ПРАВОСЛАВИЕ 2000
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ 2000 АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
   

СРЕТЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

АНАЛИЗ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
РУССКИЙ ИДЕОЛОГ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ НЕДЕЛИ
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
СОБЫТИЯ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

анкета

"ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН" РАСЧЛЕНЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РЕАЛИЗУЕТСЯ НА УКРАИНЕ

ЧАСТЬ 1. ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ В РОЛИ РАСЧЛЕНИТЕЛЯ.
Патриарх Варфоломей на церемонии получения Золотой медали Конгресса США
Патриарх Варфоломей на церемонии получения Золотой медали Конгресса США

Вполне естественно, что по вопросам, касающихся будущего народов и государств, разворачивается общенациональная полемика, в которую включаются все общественные и интеллектуальные силы. Всем памятна полемика и напряженная борьба вокруг сохранения СССР, против "брестского мира" постсоветской эпохи-договора с Украиной. Между тем, в наше время ожесточеннейшая борьба происходит вокруг другого важнейшего вопроса - сохранения целостности Русской Православной Церкви, единственной практически на всем пространстве СНГ нерасчлененной структуры с центром в Москве, "последней крепости" Исторической России и разделенного русского народа.

Однако Церковь в борьбе за свое единство предоставлена сама себе. Российское общество словно не замечает происходящих событий. Между тем, противники России придают вопросу расчленения Русской Православной Церкви колоссальное значение, вкладывают огромные финансовые, политические и информационные ресурсы. Не секрет, что вмешательство во внутрицерковные дела приобрело на Украине черты государственной политики. Именно власти инициировали и поддержали микроскопические раскольнические структуры УАПЦ, а затем создали т.наз. "Киевский Патриархат" - для того, чтобы использовать эти раскольнические структуры как инструмент шантажа канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата с целью добиться от нее отделения от московского духовно-административного центра. Многолетний шантаж (1991-2000 гг.) ни к чему не приводит, раскольнические структуры, несмотря на мощнейшую поддержку, так и остаются маргинальными.

Доминирование Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве вызывает явное раздражение оппонентов России, некоторые из которых, например Бжезинский, называют русское Православие врагом №1 для США. Видя бесперспективность лобовой атаки против РПЦ, которая ее только консолидирует, ее противники пошли другим путем. А именно - поиском наиболее слабого звена в православном мире, через которое можно осуществить демонтаж Московского Патриархата квазилегитимным путем. Такое слабое звено нашлось в лице Константинопольского Патриарха Варфоломея (Архондонис), первоиерарха одной из самых мелких Поместных Церквей православного мира, вся паства которой составляет не более одной московской епархии Русской Церкви.

Со времен падения Византийской империи Константинопольские патриархи потеряли политическую самостоятельность, стали фактическими заложниками Османской империи, но сохраняли свою преданность православному вероучению, использовали свой авторитет для политической поддержки преемницы Византии - Российского царства (так, Константинопольский патриарх Паисий сыграл важную роль в принятии малороссийским гетманом Богданом Хмельницким решения о московском подданстве). Однако в 1920-е годы в Константинопольском Патриархате произошел церковно-политический переворот, в результате которого к власти пришли сторонники экуменизма и радикальной реформации Православия. Они поддержали обновленческий раскол в СССР, способствовали разгрому православного монашества и старчества Валаамского монастыря, стоявшего на строго ортодоксальных позициях. Таким образом, к политической зависимости прибавилась еще и вероисповедная шаткость.

В таком виде Константинопольская Патриархия существует и в наши дни - Патриарх имеет право служить только четыре раза в год, митрополиты, епископы и священники не имеют права ходить по Стамбулу в священнической одежде, турецкими властями закрыта духовная семинария на острове Халки, экуменическая политика Константинополя вызывает мощнейшую оппозицию как в греческих (в лице Иерусалимского Патриархата и монашеской республики на Афоне - духовного центра мирового Православия), так и в славянских Православных Церквях. В свою очередь, известные круги США, пользуясь зависимым положением Константинопольского Патриархата, принуждают его к беспрецедентному вмешательству во внутренние дела Русской Православной Церкви с целью ее максимального расчленения (следует отметить, что все действия, о которых речь пойдет ниже, не имеют и тени легитимности с православно-канонической точки зрения).

