По словам приснопамятного старца Паисия, нам надо иметь не болезненное, а благое беспокойство. Надо иметь здоровое беспокойство за наших детей, которые, естественно, — всё самое лучшее и драгоценное, что у нас есть на этом свете.
Конечно, ответ на вопрос в заголовке однозначный. Не может быть родителей, которые не беспокоились бы за своих детей, не может быть человека, который не беспокоился бы за своих малых детей: за то, как они вырастут, как реализуются как личности, что встретят на жизненном пути, когда мы видим, что события в мире вокруг разворачиваются с такой скоростью, что мы уже и не знаем, что увидим буквально завтра. Хотя, конечно, всё это — благословение от Бога, если использовать его правильно.
На этот серьезный вопрос человек отвечает своим личным свидетельством. Каждый создает свою семью, свои личные отношения с детьми, с супругом, с самим собой, с окружающими, с Богом, и вся эта гармония в отношениях не что иное, как отражение внутреннего состояния человека. То, что у нас внутри, отражается в наших словах, делах, поведении и нашем общении с окружающими.
Церковь, однако, дает свой ответ на этот серьезный вопрос о благом беспокойстве, которое у нас всех имеется. Делаем ли мы всё возможное для своих детей? Даем ли им то, чего дети действительно хотят, особенно когда наступает пубертатный период и мы проходим через трудные моменты, поскольку половое созревание — очень красивый возраст, однако и очень критический тоже, скорее для родителей, но и для детей тоже. Часто родители в этот период переживают сильные внутренние конфликты, а иногда и разочарования, скорби и трудности.
Церковь дает нам в качестве образца воспитания Самого Бога — нашего Отца
Что может сказать Церковь о нашей ответственности перед детьми? Думаю, ее проповедь особенно важна и значима, потому что дает нам в качестве образца воспитания Самого Бога — нашего Отца. Для нас Он — наш первообраз, потому что мы созданы по Его образу и подобию и призваны держать себя с нашими детьми точно так же, как Бог держится с нами, Его детьми. Если мы хотим быть хорошими родителями, тогда не можем сделать ничего лучшего, как посмотреть, как относится Бог к нам, исследовать эту отеческую связь Бога с человеком, исследовать отеческое отношение Бога к Его чаду — человеку.
Связь Бога с человеком — это связь любви
Связь Бога с человеком — это связь любви. Бог есть любовь, говорит святой Евангелист Иоанн (1 Ин. 4, 8; 16). Бог относится к человеку с великой любовью, для которой прежде всего характерно бескорыстие. Бог питает бескорыстную любовь к человеку. Он не любит человека эгоистично, своекорыстно, не ищет ничего от человека, не любит человека для того, чтобы тот мог послужить Ему, отвечать Ему благодарностью, служением, славословием и признательностью, а любит его абсолютно бескорыстно. Он не хочет от нас абсолютно ничего.
Когда мы любим Бога, то делаем это не потому, что Бог нуждается в этом, а потому что мы имеем потребность в том, чтобы Его любить. Богу нечего добавить к Себе, взяв от нашей любви. Нам, однако, есть что добавить к себе, когда мы реально любим Бога.
Бог любит человека бескорыстно, и это огромный урок для нас, потому что наша любовь к любому человеку, особенно к своим детям, должна быть бескорыстной.
Кто-нибудь скажет:
— Ну а мы что, любим своих детей корыстно? Хотим, чтобы они воздавали нам за то, что делаем для них?
Конечно, нет. Но корысть и эгоистичность заключается не только в том, чтобы мы ждали воздаяния от наших детей, но и в том, чтобы настаивать на своем, навязывать им любой ценой то, что хотим или считаем правильным и хорошим мы.
Бог уважает нашу свободу
Бог уважает нашу свободу. Он создал человека совершенно свободным и предоставил его своей свободе. Бог управляет всем творением, присутствует в нашей жизни, и Он могуч, держит весь мир в Своих руках, однако, несмотря на это, мы совершенно свободны. В нашей жизни Бог присутствует Своим отсутствием, Бог как будто отсутствует, как будто не вмешивается, Его не видно, поскольку этим Своим отсутствием Он показывает нам реальность Своего присутствия: что Он присутствует так, полностью уважая свободу человека.
Родители должны знать, что первое и главное в отношении к детям — это то, что они наши дети, которых мы родили, но, несмотря на это, они — свободные люди, они обладают свободой как личности, чтобы им можно было свободно идти по своему жизненному пути, не будучи обязанными принимать внешнее вмешательство в свою свободу.
Другая черта, характерная для Бога и нашей связи с Ним, — это Его благородство. Он относится к человеку с огромным благородством и сделал для него всё, однако не для того, чтобы поработить его, а чтобы его растрогать. Бог сотворил всё мироздание, чтобы растрогать человека, дать нам повод к тому, чтобы мы любили Его. Подумайте: Бог создал так много всего на свете с великой премудростью. Зачем же Бог создал это таким сложным и в то же время хорошим, богатым и разнообразным? Разве Он не мог сделать это более простым и не столь разнообразным? Конечно, мог, но Он создал это таким, чтобы растрогать нас и показать, как сильно любит нас. Божии дела сами говорят в сердце человеку, и он трогается Божией любовью, видя богатство Отчей любви.
Это очень важно в наших отношениях с детьми: говорить им как можно больше делами и как можно меньше словами, показывая им прежде всего на деле, а не на словах обилие нашей любви к ним, без всякой корысти, без следов нездорового вмешательства в их жизнь.
