«Мы не в изгнании – мы в послании»

Беседа с князем Александром Александровичем Трубецким

    

4 декабря во французской столице был освящен новый кафедральный Троицкий собор на территории Российского православного духовно-культурного центра на набережной Бранли. Это событие многие называют историческим. Мы поговорили с князем Александром Александровичем Трубецким, председателем «Ассоциации Императорской Гвардии», ярким представителем русской диаспоры в Париже, о значении этого события для России и Европы, русской идее и русской эмиграции.

– Александр Александрович, вы присутствовали как за богослужением, так и на самой церемонии освящения храма. Как бы вы охарактеризовали произошедшее?

Сейчас Россия находится, можно сказать, в центре Парижа

– Слово «историческое» имеет здесь особое значение. Для каждого отдельного человека какое-то событие может быть названо историческим, а вот то, что случилось в столице Франции – теперь в середине Парижа стоит храм с культурным и духовным центром – это не для нас, это не для наших детей и внуков, но это по-настоящему историческое событие для многих поколений людей вперед, которые будут проезжать мимо этого храма, по набережной Сены, где недалеко расположен мост Александра III, а напротив него – мост Альма, который напоминает о первом сражении времен Крымской войны. Так что, действительно, сейчас Россия находится, можно сказать, в центре Парижа. Особенно же – православная Россия. Поэтому это событие действительно можно назвать историческим событием.

    

– Когда мы сегодня в России говорим о Франции, конечно же, вспоминаем «волны» русской эмиграции: первую, вторую и последующие… Уходят люди, уходит, если можно так выразиться, «русская часть» сегодняшней Франции. На ваш взгляд, сказывается ли это как-то на наших взаимоотношениях с французами, на том, что действительно происходит сегодня во Франции – стране некогда христианской и отчасти «русской»?

– То старое поколение, которое покинуло некогда Россию, его фактически уже нет. Я, например, представляю второе поколение эмиграции, но есть уже и третье, и четвертое поколения нашей эмиграции… Самое удивительное, я считаю, то, что первое поколение русских действительно смогло передать многим своим потомкам память о России, значение ее, понятие «русская идея». То понятие русской идеи, о которой писали Ильин и Бердяев, о котором начинал писать Соловьев… Про русскую эмиграцию, я считаю, замечательно сказал Бунин: «Мы не в изгнании – мы в послании».

    

В том храме, который освящал Патриарх Кирилл, со мной рядом стояло очень много потомков, храм был полный, а молитвенное настроение охватывало такое, что я стоял во время Литургии и представлял, что это совсем не первая служба, не освящение храма, а будто бы служба здесь совершается уже давно, что мы молимся в намоленном русском храме.

Даже такие чудеса, как освящение нового русского храма, могут происходить в такой исторический период, когда люди забывают Бога

Я думаю, что это тоже связано с тем, что мы как потомки ушедшей уже русской эмиграции получили их «послание» с такой силой, что мы ясно осознаем себя носителями этой русской идеи, у нас есть понимание того, что ее необходимо защищать, что ее необходимо пропагандировать и объяснять во Франции и вообще в Европе, где сейчас постепенно забывают Бога. Следовательно, забывают все значение наших общих христианских корней европейских. Поэтому сегодняшнее историческое событие, думаю, – это некий знаковый сигнал: чтобы они не забывали, что даже такие чудеса, как освящение нового русского храма, могут происходить в такой исторический период, когда люди забывают Бога и забывают веру.

Об этом в произнесенной проповеди ярко говорил Патриарх Кирилл. Он подчеркнул, что в России сто лет тому назад случилось то, что люди захотели создать какой-то новый порядок, основанный на человеческой мысли, но не на Божией мысли. И эту мысль он последовательно развивал. Я видел, как у людей, слушавших это слово Патриарха, на глазах выступали слезы…

– Очень много копий было сломано по поводу предполагаемого строительства этого культурного центра и храма еще до того, как этот проект был осуществлен. Ругали и архитектуру и говорили, что она нетрадиционна для центра Парижа, что это чудовищно, некрасиво, не органично для Франции вообще. Как бы вы оценили, даже с художественной точки зрения, то, что предстало вашему взору?

