Единство Православных Церквей – это единство братьев, которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве. Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов). Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область – не для почестей и прибытка, но для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти.
В полном соответствии с этим духом братской любви и соучастия в общем деле спасения, Православная Церковь на Вселенских Соборах установила четкие правила, которыми должны руководствоваться предстоятели Поместных Церквей. Так, второе правило II Вселенского Собора гласит: "Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области и да не смешивают церквей; но по правилам, александрийский епископ да управляет церквами только египетскими, епископы восточные да начальствуют только на востоке, с сохранением преимуществ антиохийской церкви, правилами никейскими признанных, также епископы области асийския да начальствуют только на Асии, епископы понтийские да имеют в своем ведении дела токмо понтийския области, фракийские – токмо Фракии…" Третье правило этого же Собора говорит о "первенстве чести", которое имеет Константинопольский предстоятель в православном мире (после римского епископа, впоследствии отпадшего от Вселенского Православия), - первенстве чести, но не первенстве власти. 36-е правило V-VI-го Трулльского Собора устанавливает "порядок чести" первых четырех Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, - на основании которого складывается и пополняется диптих Поместных Церквей. Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения.
Нарисовать этот образ "единства в многообразии" и призван проект "Поместные Церкви", открытый сайтом "Православие.Ru". Проект не преследует сугубо научных целей, хотя многие из его материалов представляют научную ценность. Создатели не ставили перед собой и никаких пропагандистских задач – напротив, главная его задача заключается в представлении максимально объективной картины. Именно поэтому авторы статей могут высказывать противоположные точки зрения на те или иные проблемы Поместных Церквей.
Проект открыт для контактов со всеми заинтересованными сторонами. Объем информации настолько велик, что наполнение базы данных будет происходить постепенно, по мере поступления и обработки материалов. Надеемся, что образ вселенского Православия вдохновит нас на исполнение завещания апостола Павла: "Храните единство духа в союзе мира".
Просим всех, кто заинтересован в
реализации этого проекта, присылать свои предложения
по адресу: editor@pravoslavie.ru