Бог всегда нас принимает и всегда рядом с нами, чтобы нас слушать, укреплять, исцелять
Еще один важный момент в отношениях между Богом и человеком — это то, что, что бы человек ни делал, Бог его не отвергает. Бог всегда нас принимает и всегда рядом с нами, чтобы нас слушать, укреплять, исцелять. Он никогда нас не разочаровывает. И здесь я хочу особо остановиться на этом, потому что это один из важнейших моментов, в которых иногда проявляется наше бессилие как родителей.
К нам, как духовным отцам и священникам, приходит много молодых людей, у которых множество проблем: душевных, психологических, социальных, личных, эмоциональных, — это каждый может себе представить. И мы видим, что молодые люди нуждаются в том, чтобы поговорить с кем-нибудь о том, что они чувствуют, высказать свою проблему, боль, затруднение, рану. И они интуитивно чувствуют, где им можно сказать то, что они таят в себе. Если молодой человек знает, что его родитель не примет того, что он скажет ему, или категорически воспротивится, — он ему ничего не скажет. Приведу вам практический пример.
Юноша принимает наркотики. Первые люди, которые должны узнать это, — его родители. Родитель — это тот, кто должен научить его, кому положено научить его, однако проблема заключается в том, что ребенок не может сказать этого родителю. Дети, конечно, могут сказать всё, у них нет проблем с тем, чтобы сказать всё что угодно в любое время. Вопрос заключается в том, готов ли родитель услышать это, или, если ребенок скажет ему: «Папа, мама, я принимаю наркотики!» — то не случится ли с родителями истерики и не начнется ли паника, и последнее будет хуже первого? И вместо того, чтобы утешить ребенка, мы будем думать, как бы утешить мать и отца, охваченных паникой и не способных слышать и думать о том, как такое могло случиться.
Знаете, какая это огромная проблема в отношениях между родителями и детьми? Когда ребенок чувствует, что не может поговорить со своими родителями, потому что они не смогут выдержать того, что он им скажет: «Тогда они или оттолкнут меня и плохо со мной поступят, или не выдержат, умрут от такого удара».
Конечно, это нелегко, чтобы твой ребенок пришел и сказал тебе, что связался с наркотиками или совершил что-нибудь плохое. Человек, естественно, может удариться в панику и прийти в ужас. Но, какими бы потрясающими ни были события, в такие моменты ему нельзя впадать в панику, а надо успокоиться. Наши дети должны чувствовать себя так, как чувствуем себя мы пред Богом, зная, что «я пойду, встану перед Ним и выскажу Ему свою проблему».
Помните притчу о блудном сыне, который вспомнил об отце и сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою. Но прими меня как одного из своих слуг» (см. Лк. 15, 18–19)? Он не подумал: «Да отец же меня просто выгонит! Я же растратил всё его имущество, всё его богатство, обидел его, сам стал окаянным, трижды окаянным. Как же я вернусь? Он ведь разозлится! Он меня выгонит, оттолкнет, скажет мне тяжкие слова!» Ничего подобного. Он был уверен, что его отец там и ждет его, что он его не отвергнет, не скажет ему абсолютно ничего. Что Евангелие впоследствии и подтверждает: И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился (Лк. 15, 20).
Отец увидел его издали, и один святой говорит нечто замечательное: как он его увидел с такого большого расстояния? Может ли человек видеть так далеко? И отвечает: да, отец и мать могут видеть чрезвычайно далеко, так далеко, что человек и представить себе не может, потому что для их глаз не существует препятствий, они видят очень далеко.
Он увидел своего ребенка, возвращающегося домой, и бросился к нему. Он не стал дожидаться, когда тот придет, не сказал: «Да пусть зайдет в дом! Пусть попросит у меня прощения!» Нет! И, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15, 20). Он бросился на шею ребенку, обнял его, расцеловал, помиловал его, дал ему всё самое лучшее, что у него было, и абсолютно ничего ему не сказал. Он принял своего ребенка таким, каким он был.
Очень важно создать уверенность в наших детях, что мы можем услышать от них всё, не отталкивая их
Поэтому очень важно создать уверенность в наших детях, что мы можем услышать от них всё, не отталкивая их, не нанося им ран и не уязвляя никоим образом. Это очень важно во всех человеческих отношениях.
Святой Никодим Святогорец советует духовным отцам и дает замечательные уроки общения с другим человеком: «Духовник, когда человек придет к тебе, чтобы открыть тайны своего сердца, смотри, не сделай ни малейшего движения или выражения, выслушивая даже самое страшное». Представьте себе, что вы идете исповедаться, называете какой-нибудь страшный грех, а духовник подает какой-нибудь признак того, что гнушается вами. Всё, конец! Он проиграл борьбу за эту душу.
Бог всегда рядом с нами до последнего мгновения и стучится в дверь нашего сердца, ища нас самих. «Я не хочу твоего, — сказано где-то, — а тебя». Этого же хочет и родитель, он тоже не хочет чего-то, принадлежащего ребенку, а его самого. Он знает, что должен сыграть большую игру и победить в ней, чтобы выиграть своего ребенка.
Родителю надо понять, что он должен быть готовым услышать всё, что бы ни случилось, выслушать тихо, спокойно, хладнокровно, пускай ему и будет больно. Он должен поддержать ребенка во всем, что бы ему ни встретилось на пути. Думаю, такое отношение и уверенность в сердцах наших детей — самое ценное, что мы можем дать им: уверенность, что «я никогда не отвергну тебя, что бы ни случилось!»
Продолжение следует