Появлялись такие проекты, осуществление которых было бы просто оскорбительным

– Если говорить о художественной части, то мне посчастливилось войти в группу сподвижников, которым уже с 2004 года начали говорить о том, что надо было бы построить храм в Париже, потому что наша епархия не имеет своего собора. Собор на улице Петель, который нами использовался до сих пор, представляет собой совсем маленькую церковь, построенную еще эмигрантами. Вначале она располагалась в гараже, потом она фактически переместилась внутрь одного дома. И, конечно, для развивающейся русской диаспоры нужен был настоящий храм, настоящий кафедральный собор. Мне также посчастливилось участвовать в проекте в качестве члена жюри при выборе вариантов храма. И потом я сталкивался со всеми трудностями осуществления проекта. Все они проходили у меня на глазах. Первые трудности были, когда появлялись такие проекты, осуществление которых было бы просто оскорбительным. А их продвигала, между прочим, в том числе, и мэрия Парижа. Они были даже не просто оскорбительными, но, вероятно, даже и кощунственными. И вот, против этого нам надо было бороться.

Надо было бороться и против того, чтобы не прошли проекты, которые вообще не напоминали о том, что такое русская церковь.

Надо было бороться с тем, что было сказано: «Храм должен стоять так, чтобы его было не видно». А получилось совсем наоборот: его сейчас со всех сторон прекрасно видно, так что это тоже победа!

То, что он не соответствует вполне тому, к чему мы традиционно привыкли, это можно понять. Ведь понятно, что в центре Парижа было бы нецелесообразно построить, например, Успенский собор или храм классической русской церковной архитектуры.

Была идея (ее поддерживал даже сам Святейший Патриарх), чтобы присутствовал при строительстве стиль XXI века. Так и получилось: смесь модернизма с традиционными, видными снаружи, золотыми куполами, напоминающими о том, что это – храм Божий.

    

Внутри собора пока поставили временный иконостас, постепенно начинаются росписи стен, затем будет окончательный иконостас из мрамора. Можно уже сказать, что внутри храм будет очень привлекательным, очень теплым.

В храме хорошая акустика, за богослужением пели два хора – хор нашей Корсунской епархии и хор наших семинаристов. Был, конечно, и хор самого духовенства, который вступал в богослужение, когда это положено по уставу.

    

И я думаю, что те люди, которые критиковали и ругали наш проект, называя его слишком современным, каким-то «каменным блоком», сами присутствуя на службе, были под впечатлением всего произошедшего и постепенно изменили свое мнение.

– Храм довольно вместительный, как вам кажется, кто будет его прихожанами?

– Да, он вместительный. Сначала, я думаю, будет такой период энтузиазма, когда люди будут приходить туда или из любопытства, или чтобы узнать новый приход. Но, думаю, все это утрясется. Кроме того, не забывайте о том, что во Францию сейчас приезжают новые поколения эмиграции, много у нас и смешанных семей, в которых родители водят детей в церковь… Если сравнить наш новый собор с католическими храмами – они большие и часто пустые. Что же касается наших церквей – они всегда полны. Их всегда посещает достаточно большое количество прихожан. Думаю, что так будет и впредь.

    

– Благодарю вас, дорогой Александр Александрович! В конце нашей беседы хотел бы услышать несколько слов от вас как от представителя русской эмиграции – от человека, который видит нас со стороны, но помнит вот это «послание», о котором вы уже сказали. И не просто помнит, но несет, сохраняет его для России.

На будущий год мы вспоминаем столетие этой страшной большевистской смуты, когда рухнула православная Империя. Что бы сегодня ни происходило на политической арене, мы все-таки пытаемся услышать и сказать правду, пытаемся «собрать камни» старой России. Какой бы вы могли дать «прогноз» для сегодняшних православных людей, живущих в России?

– Не прогноз, а рекомендацию, если мне будет позволено это сделать. Меня, может быть, обвинят в недостаточном смирении, но я хотел бы всем напомнить: после Смутного времени Православная Церковь всегда совершала Чин покаяния. Покаяние – это не просто попросить прощения в содеянном грехе, это – прийти в себя. Понять и осознать то, что было и чего не должно быть в будущем.