Полигоном избирается Эстония. В 1996 году Константинополь создает там епархию, параллельную московской. В ответ Московский Патриархат прерывает церковное общение с Константинополем. Но Русская Церковь остается в политическом вакууме - либеральный политес и СМИ обвиняют Московскую Патриархию в пресловутых имперских амбициях, и "с пониманием" относятся к стремлению эстонских властей освободиться от "последней крепости" Москвы - РПЦ. Однако, видя жесткий ответ Московского Патриарха, Варфоломей Предлагает зыбкий компромисс - согласие на сосуществование двух параллельных епархий в Эстонии (каноническое церковное право не предусматривает никаких параллельных юрисдикций, любое вмешательство считается расколом), в обмен на принцип свободного самоопределения приходов и юридическую регистрацию Эстонской Церкви Московского Патриархата. Церковное общение было восстановлено именно на этих условиях. Соответствующий документ был подписан на переговорах в Цюрихе в 1996 году. Однако данное соглашение было использовано Патриархом Варфоломеем лишь для укрепления своей юрисдикции в Эстонии. Эстонская Апостольская Церковь Московского Патриархата до сих пор не зарегистрирована.

Одновременно Константинопольский предстоятель готовится к главному "прыжку" - на Украину. В 1995 году он принимает в свою юрисдикцию т.наз. "Украинскую Православную Церковь в США", являющуюся одной из группировок пресловутой "Украинской автокефальной церкви" - не имеющей законной иерархии структуры протестантского толка. Этими действиями Константинопольский Патриархат сделал свое каноническое положение еще более уязвимым - отныне в его структуре имеется группа с самопровозглашенными епископами. Нарушается апостольское преемство (непрерывная цепь рукоположений епископов, которая тянется от апостолов, является необходимым условием бытия Церкви как таковой) самого Константинопольского Патриархата. Принимая эту группу в свою юрисдикцию, Патриарх Варфоломей сделал беспрецедентное и попросту абсурдное заявление, что он признает Московский Патриархат только в границах 1591 года - времени ее установления. Таким образом, он оформил свои претензии не только на Украину, но и на Белоруссию и даже Смоленскую епархию, которая входила тогда в состав Киевской митрополии. Смехотворность данного заявления в том, что Константинопольские патриархи в течении трехсот лет не сомневались в каноничности перехода Киевской митрополии под власть Патриарха Московского в 1686 году и этого вопроса попросту не существовало.

Однако главные действия начались в 2000 году. Перед смертью "патриарх" УАПЦ Димитрий Ярема оставил завещание, в котором предложил своим последователем переходить в юрисдикцию УПЦ в США. Из конфиденциальных источников известно, что в этом завещании принял участие "архиепископ" УАПЦ Игорь Исиченко, деятель откровенно проуниатской ориентации. В ответ на завещание "митрополит" Константин (Баган), лидер УПЦ в США под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, заявил о своем вступлении в управлении УАПЦ. Таким образом, Константинопольский Патриархат де-факто вступил в управление УАПЦ. 14-15 сентября в Киеве прошел "Собор" УАПЦ, на котором "митрополит" Константин был избран "духовным пастырем" УАПЦ. Решение опять же абсурдное - духовным пастырем является каждый священник и епископ, такой иерархической должности в Церкви нет в принципе. Впрочем, сторонники реформации Православия считают каноны устаревшими и могут выдумать все, что угодно. На практике данное решение означает то, что Константин стал неформальным руководителем УАПЦ. Подобный статус позволяет Патриарху Варфоломею контролировать УАПЦ, одновременно оставляя себе свободу маневра в вопросе признания этих раскольников де-юре.

В самом конце октября Патриарх Варфоломей прибыл с визитом в Эстонию, где заявил о своем выходе из цюрихских договоренностей, о признании только своей юрисдикции в Эстонии и потребовал от Московской Патриархии отозвать из Эстонии своего архиепископа Корнилия (Якобса). И это при том, что 90% православных Эстонии находятся в юрисдикции Московского Патриархата. В ответ Священный Синод Русской Православной Церкви 8 ноября выступил с жестким, но взвешенным заявлением, в котором заявил о прекращении всех политических и прочих отношений с Константинопольским Патриархатом (сохраняется лишь евхаристическое общение - Русская Православная Церковь не отрицает благодатности таинств, совершаемых Константинопольской Церковью) и фактически объявил бойкот Патриарху Варфоломею. Архиепископ Таллинский Корнилий не только не был удален из Эстонии, как требовал Константинополь, но был возведен в сан митрополита.

