(память 29 апреля / 12 мая)
Святитель Василий Острожский - один из самых почитаемых (как раньше, так и сегодня) сербских святых. Это, несомненно, связанно с тем, что до сих пор не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия. Многочисленные свидетельства очевидцев - наших современников, видеозаписи укрепляют почитание этого самого милосердного святого в народе. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. В 70-х - 80-х годах прошлого века в день Святой Троицы (престольный праздник монастыря Нижний Острог) собиралось со всех сербских земель около 15 тысяч человек, что составляло 1/10 часть тогдашнего населения Черногории.
Он родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610г. у набожных родителей Петра и Анастасии Йованович и при крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему.
Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь Завала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна - Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и Святых Отцов, а также полезным светским наукам.
Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре Преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического чина.
Из монастыря Тврдош Св. Василий направился в Черногорию, где тогдашний черногорский митрополит Мардарий (по прозвищу Корнетский владыка) задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории, при попустительстве Мардария, иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Св. Василий убеждал митрополита выступить против латинской ереси, но Мардарий его не слушал.
Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду новорожденный ребенок проговорил: "Корнетского владыки".
Тогда Василия оправдали, а Мардария "каменовали" (забросали камнями), насыпав над ним каменный курган, который называют "могилой Корнетского владыки".
После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды Св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить.
Вскоре Св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ.
На Афоне Cв. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращению его в Печ, патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше.
Вернувшись в родные края, Святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами Святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.
В то время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, чья резиденция находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский патриарх Св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил восточную и западную герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом Св. Василия.
Турецкие притеснения вынудили Святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге Св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженскую церковь. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.
Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667г. у печского патриарха Максима, Святитель поведал ему о насилиях белопавлического князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах и Господь, по предсказанию Св. Василия, вновь утешил его мужским потомством.
Неустанно подвизаясь в посте и молитве Святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671г. в своей келии мирно предал свою душу в руки Господа. Из скалы, у которой находилась его келия, выросла виноградная лоза. Тело Святого монахи погребли в Введенской церкви.
Чудеса Святого Василия
Спустя семь лет после своего упокоения в 1678г. Святитель явился во сне игумену монастыря в Жупе Никшичской Рафаилу Косиеревцу и повелел ему прийти в Острог и открыть его гроб. Игумен не придал своему сну никакого значения. Этот сон повторился во второй раз, но также безуспешно. В третий раз явился игумену Св. Василий, облечённый в архиерейские одежды и с кадильницей в руках. И когда Святитель кадил, - из кадильницы вышел жар и опалил игумена по лицу и рукам. Игумен пробудился и с великим страхом рассказал о видении братии своего монастыря.
После игумен Рафаил пошёл в Острог и поведал о воле Святого острожским монахам. Иноки установили строгий пост, служили ежедневно литургии, и через 7 дней, окадив гроб Св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были жёлтые как воск и благоухали как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает и сейчас.
Весть об открытии мощей Св. Василия быстро разнеслась по всем православным краям, и народ стал стекаться к его гробу.
Среди многих паломников был и последний печский патриарх (1763-1765гг.) Василий (Бркич-Йованович), умерший в Петербурге в 1772г. и похороненный в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Патриарх Василий бежал от турецких притеснений и нашёл убежище в Черногории. В Остроге он провёл 6 месяцев и в это время составил службу и житие Святителя.
Акафист Св. Василию в 1947г. составил протоиерей Василий Ивошевич, ученик другого черногорского святого - преподобного Симеона Дайбабского (Поповича). Первую икону Василия Острожского написал Гавриил Дмитриевич в монастыре Морача спустя 30 лет после прославления Святителя.
Как во время земной жизни Св. Василий подвергался гонениям от неприятелей Божиих, так и после его блаженной кончины враги не оставляли в покое мощи его. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню.
В 1714г., когда кровавый Нуман-паша Чуприлич с огнём и мечём прошёл всю Черногорию, острожские монахи закопали мощи Святителя на берегу реки Зеты. Вода омывала ковчег, но мощи остались неповреждёнными.