2017 год – столетие русской смуты: я думаю, Россия должна подойти к этой дате с чувством покаяния

2017 год – столетие русской смуты: я думаю, Россия должна подойти к этой дате с чувством покаяния. Для меня это самое важное, я повсюду защищаю эту идею…

– А в чем бы это могло выразиться, на ваш взгляд? Как это воплотить?

– Как воплотить? Недавно я прочел, что на одном православном конгрессе, проходившем в Ставрополе, кто-то выступил и сказал: «А вы знаете, что в свое время Патриарх Тихон получил деньги на то, чтобы выкупить Царскую Семью у большевиков, и эти деньги присвоил?» С одной стороны, мы видим, что идут такие ни на чем не основанные нападения только для того, чтобы кидать грязь в лицо православной России.

С другой стороны, я уверен, что мы должны бороться против так называемого «православного сталинизма». Мы должны понять и осознать, чем являлось Православие и чем являлась победа во Второй мировой войне. И чем был Сталин как один из главных действующих лиц богоборчества.

    

Поэтому мы должны подойти к этой дате с чувством осознания всего происшедшего. Не с чувством примирения! С примирением я тоже не согласен! У Куприна есть цитата: «С одной стороны, это была Россия, с другой – Интернационал». Как можно это примирить?! Это принять и примирить трудно!

