С приветственным словом к участникам Чтений обратились спикер
Государственной Думы Г.Селезнев, руководитель администрации президента
А.Волошин, мэр Москвы Ю.Лужков.
С докладом “Проблемы духовного школы” выступил министр
Образования и науки республики Беларусь Василий Иванович Стражев.
Он рассказал о состоянии и проблемах образования и воспитания
в республике Беларусь, о направлении, по которому ведутся поиски
путей решения проблем современного образования. С докладом “Православие
- судьба России” выступил президент Российской Академии образования
Николай Дмитриевич Никандров.
На торжественном заседании в Государственном Кремлевском дворце
выступил министр образования В.Филиппов. Министр образования в
начале своего доклада отметил, что нынешние Чтения по времени
неслучайно совпали со Всероссийским совещанием работников образования,
проходившем в Кремлевском дворце съездов за несколько дней до
открытия Чтений, в котором приняли участие делегаты, представлявшие
все уровни российского образования от всех 85 субъектов Российской
Федерации. По словам министра, эти 2 события совпали не только
по времени, теме и месту, а также и по своему смыслу и духу, что
обусловлено неустанным вниманием Православной Церкви к образованию
детей и молодежи.
Министр поделился итогами Всероссийского совещания работников
образования. Итогом Совещания стало преодоление в основополагающих
принципах противоречий во взглядах на пути преобразования общеобразовательной
и профессиональной школы. Участниками Совещания была принята
Доктрина образования РФ, определившая основные цели его развития
и пути их достижения на ближайщие десятилетия ХХI века. Центральное
место в этом стратегическом документе, по словам докладчика, отведено
нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений, т.е.
решению именно тех задач духовного становления личности, на которых
Православие неизменно концентрирует внимание человека, семьи и
общества.
По словам министра, “общество вновь приняло и поняло необходимость
воспитания и обращение к нетленным истинам христианства и Православия”.
Министр образования сделал в своем докладе серьезный вывод, что
“Российское государство возвращается в сферу образования”. После
периода поисков своего места в изменившемся российском общество
оно проявило волю и способность выступать не только в качестве
мытаря, сколько в качестве пастыря в соответствии с нашими историческими
традициями.
В стране в настоящее время около 670 тысяч детей оставшихся без
попечения родителей. По словам Министра, сирот сегодня примерно
столько же, сколько было после Великой Отечественной войны.
В августе 1999 года Минобразования совместно с Московской Патриархией
был подписан Договор о сотрудничестве, предполагающий реализацию
совместных программ, направленных на подъем духовности в развитии
образования в России, противодействующих распространению в среде
молодежи пороков наркомании, алкоголизма, табакокурения. Поэтапное
введение в процесс образования стандартов по специальности теология
и религиоведение, а также организацию совместных мероприятий празднованию
2000-летия христианства и вступления в 3-е тысячелетие.
В заключение министр выразил надежду, что “Русская Православная
Церковь усилит взаимодействие с Минобразования через своих представителей
в органах местного самоуправления, а также путем непосредственного
участия в деятельности попечительских советов, учебных заведений
и родительской общественности. Это самый влиятельный инструмент
воздействия на духовный климат учебных заведений и их жизниустройства.
Самый прямой путь к разуму и совести людей. Но надо идти по этому
пути вместе”, - заключил В.Филиппов.
С докладом «Православие и наука на пороге третьего тысячелетия»
выступил Председатель Отдела религиозного образования и катехизации
Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев). «Ученые Нового
Времени, - отметил игумен Иоанн, - никогда не были атеистами,
напротив, они были движимы искренним религиозным рвением. Исследование
природы понималось ими прежде всего как стремление постичь Божественный
замысел. Бог даровал людям две книги — Библию, в которой изложено
слово Творца, и «книгу природы», изучая которую человеческий ум
поднимается к пониманию того, что за красотой, гармонией, целесообразностью
и согласованностью мироздания обязательно должен быть Тот, Кто
его создал…»
«В настоящее время, - подчеркнул игумен Иоанн, - в нашей стране
широко распространяется и пропагандируется псевдонаука и различного
рода оккультные учения антинаучного содержания. Эту опасность
ясно сознают и сами ученые, которые сознательно или инстинктивно
тянутся к Православию. Зачастую они исповедуют идентичные или
чрезвычайно близкие нам взгляды, но выражают их другим
языком. Терминологические расхождения часто вызывают недоразумения.
Ученые иногда упускают из виду, что богословие это тоже наука
с четко разработанной на протяжении двух тысячелетий терминологией,
и произвольная замена там установившегося термина тем или иным
синонимом не всегда корректна».