно представить, как им удавалось совершать перелеты, длиною в несколько тысяч километров через районы, практически лишенные всякого диспетчерского сопровождения и нормального ремонтного обслуживания. Если северное лето с его полярным днем было помощником пилотов, то зима с ее ужасными морозами, снегом и пургой была их главным врагом, иногда более страшным, чем немецкие ассы Люфтваффе.
Особенно суровой выдалась зима с 1942 на 1943 годы. Морозы на Аляске превышали 60 градусов. В термометрах твердела ртуть, замерзали даже северные пушные звери. Война, однако, не считалась с погодой, не позволяла военным людям «сидеть у печки». АлСиб уже действовал. Из Грант Фола в штате Монтана молодые американские летчики приземлялись сначала на бетонные полосы канадских аэродромов, на утрамбованных земляных полосах, куда бензин доставлялся на собачьих упряжках, а затем совершали перелет до аляскинского Фэрбанкса.
Три тысячи километров маршрута, разделявших США и СССР, были неимоверно трудными. Экипажи часто летели при плохой видимости, не зная, что ждет их впереди по курсу. Это сейчас на Аляске работает сто пятьдесят метеостанций, тогда же, в годы войны их было лишь десять. Метеосводки из-за магнитных бурь было трудно передавать. Радисты «с голоса» переходили на более надежную искровую «морзянку». Карты из-за неосвоенности этих арктических районов были неточными. Перепад температур по высотам в этих местах для летчиков таил в себе смертельную неожиданность. Облака стояли непроглядным слоем толщиною в несколько километров.
В невыносимых условиях Крайнего Севера целых три года работали тысячи пилотов, штурманов и бортрадистов. Летчикам приходилось выполнять задачи над самыми опасными районами нашей планеты, включая участки вечной мерзлоты. В случае отказа мотора пилотов мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена чукотских сопок или непроходимой тайги и тундры уже не могла никакая экспедиция. За все время существования трассы из Аляски в Красноярск было доставлено 7926 самолетов, но около 114 разбившихся на авиационных перегонах пилотов так и осталось лежать до сегодняшних дней в безымянных могилах, разбросанных по всем уголкам Крайнего Севера.
Во второй половине прошлого века Анадырь не теряет своего важного для России значения. Именно отсюда начинаются все геолого-разведывательные экспедиции, которые в дальнейшем принесут столь важное для нашей промышленности золото, олово и уголь, о чем в романтическом духе рассказано в фильме Александра Мельника «Территория», снятого по одноименному роману писателя и геолога Олега Куваева.
Навсегда вошел в историю освоения Арктики отважный исследователь и геолог Николай Чемоданов, который на свой страх и риск начал искать на Чукотке золото. Именно он и стал прообразом главного героя книги Ильи Чинкова.
По словам участника тех героических событий, Николай Чемоданов был легендарной личностью — геологи едва ли не молились на него. До Чемоданова на Чукотке добывали только ртуть и олово. Никто не верил, что здесь есть золото, а он чувствовал это. И попросил доверенных людей разведать для него золотоносные места. Приехав в Москву с россыпью добытого в провинции золота, он получил в министерстве разрешение на разведку золотых месторождений «Территории». Риск его предприятия был велик. И если бы его поймали на нецелевом расходовании средств — ему грозил бы расстрел. Он был очень смелый человек.
Как и предвидел Чемоданов, золота на «Территории» оказалось много — в 70-е годы на всю страну гремел чукотский прииск, в больших объемах добывавший его. Но, несмотря на то, что геологи напрямую имели дело с драгоценным металлом, за наживой они не гнались. Украсть, утаить — это презиралось в их среде. Это были редчайшие случаи. В то время все в первую очередь думали о родине.
Легендарные годы Николая Чемоданова и его бесстрашных экспедиций прошли, но и сейчас Чукотка остается важным геологическим районом, приносящим России золото. И вот уже спустя почти 60 лет после событий, описанных Куваевым, «Территория» вновь ждет своего дальнейшего освоения.
Конец XX и начало XXI века стали новым этапом в истории Анадыря и Чукотки. И как 300 лет назад, на самый северо-восток страны приезжают со всей России движимые желанием служения Христу православные миссионеры и священники, продолжая путь своих святых предшественников. Как и встарь, на самых северных рубежах несут свою службу русские воины, а по бескрайним просторам Чукотки и северных рек прокладывают свой путь наследники старинных первооткрывателей — современные геологи и ученые.
Сейчас Анадырь — это динамично развивающийся северный город, в котором в миниатюре представлена вся жизнь Чукотки и России с ее заботами и радостями. Много сокрыто богатств в этих далеких северных землях, но, наверное, самое главное богатство Анадыря — это люди, крепкие духом и смело глядящие в будущее.
Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.