Нужно, чтобы сама Россия покаялась, чтобы впредь в будущем никогда не повторилась та катастрофа, которая ощущается до сих пор, – это, я думаю, самый важный момент. Желаю счастья всем читателям и всем русским людям!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Ей хватит силы духа» «Ей хватит силы духа»
Ольга Рожнёва
«Ей хватит силы духа» «Ей хватит силы духа»
Баронесса Рида фон Люэлсдорф об истории белой эмиграции в Синьцзяне, страшных испытаниях и чудесной помощи святителя Иоанна Шанхайского
Ольга Рожнёва
Приют, больше похожий на каторжную тюрьму, голод, насилие, скитания, нищета – все это выпало на долю русской девочки Риты. Но встреча со святителем Иоанном Шанхайским, его молитвы и беседы с ним вернули ей любовь и веру.
Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) «Невероятно, что со мной все это происходит! Я в России»
Баронесса Ирина фон Дрейер побывала в Сретенском монастыре (+ФОТО)
Последний раз ступавшая по русской земле в 1920 году, еще до исхода Белой Армии из Крыма, баронесса Ирина фон Дрейер вернулась в Москву, где родилась 100 лет назад – 15 декабря 1915 года. 17 декабря она посетила Сретенский монастырь и семинарию.
Т.А. Ватсон: «В России я наслаждаюсь жизнью» Т.А. Ватсон: «В России я наслаждаюсь жизнью»
Беседа с родственницей свт. Игнатия (Брянчанинова)
Т.А. Ватсон: «В России я наслаждаюсь жизнью» «В России я наслаждаюсь жизнью»
Беседа с Татьяной Александровной Ватсон – родственницей святителя Игнатия (Брянчанинова)
Родственница святителя Игнатия, живущая в Австралии, о том, как восстанавливался храм в родовом имении Брянчаниновых под Вологдой, что обретает она, приезжая в Россию, о русской эмиграции и австралийской настойчивости.
Выставка документов российской эмиграции открылась в Госархиве Выставка документов российской эмиграции открылась в Госархиве Выставка документов российской эмиграции открылась в Госархиве Выставка документов российской эмиграции открылась в Госархиве
Среди экспонатов – неопубликованные письма митрополита Антония Сурожского
Жемчужина нынешней выставки – архив Юсуповых-Романовых, приобретённый на парижском аукционе. Большой интерес представляют неопубликованные письма митрополита Антония Сурожского. Историю русской эмиграции в документах дополняют фотографии, книги, личные вещи, украшения.
В Китае приняли программу по восстановлению российских памятников на северо-востоке страны В Китае приняли программу по восстановлению российских памятников на северо-востоке страны В Китае приняли программу по восстановлению российских памятников на северо-востоке страны В Китае приняли программу по восстановлению российских памятников на северо-востоке страны
В Шэньяне местные власти намерены перенести храм Христа Спасителя и провести его ремонт.
Проект русского храма на берегу Сены существенно видоизменяют Проект русского храма на берегу Сены существенно видоизменяют
Русская православная церковь всего в нескольких кварталах от Эйфелевой башни должна была стать достойным завершением карьеры архитектора Мануэля Нуньеса-Яновского, пишет журналист The Wall Street Journal Дэвид Готье-Виллар. Однако в марте он получил письмо из Управления делами президента России, в котором говорилось, что контракт с ним расторгнут, поскольку французские власти не одобрили предложенный им проект.
Президент Франции обещает ускорить строительство российского духовного центра Президент Франции обещает ускорить строительство российского духовного центра
«Мы договорились, что все процедуры будут упрощены. Проект духовного центра был пересмотрен, и в скором времени этот центр будет построен на набережной Бранли», — сказал президент Франции Франсуа Олланд на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве с российским коллегой Владимиром Путиным.
Проект строительства русского духовного центра в Париже не остановлен — Олланд Проект строительства русского духовного центра в Париже не остановлен — Олланд
«Французские власти поддерживают проект строительства российского духовно-культурного православного центра на набережной Бранли в Париже, но он нуждается в доработке, сказал президент Франции Франсуа Олланд. Мы придерживаемся необходимости реализации этого проекта. Это обязательство, которое мы взяли на себя в отношении России», — заявил Ф.Олланд в интервью радиостанции «Эхо Москвы» в четверг.
Строительство храма в Париже не должно затянуться Строительство храма в Париже не должно затянуться
Проект российского культурно-духовного центра в Париже в доработке, но заявленные ранее сроки начала строительства не будут сильно задержаны, заявил посол России во Франции Александр Орлов
Комментарии
из эмиграции 3 января 2017, 05:56
Очень хорошо что он сказал насчет сталинизма! Это самое жуткое искажение исторической реальности которое сейчас ведется против России, и то что это муссируется в ней самой а не из вне, тем хуже. Если уж этой неправде не будет отпора, то про все остальное останется скорбно сказать так вам и надо
АлександрГ. 27 декабря 2016, 13:47
Мне кажется лучшее, что мы сейчас можем сделать для того, чтобы прекратить смуту в головах, это послушать нашего Святейшего Патриарха и наше Священство. Послушать, услышать и просто послушаться. Это немного.
НН27 декабря 2016, 10:04