Во второй раз мощи спасали в 1852-1853гг., когда турки во главе с Омером-пашой вторглись в Черногорию с 4-х сторон. Измаил-паша с шеститысячным войском неожиданно подошёл к Острогу. Брат черногорского князя Мирко Петрович-Негош с сотней черногорцев пробился к Верхнему монастырю и, засев за его стенами, мужественно отражал все нападения. Турки врывались во двор, где резались в рукопашную. Даже помосты церкви были залиты кровью. Трупы турок усеяли все скаты Острожской горы. Лишь когда к монастырю подошёл сам Омер-паша с 17 тыс. войска, черногорцы, взяв мощи Св. Василия, ночью проскользнули мимо неприятеля, и ушли в Цетинье. Там положили ковчег с мощами в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Цетиньского монастыря рядом с мощами Св. Петра Цетиньского. Сам Острог был сожжён турками.
Третий раз святыню спасали в начале июня 1877г., когда Сулейман-паша с боями подошёл к Острогу. Мощи Святителя вновь хранились в Цетиньском монастыре.
Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903г., писал: "Мощи эти - величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя".
В феврале 1942г. монастырь захватили красные партизаны Тито и провозгласили Острожскую республику. Партизан Миушкович приказал сбросить с монастырской стены икону и мощи Св. Василия, но откуда-то упала граната и осколками ее Миушкович был смертельно ранен. А через несколько дней и его брат погиб недалеко от Острога.
В феврале 1942 г., во время обстрела немцами Острога, один снаряд из горного орудия ударил в каменную стену над Верхним монастырём, разбил двери церкви Честного Креста, но не взорвался, а при падении о пол церкви раскололся на две части. Позднее специальным исследованием было выяснено, что снаряд был исправен и должен был разорваться. Очевидно, что Святитель не допустил вреда своей церкви. Снаряд и сейчас хранится в Верхнем Остроге.
Один ремесленник с окраины Никшича тяжело заболел. Врачи при осмотре поставили диагноз: полный паралич. Никакое лекарство помочь не могло. Больного совсем скрючило. Родные хотели отнести его в Острог, к мощам Святителя, но он отказался, так как был атеистом. Но через некоторое время ему во сне явился Св. Василий и позвал в свой монастырь для исцеления. Поразмыслив, этот человек стал просить, чтобы его отвезли в Острог. Там он исповедался и одну ночь провёл перед ковчегом с мощами Святителя, где над ним читали молитвы. Вскоре он полностью выздоровел и из благодарности Василию Острожскому крестил своего сына в честь Святого.
В 1954г. некий Драго Джабаркапа тяжело заболел болезнью желудка. Боли были непереносимыми, и больной уже не мог двигаться без посторонней помощи. Предстояла операция. В марте 1955г. ему приснился необычный сон. Снилось ему, что он идёт незнакомым путём. Всю душу охватил страх. Во сне Драго свернул с дороги в небольшую пещеру. Из мрака появился незнакомый человек и повёл его к небольшой двери. За дверью находилось красивое и очень светлое помещение, хотя ламп нигде не было видно. Незнакомец сказал: "Заночуй здесь, это дом Святого Василия." Проснувшись, больной рассказал сон своим родителям, и, посоветовавшись с ними, решил поехать с матерью в Острог. В монастыре он провёл два дня, ежедневно читая молитвы Святителю. А после, полностью выздоровев, вернулся в свой дом.
В конце июня 1996г. в Острог из Крушевца родители привели четырнадцатилетнюю дочь Снежану. Когда они работали в Германии, их дочь примкнула к сатанистам, участвовала в их сборищах на кладбищах и целиком попала под власть дьявола.
Родители долго терпели ее состояние, но когда терпение их иссякло, решили отвести Снежану в Острог и оставаться там пока она не излечиться. И было им по вере их.
Сразу по прибытии в Острог было невозможно привести Снежану к мощам святителя. Такая дьявольская сила была в хрупкой девочке, что двое мужчин не могли ввести ее в церковь. Она кричала, билась, кусала себя и других. С трудом удалось удержать девочку, чтобы она не бросилась с балкона. В первый день священники были вынуждены служить молебны у автомобиля. Всю ночь девочка кричала.
Во второй день Снежану ввели в церковь, но приложиться к мощам она не смогла. Девочка опять кричала, кусала себя и других. Вновь был отслужен молебен, на этот раз в церкви. Всю ночь за девочкой бдительно присматривали.
На третий день Снежана сама вошла в церковь и приложилась к мощам Св. Василия и ко кресту, а после молебна вышла смирная как овечка.
Якоже в животе бе милостив к немощным и недужным телом и душею; тако и после смерти велми милосердствуя помогает не токмо верным, но и простодушным мухамеданцам, иже приходят к нему, ища и моля его о помощи и исцелении от недугов и бесовских нахождений.
(Из "Сербляка" - богослужебных молебных правил святых сербского рода")
Олег Кузеванов
Смотри также:
|