Очевидно, что для Константинопольского Патриархата вояж в Эстонию был только "разведкой боем" перед решающими событиями на Украине, которые развивались следующим образом. Прибывший на Собор УАПЦ в сентябре 2000 года представитель Константинопольского Патриархата Анатолий Лысый заявил в интервью киевской газете "Крещатик", что, вероятно, Патриарх Варфоломей снимет анафему с Филарета Денисенко - т.наз. "патриарха Киевского", лидера одной из двух раскольнических группировок, который за аморальное поведение и учинение раскола был отлучен от Церкви Архиерейским Собором РПЦ 1997 года. Данное заявление свидетельствует о беспрецедентном размывании самых основ церковной жизни у стамбульских деятелей: снять анафему, как и любое церковное прещение, может только тот, кто ее наложил. подобные высказывания нельзя назвать иначе, как хулиганством.

Еще одной проблемой для противников Русской Православной Церкви является наличие острых противоречий между двумя группами раскольников: "Украинской автокефальной церковью" и "Киевским патриархатом". Суть их сводится, во-первых, к личным моментам - Филарет Денисенко (бывший митрополит) видит главой объединенной "независимой церкви" исключительно себя, а УАПЦ хотели бы иметь главой "поместной украинской церкви" Константина (Багана). Кроме того, "Киевский Патриархат"- это собрание прагматичных людей, а также тех, кто по различным причинам был лишен сана в канонических поместных Православных Церквах. Этот "дисциплинарный раскол" насчитывает около 3000 приходов, подавляющее большинство которых находится на Галичине и Волыни. УАПЦ, маргинальная структура, практически не представленная за пределами Галиции, - это идейные сторонники сближения с унией, с католицизмом, фактические проводники филокатолических и обновленческих идей в православной среде. Это идейный раскол. Подобных же взглядов придерживается и Патриарх Варфоломей, получивший научную степень в Ватикане.

Для того чтобы создать "поместную церковь" под эгидой Константинопольского Патриарха, необходимо объединить эти две структуры. Так как это не удалось на "Соборе" УАПЦ, под давлением правительства 18 сентября "епископы" УАПЦ и КП подписали письмо Патриарху Варфоломею, где содержится просьба о создании постоянно действующей комиссии, которая бы размещалась в Киеве, вела согласительные переговоры "со всеми заинтересованными сторонами" и способствовала организации многосторонних переговоров, в которых бы приняли участие представители УАПЦ, КП, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата", представители Патриарха Варфоломея и Патриарха Алексия. Подобного рода конструкция не имеет никаких канонических оправданий: представители раскольнических группировок могут вернуться в Церковь только одним путем - путем покаяния в грехе раскола. Для этого не нужно никаких комиссий, тем более из представителей Леонида Кучмы и Патриарха Варфоломея, который вообще не имеет никаких прав что-либо предпринимать на канонической территории Русской Православной Церкви. Впрочем, напрашиваются исторические хронологии - подобным образом, путем всякого рода переговоров и сделок, создавалась печальной памяти Брестская уния 1596 года.

24 октября 2000 года президент Кучма принял лидеров УАПЦ "архиепископа" Игоря Исиченко и "митрополита" Мефодия Кудрякова. На встрече Кучма заявил о том, что государство продолжит работу по созданию Украинской поместной церкви, т.е. вмешательство в церковные дела будет продолжено. 8 ноября по 3 представителя от "Киевского Патриархата" и "УАПЦ" отправились в Стамбул, где в Константинопольской Патриархии при участии секретаря Синода Константинопольской Патриархии митрополита Филадельфийского Мелитона - одного из самых экуменически настроенных иерархов, представителями "Киевского Патриархата" и УАПЦ был подписан документ под названием "Договоренность". Согласно этому документу подписавшие стороны отказываются от взаимных обвинений и от перехода из одной "церкви" в другую. До "объединительного собора" обе группировки отказываются от "рукоположения" "епископов". Затем делегация раскольников была принята Патриархом Варфоломеем, который обещал, в случае объединения УАПЦ и Киевского Патриархата, предоставить этому собранию автокефалию. Создана также "согласительная комиссия" из представителей Варфоломея и раскольников.

Подобного рода заявлениями и встречами, которые свидетельствуют о признании несуществующей "иерархии" не только УАПЦ, но и "Киевского Патриархата", Константинопольская Патриархия окончательно выводит себя за рамки канонического поля. После этого ее можно считать православной лишь с очень большими натяжками. Естественно, ни о каком участии представителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в данной комиссии не может быть и речи. В свете этих событий Русская Православная Церковь просто обязана взять на себя ответственное бремя блюстителя мирового Православия.

Кирилл Фролов


Читайте в следующих публикациях:

Часть 2. Информационная поддержка труда расчленителей

Часть 3. Реальное положение дел в Украинской Церкви

 

Смотри также:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ 2000