/Февральская революция уничтожила монархию, но не империю/ - Солженицын и др. "метили в коммунизм, а попали в Россию". Аналогия просматривается, ВИДЕТЬ, думать и понимать надо. История не нуждается в оправданиях, она - НАША КАКАЯ ЕСТЬ. Жить надо НАСТОЯЩИМ с оглядкой на прошлое и думать о будущем.
Иоанна_26 декабря 2016, 14:41
Февральская революция уничтожила монархию, но не империю. А перенос всей вины за разрушение старой России с Октябрьской революции на Февральскую имеет целью оправдать большевиков и их злодеяния. КАК БЫ им больше ничего не оставалось, как взять власть и развязать террор против народа и против Церкви.
Павел26 декабря 2016, 10:44
Не покаяться и не примириться нужно. Надо признать, что было ДВЕ ПРАВДЫ - правда господ и правда рабов, правда белых и правда красных. А сегодня это правда тех, кого называют патриотами, и тех, кого называют либералами. Пришло время сделать правду одну - РОССИЙСКУЮ (или даже Евразийскую).
Иван Х.26 декабря 2016, 07:46
Большевистская смута уничтожила Империю? Нет. Империю уничтожили предатели-дворяне в феврале 1917. И уже в марте полностью прекращено богослужебное поминовение царской власти в принципе. Это уничтожило Империю. Большевики пришли потом. Бог дал стране пол года на покаяние. Но не раскаялись...
Валерий Ивкин24 декабря 2016, 22:28
Очень верно сказано, что сто лет русской Смуте. Смута еще не закончилась, к сожалению.
Татьяна Рачинская24 декабря 2016, 16:18
мир вам! Это здорово говорить о покаянии и смирении,но кто предал русского царя....его приближенные,высший свет и тепереь потомки этих представителей ,полные смирения и покаяния ,говорят о том,что нынешняя Россия должна покаяться.На все ВОЛЯ БОЖИЯ.Аминь
Александра24 декабря 2016, 10:18
Как это странно! Такой красивый собор, такие слова обо всем! И в конце - должны покаяться! Все в руках Божьих, и то, что произошло 100 лет назад в том числе. А тут как-то получается, что Бог вычеркнут! Какой-то революционный опять лозунг. Жалко.
евдокия23 декабря 2016, 22:55
Непонятно во-первых, кто должен каяться? Моя семдя и я никого ниоткуда не выгоняли. Это раз. Во-вторых, если уважаемый интервьюируемый не видит ну просто ОГРОМНОЙ вины тогдашних властителей , то бишь дворянства, что веками богатели кровавым потом народа и преклонялись перед всем западным, печально.
Елена23 декабря 2016, 13:17
Надо бы по Чину соборно покаяться за убийство нашего святого императора Николая II (предали все слои общества), чтобы не была кровь Царя-Мученика на нас и на детях наших. В XVII в.- соборный чин Патр. Иова и Ермогена. Многие до сих пор верят клевете о Царе-мученике и о жизни народа при Его правлении
Мария23 декабря 2016, 12:56
За что каяться?
Мои предки, крестьяне, также пострадали от революции как и дворяне.
Хватит уже говорить про народное покаяние за 1917! Тогда пусть и потомки дворян каются - так как аристократия русская тоже была отнюдь не безгрешной и ненависть революционеров к дворянам не на пустом месте появилась.
Ольга23 декабря 2016, 00:22
Спаси Вас Бог,Александр Александрович,за Ваши мудрые слова и за Ваш труд!
НН22 декабря 2016, 19:40
С примирением я тоже не согласен! - а с Вами не согласны 4 поколения русских людей! Поверьте нам и нашим предкам не покидавшим и СОЗИДАВШИМ Россию, виднее. Сейчас в эмиграции не по своей воле оказалось 25млн русских - спросите у них, хотят ли они примирения. Спасибо, князь что не воевали против.
тамара22 декабря 2016, 16:05
Божией Вам помощи,Александр Александрович,всегда и во всём.Благодарим,что говорите нам правду о прошлом нашей Родины ,о покаянии и о осознании происшедшего, и о нашей жизни дальше..всё это истинная правда.
Татьяна22 декабря 2016, 15:54
Господь сподобил быть на этой литургии.Было светло-радостно будто Пасха настала, как сказал князь: "молитвенное настроение охватывало такое...будто бы мы молимся в намоленном русском храме". По архитектуре выглядит отлично и вместе с тем вписался будто так и задумано. Туристы оценили-фотографируют.
Владимир Степанов22 декабря 2016, 15:17
Православный люд, мир вам!
В целях понимания Покаяния (что выше), подскажите вот что. Допустимо ли поминать Иосифа (Сталина) в келейных молитвах в разрезе того, что он разрешил в 1943 году вопрос с узаконением Церкви, и этим сохранил преемственность рукоположения и отменил гонения. Как думаете?
АлександрГ. 22 декабря 2016, 14:13
Покаяние, это перед Богом. Осознание и понимание это для потомков. Так, что вряд ли уместна публичность в таком деле, как Покаяние. А вот осознание и понимание должны быть публичными. Лучшее из того, что я слышал это недавняя беседа отца Тихона на телеканале Спас и вчерашняя передача Б. Костенко.
прот. Борис22 декабря 2016, 11:38
В феврале 1917 дворянство (при помощи талмудистов) свергло в России Царя, с целью вернуть себе утраченные привилегии (даровой труд крепостных, отсутствие обязанностей перед государством и др.). Народ за предательской элитой не пошел, это увидели большевики и в октябре 1917 свергли диктат дворян.
Любовь22 декабря 2016, 09:33
Я подхожу к этой дате с чувством благодарности.Ни о чем не жалею,А князя тоже благодарю что дали нам возможность сделать так как мы хотели.И пожелать вам радости.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×